Главные вкладки

    Статья по математике на тему:
    РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

    Терешонок Елена Викторовна

     

    В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_kreativnogo_myshleniya_na_urokah_matematiki.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО  МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ

    МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

    Терешонок Е.В.,

    .МОУ «СОШ №40»

    г. Старый Оскол

                               “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

    В.А.Сухомлинский

    Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Так, познавательная деятельность ученика строится не от простого к сложному, а от сложного к простому, от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению, в случае необходимости, с оказанием помощи - от общей, намекающей, до прямой.[1] В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

    Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

    Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

    .

    Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.

    Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры.

    Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

     Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

    Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

    1. игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
    2. игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
    3. игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.
    4. игры, включающие элементы поиска и творчества.

    Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр, как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы, развитию креативного мышления младших школьников на уроках математики в системе развивающего обучения.Некоторые дидакты выделяют пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:

    1. Внимательное отношение к необычным вопросам.
    2. Уважительное отношение к необычным идеям.
    3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.
    4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.
    5. Предоставлять время для неоцениваемой практики или обучения.

    Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они не оцениваются. Таким образом не сдерживается свобода формирования идей, креативно мыслить.

    Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

    1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.

    2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

    3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

    4. Следует обратить внимание  на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

    В процессе игр учитель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным учащимся.

    Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход  от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

    Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно

    дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

    Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

    В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом.

    Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

    Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

    В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний. При изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся моменты творчества. Так, С.И. Волкова рекомендует при изучении во II классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Использование творческой игры на уроках математики организуется с целью расширения знаний детей, а главное – развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях.

    В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований и драматизации проводят игры-имитации, моделирующие определенные отношения реального мира.

    Ю.З. Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительными качесвами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов:

    1. с принятием учащимися определенных ролевых функций – масок;
    2. с использованием сказочного сюжета;
    3. с фантазированием;
    4. деловые игры – основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности[2].

    Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

    1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
    2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
    3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
    4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.

    При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры,  которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.

    При изучении раздела “Нумерация чисел первого десятка”, используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру «Составим поезд», « В зоопарке» и другие.

                Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения - математике.

    Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная креативная деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

    Формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных дидактических игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

    ИГРЫ –

    ПУТЕШЕ

    СТВИЯ

    ИГРЫ-

    ЗАГАДКИ

    ИГРЫ-

    БЕСЕДЫ

    ИГРЫ -
    ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

    ИГРЫ –

    ПОРУ

    ЧЕНИЯ

    ТИПЫ ДИДАКТИ

    ЧЕСКИХ

     ИГР

    Структурные

    компоненты

    дидактической

    игры

    ИГРОВОЙ

    ЗАМЫСЕЛ

    ИГРОВЫЕ

    ДЕЙСТВИЯ

    ПРАВИЛА

    ИГРЫ


    [1] Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова: Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.

    Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...

    презентация по теме "Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения"

    Ведущая педагогическая идея:повысить творческую активность обучающихсяв процессе приобретения математических знаний, умений и навыковчерез игровую деятельность....

    Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ

    Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ.

    Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игр...

    Статья : Дидактические игры на уроках математики в начальных классах

    Описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках математики в начальной школе...

    Процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.

    Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения  метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, ещё 3 года назад серьезной широкомасштабной систематическ...

    «Реализация основных принципов организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики в условиях развивающего обучения»

    В статье рассматривается использование групповой и парной работы(основных принципов организации учебной деятельности в условиях развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова) на уроках математики ...