Развитие познавательной активности на уроках математики
статья по теме

Зиборова Анастасия Александровна

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Она отражает определённый интерес к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний и расширению кругозора. Достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. В силу этого необходима целенаправленная педагогическая работа по развитию познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. С. Фатеева»





























«Развитие познавательной активности



у младших школьников



на уроках математики»













                                            Учитель начальных классов:



                                                    Зиборова А. А.





















с. Красногвардейское



2012 год


Развитие познавательной активности у младших школьников  

на уроках математики

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Она отражает определённый интерес к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний и расширению кругозора. Достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. В силу этого необходима целенаправленная педагогическая работа по развитию познавательной активности.

Основная задача начального курса математики – формирование у учащихся осознанных, прочных, доведённых до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 20 и табличных навыков умножения и деления.

Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. Но выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому полезно включать эти упражнения в игровые ситуации.

Например, так называемый «Магический квадрат».

При знакомстве с магическим квадратом,  детям  предлагается задание: «Сложи числа по строкам, по столбцам, с угла на угол (по диагонали)».

7

2

9

8

6

4

3

5

           Выполнив задания, дети убеждаются в том, что все суммы равны. Далее сообщается, что с такими квадратами они будут встречаться часто, и что они сами могут их составить. Затем предлагаются задания, последовательно усложнённые.

  1. Заполнение пропусков в предложенном магическом квадрате. Например, в первом квадрате надо записать 3 числа, во втором – 4, в третьем – 5 чисел.

4

9

2

5

8

6

  1. Преобразование занимательного квадрата.  Например, дан магический квадрат.

5

3

4

6

8

9

2

7

 Составить подобный квадрат, увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц. Уменьшая каждое число на 2, данный квадрат преобразуется в следующий. Наблюдения за работой на уроке показывают, что дети с удовольствием выполняют такого рода задания. С магическими квадратами можно организовать фронтальную, индивидуальную и групповую работу на уроке.

           При выполнении подобных упражнений всегда надо начинать с нахождения суммы трёх данных чисел. В дальнейшем дети сами находят или записывают числа. Учитель вызывает для ответа столько детей, сколько пропущено чисел. Эту работу можно разнообразить так: один ученик у доски заполняет пропущенные клетки, а остальные внимательно следят за его работой и показывают (по каждому примеру) своё согласие и несогласие светофором, хлопком, поднятием руки и т.д.

           Можно использовать на уроке групповую форму работы в сочетании с индивидуальной. Остановимся ещё на некоторых видах работы, которые использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков.

  1. Коллективные ответы с места «Да», «Нет».

     Перед классом вывешивается таблица:

     4*6          8*3        7*4       4*9      4*4

    Показывается число. Если число является ответом, учащиеся хором говорят      

    «Да», затем произносят  4*6=24. Если число не является ответом, говорят

    «Нет».

  1. Игра «Не скажу». 

Учащиеся по  указанию считают от 30 до 60 по одному, но вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они произносят «не скажу». Эти числа записываются на доске: появляется запись 30, 36, 42, 48, 54, 60. Затем с каждым из записанных чисел дети называют примеры:

                                                           30 : 6=5

                                                           36 : 6= 6

  1. Математическое лото. 

На 34 карточках записаны результаты таблицы умножения. Показывается классу карточка с выражением 6*4 , а учащиеся закрывают квадратиком на своих таблицах ответы (по одной карточке). Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке (на карточке 3 ответа). При проверке показываются названные примеры и предлагается детям для развития математической речи читать их по-разному: найти произведение чисел 6 и 4; 4 умножить на 6; 8 увеличить в 2 раза и т. д. Работа с лото усиливает стремление выучить таблицу.

Для развития активности и внимания можно проводить устный счёт с элементами игры.

Игра «Весёлый счёт»

12        14        15        17

13        20        18        15

18        11        19        20

17        16        13        16

12        19        11        14

  1. Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные чёрным цветом, а затем красным.
  2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные чёрным цветом, а затем красным.
  3. Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные чёрным и красным цветом.
  4. Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и чёрным цветом.

Игра «Математический десант»

        На доске закрепляются «парашютисты», у каждого на куполе парашюта – пример.

  1. К нам летит «математический десант». Вам быстро и точно надо считать, чтобы каждый десантник мог занять своё место!

  1. Какой квадрат остался лишним? (15)
  2. Придумайте свои примеры с этим ответом.

            Учащиеся проявляют большой интерес к решению круговых примеров. При подготовке заданий  примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Эти примеры пишутся вперемешку. Ответ последнего примера должен совпадать с началом первого. При самостоятельном решении круговые примеры предостерегают учащихся от ошибочных результатов, т. к. не получив верного ответа, дети не найдут начало следующего примера.

            Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо у них воспитывать интерес к учению, потребность в знаниях. Один из важнейших факторов развития интереса к учению – чёткое понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Математические задачи – действенный фактор развития интеллекта и воспитания личности ребёнка, развития логического мышления.

           На уроках часто используются нестандартные задачи. Среди них есть задачи, имеющие практическое значение, с лишними или недостающими данными; на развитие мышления, воображения, смекалки. Такие задачи вызывают повышенный интерес у детей. Например:

****

         Ученику в столовой дают 100г хлеба. Всего обедают 132 ученика. Каждый из учеников половину не доел. Сколько хлеба пойдёт в отходы?

 ****

         Найдётся ли среди трёх чисел такое число, которое равно сумме двух  других чисел?

2, 7, 5                                4, 8, 4                        1, 0, 1

1, 4, 4                                6, 3, 3                        3, 4, 5

3, 1, 5                                6, 6, 3                        3, 2, 1

   (Ответы: 7=2+5; 6=3+3; 3=2+1; 8=4+4; 1=0+1.)

****

    На аэродроме было5 самолётов 7 вертолётов, 6 машин поднялись в воздух.      Можно ли утверждать, что в воздухе находится:

   а) хотя бы один самолёт?

   б) хотя бы один вертолёт?

   (Ответы: а) нельзя, так как в воздух могут подняться 6 вертолётов; б) можно, если в воздух поднимутся все самолёты (5), то шестой машиной обязательно будет вертолёт.)

****

        Среди мешков только один с яблоками, причём с одной стороны от него нет мешка в клеточку, а с другой – мешка в полоску. Найдите, какой мешок с яблоками.

(Ответ: третий во втором ряду.)

     Все описанные  виды работ активизируют деятельность учащихся. При выполнении такого рода задач учащиеся учатся думать, анализировать, сравнивать, что способствует более прочному и сознательному усвоению знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на уроках математики.

В данной работе представлены примеры развития познавательной активности на уроках математики по программе "Начальная школа 21 века"...

Выступление Развитие познавательной активности на уроках математики

Конкретный познавательный и интересный материал для уроков математики 1-2 классов...

Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.

В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...

Развитие познавательной активности на уроках математике

Развитие познавательной активности на уроках математике...