Развитие познавательной активности на уроках математике
рабочая программа на тему

Развитие познавательной активности на уроках математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

        

    «Развитие ребят – это не только рост их прирожденных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе приобретения знаний, овладении навыками и формировании побуждения к учению. Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя».

                                                         Л.В.  Занков

           Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые преступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.

         Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.

        «Развитие ребят, писал Л.В. Занков, - это не только рост их прирожденных познавательных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладение навыками, и формирования побуждения к учению.

          Говоря о заданиях в процессе обучения иногда полагают, что движущей силой самого процесса обучения является учитель, его объяснения, указания, задания. Если учитель непрерывно командует, а на долю учеников остается лишь подражательно-исполнительная функция, то подобный урок дает основание полагать, что учитель представляет учебный процесс не иначе, как с постоянно заторможенной ролью учащихся, учителю ежеминутно приходится подталкивать их, двигать учебный процесс своими словами и жестами. Необходимо, чтобы выдвинутое учителем задание вызывало собственное стремление учеников к познанию нового, неизвестного, в способности найти наиболее удачное решение того или иного задания. А учителю на данном этапе нужно выбрать такой метод работы, чтобы он вызывал репродуктивную деятельность учащихся, которая представляет собой умение сравнивать, анализировать, обобщать.

           Работая учителем я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами развития познавательной активности и интереса учащихся на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах. Так, например, в 1 классе доминирует игровая деятельность. Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает по времени с первым полугодием 1 класса. Он характеризуется введением элементов учебно-познавательных игр. Так при закреплении последовательности чисел первого десятка я прошу детей помочь Белочке выбраться из лабиринта чисел. Для этого произвольно записанные числа необходимо соединить, начиная с единицы.

        1        2

        6        4        

        3        5

         Задания познавательного характера присылали ученикам сказочные герои. Иногда сказочные герои оживали. Ребята превращались и в звездочетов, и в Синеглазку, и в гномов. И не беда, если ответ не всегда был совсем правильным. Одноклассники с огромным желанием помогали сказочным героям справиться с заданием, найти наиболее удачное решение математического задания.

         Для выполнения заданий на выделении различного и сходного, задания такие:

  1.  – Чем похожи пары примеров?

3   +  5        7  +  2        6   +  3

8   -   3        9   -  7        9   -   3

  1.     На карточке записаны примеры: 5 + 3, 4 + 3, 8 – 3, 6 + 3, 7 - 3, 9 – 3. Предлагаю указать сходства или различия примеров. Ученики обычно указывают такой признак сходства, как знак действия, затем обращают внимание на то, что в первой группе прибавляется число 3, а во второй вычитается число 3. Отмечают различия между примерами первой и второй группы: знаком действия и тем числом, которое в первом случае увеличивается, а во втором уменьшается.
  2. 5  + 2  = 7    - Какое число можно поставить вместо точек,

2  + … = 7      чтобы второе равенство было верным. Почему?

  1.  6 + 1 = 7. Сколько нужно прибавить к шести, чтобы получить не 7, а 8? Ученик рассуждает: 8 > 7 на 1. Чтобы получить число на 1 больше семи, нужно прибавить на 1 больше, т. е. 2. Но ученик вправе дать ответ и сразу, на основе усвоенной таблицы, т. е. 6 + 2 = 8.
  2.                5 + 4                                                 5 + 3

               3 + 5                                                        7 + 0

               4 + 5                                                 9 + 1

               6 + 1                                                        0 + 7

- Укажите примеры,  в которых суммы одинаковы?

Для выполнения этого задания ученик должен использовать операцию сравнения. Ход его рассуждения может быть следующим: он выделяет примеры, в которых слагаемые одинаковые, но переставлены, и, сославшись на переместительное свойство сложения делает вывод. Но может ограничиться и вычислением результатов и на основе их сравнения сделать вывод. Использование таких заданий в процессе обучения математике решает не только задачу развития познавательных способностей, но и способствует развитию вычислительных навыков.

         Большую активность у учащихся вызывают задания, где нужно сгруппировать по какому-либо признаку. Например:

       - Выпишите в разные столбики примеры, которые связаны между собой. Объясните эту взаимосвязь.

        12-2=10                            12-10=2

        15-1=14                   10+2=12

        10-8=2                               8+2=10

        10-2=8                               15-14=1.

