Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации познавательной деятельности
учебно-методический материал по теме

 

          Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет модель школы, где на смену знаниевой парадигме образования, пришла парадигма личностно – ориентированная, целью которой является развитие личности каждого ребёнка.

 Развитие креативного мышления актуально, так как современному обществу нужны личности образованные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные решения, находить своё место в жизни.

Классная и внеклассная работа с обучающимися должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к учёбе,  но и способствовать развитию креативности.

Формированию мыслительных операций, таких как анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.

Развитию креативного мышления способствует решение головоломок, ребусов, занимательных задач, заданий на смекалку, разгадывание загадок.  При выполнении заданий у учащихся развивается интуиция, творчество, внимание, память, способность искать другой способ решения.

К созданию творческих работ ребята относятся очень заинтересованно, с удовольствием. С большим желанием они создают собственные сказки, ребусы, иллюстрации к произведениям, сочиняют стихи – поздравления, в стихах выполняют  конкурсные  задания.  Вместе с детьми мы оформили сборник сказок и проиллюстрировали его своими рисунками и фотографиями.

Другой  формой активизации познавательной деятельности является создание проблемных, нестандартных ситуаций на различных этапах уроков.

Стимулирование творческой деятельности учащихся может происходить через:

·                   создание благоприятной творческой атмосферы;

·                   доброжелательность со стороны учителя, отказ от критики в адрес любого ребёнка;

·                   обогащение окружающей учебной среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

·                   поощрение высказывания оригинальных идей;

·                   предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

На уроках по всем предметам создаются условия для того, чтобы дети сами могли получать знания, а не брать готовые. На таких уроках в полной мере реализуется педагогика сотрудничества.

Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии требовует внести следующие изменения в учебный процесс:

·                   вовлечение учащихся в совместную творческую деятельность на основе личностно - деятельностного взаимодействия, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;

·                   системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей.

Включение учащихся в творческую деятельность  с самого первого дня пребывания в школе способствует активизации поисковой активности, развитию интеллектуальных умений, исследовательских навыков, творческих способностей,   качественному усвоению знаний. Большой вклад в развитие творческой деятельности учащихся вносит проектная деятельность.

Проекты в начальной школе отличаются несложностью и простотой, но этот факт не снижает актуальности их применения  в процессе развития и обучения. Школьники учатся отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ними, и возможные пути её решения.

Нами успешно реализуются творческие и исследовательские проекты.

Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это книжки – малышки,  сказки, коллективные поделки из природного материала. Вместе с ребятами  мы создали такие мини-проекты, как: сборник стихов и сказок: «Что ни страница, то зверь, то птица», который подарили мальчику-инвалиду; сборник задач «Сочи -2014»; библиотечка математических сказок «Раз число, два число» и др.

Свои  проектные работы ребята представляют на предметных неделях,  в конкурсах, телекоммуникационных проектах, праздниках, выставках. Ежегодно ученики принимают участие в НПК исследовательских работ. В 2013 году учащаяся 3 класса Радочина Алёна стала лауреатом муниципального этапа конкурса по теме: «Образ деревянной куклы в сказках и декоративно прикладном искусстве народов мира».

Театральный кружок и танцевальная студия,  работающие на базе класса под моим руководством, являются также хорошим подспорьем для оттачивания умений и навыков творческой деятельности, полученных на уроках, для раскрытия и совершенствования индивидуальных способностей каждого учащегося. Как результат – кукольные спектакли «Про ёлочку», «Гуси лебеди», «Баба Яга», где ребята с удовольствием представляют героев в образах кукол, изготовленных своими руками и выступление девочек с танцевальными номерами.

 Все это является своеобразной презентацией творческой деятельности классного коллектива.

Систематически проводимые  тренинги,  оказание  консультативной помощи в выполнении индивидуальных и групповых исследовательских заданий, творческих работ, проектов, взаимодействие с учащимися при подготовке конкурсам, выступлениям, праздникам дают  положительную динамику развития  творческих способностей одарённых учащихся.

  Систематическое отслеживание результатов позволяет   увидеть динамику изменения   развития каждого из них, помогает оценить успешность педагогической деятельности и, в случае необходимости, провести её коррекцию.

 Наиболее результативными методами и приемами развития креативного мышления  для учащихся начальной школы являются: творческие задания, создание проблемных ситуаций, участие в проектах, конкурсах, олимпиадах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме "Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения"

Ведущая педагогическая идея:повысить творческую активность обучающихсяв процессе приобретения математических знаний, умений и навыковчерез игровую деятельность....

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...

Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индив...

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»...

Отчёт по самообразованию по теме: " Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроке математики"

Здесь вы можете познакомиться с приёмами  развития креативного мышления обучающихся на уроках математики через проектную деятельность...

Выступление на ШМО. «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Разработка выступления на ШМО на тему «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики» в рамках педагогической практики "Фор...