Конспект урока по теме "Искусство в религиозной культуре".
план-конспект урока (4 класс) по теме

Коровина Нина Георгиевна

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_14._iskusstvo_v_religioznyh_kulturah.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Искусство в религиозной культуре.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: икона, каллиграфия, арабеска.

Средства наглядности: компьютерная презентация

Ход урока

  1. Организационный момент

Искусство заключается в том,

Чтобы найти необыкновенно

В обыкновенном и обыкновенное

В необыкновенном».

                                  (Д. Дидро). (Слайд 2)

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
  1. Беседа по вопросам.
  1. Для чего люди начали создавать священные сооружения? Как вы считаете, могли ли они обойтись без них?
  2. Что такое скиния?
  3. Что такое Стоунхендж?
  4. Где он расположен?
  5. Почему синагога не считается у евреев храмом?
  6. Что такое икона?
  7. Как должен вести себя мусульманин в мечети?
  8. Как возникли буддийские храмы?
  1. Запись в тетрадь темы урока. Работа по теме урока.
  1. Беседа.
  1. Что такое искусство?

(Слайд 3: определение понятия «искусство»)

  1. Почему религия предполагает искусство?
  2. Почему верующим необходимы предметы искусства?
  3. Можно ли священные сооружения разных религий назвать произведениями искусства?
  1. Комментированное чтение текста из учебного пособия (стр. 34).
  2. Искусство в религиозной культуре христианства.
  1. Так как Иисус Христос родился на земле и жил среди людей, о нем можно не только написать в книге, но его можно и изобразить. Очень скоро среди христиан появились изображения Христа, его матери Марии и святых. Эти изображения стали называться иконами. Слова «икона» в переводе с греческого языка означает «образ».

(Слайд 4: Определение понятия «икона»)

  1. Храм заполнен иконами. Во многих христианских семьях есть иконы.
  1. Есть ли иконы в вашем доме? Как они называются?
  1. Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека.

(Слайд 5:  Владимирская и Казанская иконы Божией Матери)

  1. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не подает на него извне.
  2. Свет вообще главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.
  3. Золотой фон иконы иконописцы называют светом.
  4. Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом, и сам же, напитавшись им, излучает свет.
  5.  Это нимб – знак Божией благодарности. Самое поразительное, что есть в иконе, это – лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза святых передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие».

(Слайд 6: определение понятия «нимб»)

  1. Иконы чаще всего пишут на деревянных досках из липы, ели, сосны. Доску покрывали специальным составом, изготовленным из мела и рыбьего клея. На подготовленной поверхности выполнялась первая прорисорвка изображения, а затем вторая, более подробная. После этого начиналось собственно письмо иконы. Сначало золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, складки одежд. Затем красками писали одежды, строения, пейзаж. И только в самом конце – лики Христа, Божией Матери, святых.
  2. Мы уже говорили с вами об иконах на уроках по теме «Культура и религия», «Священные сооружения».

  1. Кто из вас помнит имена художников, которые писали иконы? Как называются такие художники?

(Слайд 7: Иконописцы: евангелист Лука, Алипий Печерский, А.Рублев)

  1. Комментированное чтение текста из учебного пособия (стр. 34 – 35)
  2. Искусство в религиозной культуре ислама.
  1. Ислам не рекомендует изображать людей и животных. Среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божбе Слово.

(Слайд 8: определение понятия «каллиграфия»)

  1. Арабское письмо – вязь – так красиво, что его называют «музыкой для глаз». Нужно было специально учиться, чтобы в совершенстве овладеть искусством письма, которое называется каллиграфия.

                          (Слайды 9-11:  арабская каллиграфия)

  1. У мусульман в силу особенностей их религии очень популярным стало декоративное искусство, умение создания орнаментов. Сложные орнаменты, состоящие из бесконечно повторяющихся и перекликающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных, растения называются арабесками.

(Слайд 12-14:  определение понятия «арабески»)

  1. Арабесками украшены убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д.
  2. На Северном Кавказе мусульмане ткут ковры, в рисунках которых используются исламские мотивы.

(Слайд 15: ковры с исламскими мотивами»)

  1. Здесь же, в Дагестане, есть село Кубачи, которое славится своими мастерами по металлу. Они делают кинжалы, посуду, украшения. Эти украшения покрывают узорами, которые приняты у мусульман.

(Слайды 16-17: мастера по металлу в исламе с.Кубачи)

  1. В Поволжье мусульманки любят украшать одежду и головные уборы изысканными вышивками. Под их руками возникают узоры из цветов, веточек деревьев, в которых звучат молитвы исламского рая.

(Слайд 18: вышивка в исламе)

  1. Комментированное чтение пособия из учебного пособия (стр. 35)
  1. Рефлексия.
  1. Что означает слово икона?
  2. Почему среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии?

  1. Тест  (Слайды 19-20)
  1. Домашнее задание: прочитать и обсудить с родителями текст из учебного пособия (стр. 34 – 35).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Урок №26 по модулю "Основы светской этики"курса "Основы религиозных культур и светской этики" проводился на тему "Образцы нравственности в культуре Отечества"...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

Конспект  урока по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Конспект урока ОРКиСЭ (модуль Мировые религиозные культуры). 4 класс по теме "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды"

На уроке в ходе групповой работы обучающиеся узнают об обычаях и обрядах, принятых в христианской, мусульманской, буддистской и иудаистской религиозных культурах...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...