Обучение младших школьников контролю за своей речью
статья на тему

Разогреева Валентина Николаевна

Самоконтроль - это обязательное звено в любой деятельности, в том числе и речевой. Наиболее совершенным считается тот контроль, который осуществляется по ходу выполнения запланированных действий. Младшим школьникам нужно накапливать опыт речевого самоконтрля с первых шагов школьного обучения. Чужие ошибки замечаются лучше, но нужно учить младших школьников корректно испралять ошибки других. Полезным способом развития самоконтроля за соблюдением требований культуры речи и норм поведения мгут быть различные задания и упражнения. Умение контролировать свою речь и вносить в неё коррективы положительно влияет в целом на речевую деятельность человека на его способность говорить и писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_mladshih_shkolnikov_kontrolyu_za_svoey_rechyu.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 111»

Обучение младших школьников контролю за своей речью

Разогреева Валентина Николаевна

Учитель начальных классов

Первой категории

МАОУ «СОШ 111»

ПЕРМЬ 2013 г.

Обучение младших школьников контролю, за своей речью.

Самоконтроль – это обязательное звено в любой деятельности, в том числе и речевой. Мы условно говорим о самоконтроле как о последней фазе речевой деятельности, следующей за реализацией. Наиболее совершенным признаётся тот контроль, который осуществляется по ходу выполнения запланированных действий.  Наверное, каждому приходилось слышать речь опытного оратора, который в момент выступления контролирует и содержание, и форму своего высказывания. Он чувствует реакцию собеседника, аудитории и в случае необходимости оперативно вносит требуемые коррективы или, наоборот, воодушевляясь реакцией слушателей, ещё  больше усиливает какие – то моменты своей речи. Понятно, что младшим школьникам осуществление такой обратной связи недоступно, но начать накапливать опыт речевого самоконтроля они должны с первых шагов школьного обучения.

Хорошо известно, что чужие ошибки замечаются лучше, чем свои. Эту закономерность и нужно использовать в виде взаимосвязи рецензирования, взаимоконтроля; « Поменяйтесь тетрадями. Помогите друг другу проверить»; « Слушая товарища, постарайтесь оценить: всё ли необходимое он сказал, доказал ли свои мысли, последовательно ли он их излагал, правильно ли формулировал» и т.п – вот установки которые, целесообразно давать учащимся. Нетрудно заметить, что такое обучение взаимоконтролю тесно смыкается с обучением восприятию чужого сообщения, устного или письменного. Однако при обучении контролю установки специфичны: оценить удалось ли, хорошо ли, что не удачно, какие погрешности, какие удачи.

В осуществлении контроля помогают соответствующие знания о речи: о том, что « в разных случаях мы говорим по-разному»; о том, что в тексте всегда должен быть стержень – его основная мысль; что отбор содержания, выбор языковых средств должны быть подчинены задаче речи и проводимой основной мысли; о том, что употребление языковых средств должно быть правильным, точным. Именно такие знания позволяют сознательно относиться к речи, точно оценивать её.

Полезным способом развития контроля за  соблюдением требований культуры речи и норм поведения может быть задание на наблюдение за речью и речевым поведением окружающих, в том числе и сбор примеров различных погрешностей. (При этом нужно помнить о необходимости воспитания у детей такта, предупреждать неэтичность их действий.)

С началом обучения письменным высказываниям можно приступать к формированию у школьников навыков контроля и за собственной речью. Самоконтроль будет осуществляться как проверка написанного.

Для того чтобы самопроверка была успешной, ученик должен знать, во-первых, цель и содержание проверки, т.е. зачем и что именно он контролирует; во-вторых, последовательность тех операций, которые следует выполнить; в – третьих, способы  внесения исправлений.

Учитывая, что направлений контроля при проверке письменного высказывания несколько, а особенности восприятия у маленьких школьников ещё ограничены, полезно рекомендовать детям несколько прочтений своего текста. Каждое из прочтений выполняется с определённой целевой установкой: а) оценить, всё ли будет понятно читающему, удалось ли выразить (раскрыть) свою мысль и решить поставленную задачу (поделиться, убедить, объяснить), нет ли  в содержании чего –то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой; б) решить, удачно ли сформулированы все мысли (верно построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений); в) проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приёмы правки могут быть следующими: при желании удалить предложение или часть текста – заключить в квадратные скобки [  ]; при необходимости дополнить текст – в соответствующем месте поставить значок V, потом повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении последовательности предложений или фрагментов текста – воспользоваться цифрами; при необходимости оно слово заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене или перестройке целого предложения после  всего текста, поместив то, которое заменяется, каким – то условным значком, например « звёздочкой» . Понятно – что обязательное условие правки – аккуратность.

Обучение правке своей творческой работы должно начинаться с выполнения упражнений на редактирование: с коллективной, а потом индивидуальной работы над специально предназначенными для этого текстами. На первых порах усилия должны направляться прежде всего на формирование у школьников необходимых способов действий, на отработку выполняемых операций. Только после того, как умение редактировать в целом будет сформировано, можно предполагать учащимся самостоятельную проверку собственных текстов.

С появлением у школьников внимания к своей речи, по мере становления у них соответствующих умений можно постепенно задания по самоанализу текстов распространять и на устные высказывания. Тогда перед ответом ученика соответствующую установку должен получить не только класс, но и сам говорящий.

Умение контролировать свою речь и вносить в неё коррективы положительно влияет в целом на речевую деятельность человека, в частности на его способность говорить и писать.

        

Список   литературы .

1.  А. А. Бондаренко , М. Л. Калинчук . Формирование  навыков

    литературного  произношения у  младших  школьников .

 2.  М. Р. Львов . Речь  младших   школьников  и  пути  её  развития . – М.,  

     Просвещение , 1985 г.

3.  М. Р. Львов . Тенденции развития  речи  учащихся  в  начальной  школе . –

     М., Просвещение , 1980 г.

4.  М. Р. Львов . Язык и речь .// Начальная школа , № 1 , 2000 г. //

5.  Н. И. Жинкин . Язык – речь -  творчество .- М., Просвещение , 1998 г.    

6. Н. Н. Ушаков . Вопросы  методики  развития   связной  устной  речи  на                  

      на  уроках   русского  языка  в   начальной  школе . – М .,

      Просвещение , 1980 г.

7. « Формирование  культуры  речи  младших  школьников»

       // Начальная   школа  , № 10 , 2003 г. //

8. Соловейчик Марина Сергеевна, Жедек Полина Соломоновна, Светловская Наталья Николаевна . Русский язык в начальных классах – М.,Прсвящение, 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников выразительности устной речи

Обучение полноценному восприятию речи.Задачи уроков - научить детей читать и воспринимать художественное произведение,подходить к нему как к искусству слова, т.е. читать выразительно....

Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку

    Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать   комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушениями речи для группы учащихся, имеющих ошибки дисорфографического характера (3-4 класс)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫСЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...

Коррекционное обучение младших школьников с нарушениями речи.

                                                      ...

Коррекционное обучение младших школьников с нарушениями речи.

                                                      ...

Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"

В статье приведены игровые технологии, которые можно применять  при изучении  правил дорожного движения....

Проблема исследования обучения младших школьников точности выражать свои мысли в психолого-педагогической литературе.

Связная речь - многоаспектная проблема. Её изучением занимается психология, лингвистика, психолингвистика, социальная психология, общая и специальная методика.При определении сущности данного по...