Развитие познавательной активности на уроках математики
статья по теме
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Она отражает определённый интерес к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний и расширению кругозора. Достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. В силу этого необходима целенаправленная педагогическая работа по развитию познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_u_mladshih_shkolnikov_na_urokah_matematiki.docx | 447.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г. С. Фатеева»
«Развитие познавательной активности
у младших школьников
на уроках математики»
Учитель начальных классов:
Зиборова А. А.
с. Красногвардейское
2012 год
Развитие познавательной активности у младших школьников
на уроках математики
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Она отражает определённый интерес к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремлённость и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний и расширению кругозора. Достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. В силу этого необходима целенаправленная педагогическая работа по развитию познавательной активности.
Основная задача начального курса математики – формирование у учащихся осознанных, прочных, доведённых до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 20 и табличных навыков умножения и деления.
Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. Но выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому полезно включать эти упражнения в игровые ситуации.
Например, так называемый «Магический квадрат».
При знакомстве с магическим квадратом, детям предлагается задание: «Сложи числа по строкам, по столбцам, с угла на угол (по диагонали)».
7 | 2 | 9 |
8 | 6 | 4 |
3 | 5 |
Выполнив задания, дети убеждаются в том, что все суммы равны. Далее сообщается, что с такими квадратами они будут встречаться часто, и что они сами могут их составить. Затем предлагаются задания, последовательно усложнённые.
- Заполнение пропусков в предложенном магическом квадрате. Например, в первом квадрате надо записать 3 числа, во втором – 4, в третьем – 5 чисел.
4 | 9 | 2 |
5 | ||
8 | 6 |
- Преобразование занимательного квадрата. Например, дан магический квадрат.
5 | 3 | |
4 | 6 | 8 |
9 | 2 | 7 |
Составить подобный квадрат, увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц. Уменьшая каждое число на 2, данный квадрат преобразуется в следующий. Наблюдения за работой на уроке показывают, что дети с удовольствием выполняют такого рода задания. С магическими квадратами можно организовать фронтальную, индивидуальную и групповую работу на уроке.
При выполнении подобных упражнений всегда надо начинать с нахождения суммы трёх данных чисел. В дальнейшем дети сами находят или записывают числа. Учитель вызывает для ответа столько детей, сколько пропущено чисел. Эту работу можно разнообразить так: один ученик у доски заполняет пропущенные клетки, а остальные внимательно следят за его работой и показывают (по каждому примеру) своё согласие и несогласие светофором, хлопком, поднятием руки и т.д.
Можно использовать на уроке групповую форму работы в сочетании с индивидуальной. Остановимся ещё на некоторых видах работы, которые использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков.
- Коллективные ответы с места «Да», «Нет».
Перед классом вывешивается таблица:
4*6 8*3 7*4 4*9 4*4
Показывается число. Если число является ответом, учащиеся хором говорят
«Да», затем произносят 4*6=24. Если число не является ответом, говорят
«Нет».
- Игра «Не скажу».
Учащиеся по указанию считают от 30 до 60 по одному, но вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они произносят «не скажу». Эти числа записываются на доске: появляется запись 30, 36, 42, 48, 54, 60. Затем с каждым из записанных чисел дети называют примеры:
30 : 6=5
36 : 6= 6
- Математическое лото.
На 34 карточках записаны результаты таблицы умножения. Показывается классу карточка с выражением 6*4 , а учащиеся закрывают квадратиком на своих таблицах ответы (по одной карточке). Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке (на карточке 3 ответа). При проверке показываются названные примеры и предлагается детям для развития математической речи читать их по-разному: найти произведение чисел 6 и 4; 4 умножить на 6; 8 увеличить в 2 раза и т. д. Работа с лото усиливает стремление выучить таблицу.
Для развития активности и внимания можно проводить устный счёт с элементами игры.
Игра «Весёлый счёт»
12 14 15 17
13 20 18 15
18 11 19 20
17 16 13 16
12 19 11 14
- Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные чёрным цветом, а затем красным.
- Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные чёрным цветом, а затем красным.
- Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные чёрным и красным цветом.
- Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и чёрным цветом.
Игра «Математический десант»
На доске закрепляются «парашютисты», у каждого на куполе парашюта – пример.
- К нам летит «математический десант». Вам быстро и точно надо считать, чтобы каждый десантник мог занять своё место!
- Какой квадрат остался лишним? (15)
- Придумайте свои примеры с этим ответом.
Учащиеся проявляют большой интерес к решению круговых примеров. При подготовке заданий примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Эти примеры пишутся вперемешку. Ответ последнего примера должен совпадать с началом первого. При самостоятельном решении круговые примеры предостерегают учащихся от ошибочных результатов, т. к. не получив верного ответа, дети не найдут начало следующего примера.
Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо у них воспитывать интерес к учению, потребность в знаниях. Один из важнейших факторов развития интереса к учению – чёткое понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Математические задачи – действенный фактор развития интеллекта и воспитания личности ребёнка, развития логического мышления.
На уроках часто используются нестандартные задачи. Среди них есть задачи, имеющие практическое значение, с лишними или недостающими данными; на развитие мышления, воображения, смекалки. Такие задачи вызывают повышенный интерес у детей. Например:
****
Ученику в столовой дают 100г хлеба. Всего обедают 132 ученика. Каждый из учеников половину не доел. Сколько хлеба пойдёт в отходы?
****
Найдётся ли среди трёх чисел такое число, которое равно сумме двух других чисел?
2, 7, 5 4, 8, 4 1, 0, 1
1, 4, 4 6, 3, 3 3, 4, 5
3, 1, 5 6, 6, 3 3, 2, 1
(Ответы: 7=2+5; 6=3+3; 3=2+1; 8=4+4; 1=0+1.)
****
На аэродроме было5 самолётов 7 вертолётов, 6 машин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздухе находится:
а) хотя бы один самолёт?
б) хотя бы один вертолёт?
(Ответы: а) нельзя, так как в воздух могут подняться 6 вертолётов; б) можно, если в воздух поднимутся все самолёты (5), то шестой машиной обязательно будет вертолёт.)
****
Среди мешков только один с яблоками, причём с одной стороны от него нет мешка в клеточку, а с другой – мешка в полоску. Найдите, какой мешок с яблоками.
(Ответ: третий во втором ряду.)
Все описанные виды работ активизируют деятельность учащихся. При выполнении такого рода задач учащиеся учатся думать, анализировать, сравнивать, что способствует более прочному и сознательному усвоению знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности на уроках математики.
В данной работе представлены примеры развития познавательной активности на уроках математики по программе "Начальная школа 21 века"...
Выступление Развитие познавательной активности на уроках математики
Конкретный познавательный и интересный материал для уроков математики 1-2 классов...
Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.
В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений
Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...
Развитие познавательной активности на уроках математике
Развитие познавательной активности на уроках математике...
Презентация "Применение педагогических технологий и внеурочной деятельности для развития познавательной активности на уроках математики"
Презентация раскрывает особенности урочной и внеурочной деятельности....