Главные вкладки

    Статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему:
    Дидактические игры на уроках математики, как средство развития познавательной деятельности младших школьников

    Филипенко Ирина Викторовна

    Активизация познавательной деятельности  младших школьников посредством  дидактических игр на уроках математики. Определение наиболее эффективных методов использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Без педагогической игры на уроке невозможно

    увлечь  учеников  в мир знаний и нравственных

     переживаний,   сделать их активными

    участниками и творцами урока»

    Ш. А. Амоношвили

    Дидактические игры на уроках математики, как средство развития  познавательной деятельности младших школьников

    Проблема. Использование дидактических игр на уроках математики для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.

    Цели. Активизация познавательной деятельности  младших школьников посредством  дидактических игр на уроках математики. Определение наиболее эффективные методов использования дидактических игр на уроках математики в начальных классах.

           Результат.

    1. Концентрация внимания;
    2. Интерес к уроку;
    3. Высокая степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность;
    4.  Расширение кругозора, закрепление знаний, в том числе по многим школьным предметам, развитие находчивости, смекалки

    Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к математике наряду с другими методами является дидактическая игра. Один из основных видов деятельности дошкольника – игра. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые годы обучения ребенка в школе.

    Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Формирование интереса к учению – важное условие повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

    Внесение в урок дидактической игры, удовлетворяющей целям обучения на данном уроке и носящей обучающий характер, сближает учебную деятельность с привычной; произвольное внимание детей постоянно переключается на учебные занятия, на решение учебной задачи. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальной школе можно добиться более прочных и осознанных знаний, учений и навыков. В игре обучающиеся, незаметно для себя в занимательной игровой форме выполняют большое число математических действий, упражнений, сравнивают числа, решают задачи и т.д., легче преодолевая трудности математического характера. Возникающие в игре положительные эмоции активизируют познавательную  деятельность ребенка, направленную на развитие произвольного внимания, памяти, формирование способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Дидактическая игра помогает учителю разнообразить работу обучающихся на уроке, снять напряжение от учебной нагрузки, переключить внимание детей.

    Одним из средств формирования познавательного деятельности является занимательность. С.И. Ожегов толкует слово "занимательный” как "способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания стал более продуктивным. Работая учителем, я пришла к выводу, что в процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Дидактическая игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

    Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д. Я включаю сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы. Наиболее интересно проходят уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков, Праздник числа и т.д.). Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

    Различают три уровня познавательной активности:

    1 уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника. Характерным показателем первого уровня активности является отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний, проявляющаяся в отсутствии вопросов типа «Почему?».

    2 уровень – интерпретирующая активность. Она характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, проникновению в сущность явления, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерным показателем второго уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

    3 уровень – творческая активность. Характеризуется интересов и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. На этом уровне активности школьники проявляют стремление применить знание в новой ситуации, то есть произвести перенос знаний и способов деятельности в условия, которые до сих пор школьнику не были известны. Характерная особенность этого уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

    Каждый последующий уровень включает в себя черты предшествующего и имеет ещё черты особенные, отличающие его от предшествующего.

    На всех уровнях активности процесс учения протекает на основе аналитико-синтетической деятельности, однако, доза помощи учителя в её совершении от максимальной на первом уровне до минимальной на третьем.

    «Игра – творчество, игра – труд» - писал В.Г.  Коваленко. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к занятиям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

                   Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены, дисциплинированны. В.Г. Коваленко считает, что дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических и игровых методов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.

    Рекомендуется на уроках математики в начальных классах чаще использовать следующие виды игр:

    • развивающие, так как они направлены на развитие личности учащегося;
    • коллективные, так как они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;
    • индивидуальные, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;
    • подвижные, так как учащиеся начальных классов подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;
    • тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;
    • «скоростные», так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

    Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

    Например, игра «Числа-перебежчики».

    Игра, включающая элементы поисковой деятельности.

    Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различие, интересен поиск недостающего. Другие педагоги выделяют следующие виды дидактических игр:

    • Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность и облегчают преодоление трудностей.
    • Игры – поручения по содержанию проще, но по продолжительности короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
    • Игры – предположения (что было бы…) Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
    • Игры-загадки. В основе данных игр лежит проверка знаний. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать вывод.
    • Игры-беседы. В основе лежит обобщение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

    Некоторые исследователи делят дидактические игры на две группы: наглядные; словесные.

    • Игры – с использованием средств наглядности, в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалом и игры с различными игрушками. К дидактическим играм с использованием наглядности можно также отнести игры – инсценировки.

    В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении.

    Одним из современных игр для обобщения (наряду с компьютерными играми, играми с механизированными игрушками и другие) являются программированные дидактические игры. В них игровое действие протекает при использовании элементарной техники – в качестве ответа на произведённое действие появляется обратная информация посредством звукового или светового сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, ребёнок контролирует, на сколько правильно соблюдаются им определённые правила.

    В зависимости от познавательного содержания игры помогают овладевать различными видами знаний: арифметическими, геометрическими и т.д.

    Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети.

    Дидактические игры по числу участников в них делятся на:

    • коллективные;
    • групповые;
    • индивидуальные.

    Очень важно различать дидактические игры и игровые моменты. Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения.

    Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

    В отличие от игр, вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

    Оборудование дидактической игры – это наличие ТСО. Также сюда относятся различные средства наглядности и дидактические раздаточные материалы.

    Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность.

    Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них нарушает игру. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие приводит к повышению организованности игры, к желаемому результату.

    Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

    Всё это позволяет сформировать основные функции дидактических игр:

    1. функция формирования устойчивого интереса к изучению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
    2. функция формирования психических новообразований;
    3. функция формирования собственно учебной деятельности;
    4. функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
    5. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
    6. функция формирования адекватно взаимоотношений и освоение социальных ролей.

    При проведении урока математики с использованием дидактической игры учителю необходимо продумать следующие вопросы методики, выявленные В.Г. Коваленко:

    1. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие развивающие, воспитательные цели ставятся при проведении игры?
    2. Сколько учащихся будет участвовать в игре?
    3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
    4. Как с наименьшей затратой времени познакомить учащихся с правилами игры?
    5. На какое время должна быть рассчитана игра?
    6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
    7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
    8.  Какие выводы следует сообщить учащимся в конце игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, отметки и оценки участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

    Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель должен учитывать при организации дидактических игр на уроках математики в начальной школе:

    1. Игра не должна отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему ещё большее внимание. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой игры, а с другой – задачами, которые хочет решить педагог, применяя его. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их интереса к математике.
    2. В игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших.
    3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников.
    4. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
    5. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
    6. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.  

            Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся,  на развитие их умственной деятельности.

    Таким образом, рассмотрев различные виды игр, можно сделать следующие выводы: правильно организованные дидактические игры своим разнообразием могут привлечь детей, а также вызвать окрылённость, неподдельный интерес учащихся к предмету. Благодаря такому подъему, у детей может значительно повыситься познавательный интерес к урокам математики.

    Комплекс дидактических игр способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках математики

    1.   Игра «Задумай число».

    Задумайте число, меньше 10. Вычтите задуманное число из 14. Сколько получилось?

    (Ты задумал число 7.) (14-7=7 )

    1.  Игра на внимание.

    Ученик, поймав мяч, брошенный ему учителем, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, он возвращает мяч учителю. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 10.

    3. Игра «Стук-стук».

    На доске изображена таблица с двумя разрядами:

    ДЕСЯТКИ

    ЕДИНИЦЫ

    Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках с цифрами.

    Логические упражнения.

    4. Если в первой коробке 12 цветных карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей карандашей столько, сколько во второй коробке, то сколько карандашей в третьей коробке?

    5. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей?

    6. Костя наловил рыбок трех видов: ершей, пескарей и окуней. Всего он поймал 14 рыбок, ершей оказалось на 10 больше, чем пескарей. Сколько рыбок каждого вида поймал Костя?

    (11 ершей, 1 пескаря, 2 окуня )

    7. Математическая эстафета.

    Класс разбивается по рядам на 3 команды.

    Для каждой команды даны примеры вида:

    10+5         10+9         10+7

    Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят все возможные примеры.

    Например:

    10+5=15    15=5+10

    5+10=15    15-10=5

    Задачи в стихах.

        8.У стола 4 ножки,

    А вопрос таков.

    Сколько вместе

    Будет ножек у 3 столов?

        9. Мышка зерна собирала,

    По 2 зернышка таскала.

    Принесла уж 9 раз,

    Каков же Мышкин запас?

       10. Сколько птичек – невеличек,

    На кормушку прилетело?

    Воробьев драчливых пара,

    И синичек тоже пара,

    Пара синих, голубей,

    И 2 пары снегирей?

         11. Мальчики – девочки.

       Учитель берет карточку, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной. Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего -  мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

    12. Математические ручейки.

    Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись лицом, друг к другу.

    Говорится, что только что прошел необычный дождь - математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

    По-моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример: на сложение или вычитание, на умножение или деление, например, 7+2= и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа, то есть в этом случае число 9. Составил новое выражение 9-4, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

    13. Забей мяч в корзину.

    На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут). Как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Первый ряд с ответом 24, второй - с ответом 27 и третий - 36. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с разным ответом.

    1. Определить закономерность составления примера и вставить число вместо вопросительного знака.

    http://gigabaza.ru/images/56/110500/985f780.jpg

    1. Математическая сказка "Три точки".

        Однажды на свет появились три точки: старшая, средняя и младшая. Старшая и средняя с самого детства стали лучшими подругами, а младшая едва поспевала за ними.

     Когда точки выросли, то старшая и средняя никуда друг без друга не ходили, они были как сиамские близнецы. И их стали называть сестры - деление, потому что они всегда рассоединяли и ссорили друзей- цифр. А младшую точку назвали умножением, потому что она всех мирила, соединяла и знакомила.

    Так появилось умножение и деление.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников

    Результатом работы учителя является участие в городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов образовательных учреждений, где она стала победителем номинации «За лучшее опис...

    презентация по теме "Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактических игр на уроках математики в системе развивающего обучения"

    Ведущая педагогическая идея:повысить творческую активность обучающихсяв процессе приобретения математических знаний, умений и навыковчерез игровую деятельность....

    Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

    Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

    Групповая работа на уроке чтения как средство формирования УУД младших школьников

    Методические разработки для организации групповой работы на уроках чтения во 2 классе...

    Экскурсии на уроках математики как средство формирования у младших школьников исследовательских умений

    В данной работе содержится разработка содержаний экскурсий по математике, способствующих формированию у младших школьников исследовательских умений....