        14+1=15

 Каждый по-своему пытается сгруппировать данные примеры.

а) в одних примерах «+», в других «-» учащиеся нашли сходство в одинаковых арифметических действиях.

б) более наблюдательные ученики замечают, что в некоторых примерах на сложение и вычитание фигу-

рируют  одни и те же числа:

14+1=15          10+2=12          8+2=10

15-1=14            12-10=2         10-8=2

15-14=1             12-2=10         10-2=8

Объясняют: -Эти прмеры связаны между собой. Сложили 14 и 1, получили 15. Вычитаем первое слагаемое, получаем второе. Вычитаем второе слагаемое, получаем первое.

Задание записано на доске:

30-9               54-20           23-10

20-7               48-30           30-4

40-6                100-7           87-5

83-60               56-30           50-4

Предлагается сравнить примеры и установить основание для их классификации.

30-9                     83-60             56-3

30-4                     54-20             87-5

20-7                     48-30

50-4                      23-10

40-6

100-7

Каждый столбик ребята обосновывают.

- Не решая, назовите пример, в котором будет наибольшая (наименьшая) разность?

-Почему вы так решили?

- Найдите примеры с одинаковыми уменьшаемыми. В каком из них будет большая разность? Почему?

Прошу учащихся составить примеры на вычитание однозначных чисел с уменьшаемым  30, а разностью меньше 26. Проверку задания выполняем на доске, располагая примеры в порядке возрастания(убывания)

разности.     30-5=25

                       30-6=24

                        30-7=23

                         30-8 22      и т.д.

Это дает возможность установить зависимость разности от вычитаемого при постоянном уменьшаемом.

     В 3 классе при изучении темы «Равенства и неравенства» даю такое задание, направленное на конструирование равенств и неравенств и их преобразование.  Выражение  30-9 и  30-4  предлагаю соединить знаком сравнения, затем полученное неравенство  преобразовать в равенство.

- Изменим знак сравнения. Вместо знака «<»поставим знак «=». Получим неверное раывенство: 30-9=30-4

-Почему оно неверное?

Изменим левое выражение так, чтобы равенство было верным.

-Его следует увеличить или уменьшить?

-На сколько единиц надо увеличить?

- Как следует изменить уменьшаемое?

-На сколько увеличить? Почему?

35-9=30-4

Очень хорошо способствует на уроке математики развитию познавательного интереса, памяти, вниманию такой метод работы, как использование элемента соревнования.

  1. «Какой ряд первый»

Каждый ряд получает карточку, на которой записаны примеры на табличное умножение и деление. Первые ученики каждого ряда по сигналу решают первый пример и передают карточку следующему ученику. Выигрывает ряд, который первым решил примеры и без ошибок.

  1. «Выбери примеры»

          2 * 4                6 : 2

          12 : 4         5 * 5

           63 : 9              14 : 2

            9 * 2               10 : 5

3) «Составь слово»

На доске записаны примеры:

12+27         12+5           16+5             27+11

15+18         27-9            65-11           68-13

24-14           14+9           18-12           48+11

К доске выходят две команды. По «цепочке» ребята решают примеры и выбирают среди подготовленных карточек  карточку с числом, соответствующим ответу его примера ( на обороте карточки написана буква)

39         33       10          21            54           6

Р            О          Д          И             Н           А

19            22              23             38            55           29

Д               Р               У               Ж             Б            А

Команда, первая составившая слово, побеждает. Математические задания с элементами соревнования не только повышают интерес и активность на уроке, но и помогают усвоению и закреплению учебного материала.

     Большое влияние на развитие познавательной активности на уроках математики оказывают задачи. В своей работе в дополнении к заданиям учебника широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Эти задачи я составляю на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий. Простые задачи чаще всего предлагаю для устного счета. Иногда раздаю карточки, на которых записано сразу несколько задач.

Дети читают их, решают и записывают сразу ответы.

Задачи более сложные использую для работы с сильными учениками. Включаю задачи в самостоятельную работу, выполняемую на уроке. Вот некоторые из таких задач.

« Если купить 6 тетрадей по 3 рубля, то 2 рубля еще останется. Сколько рублей было?  Если купить 7 тетрадей по 3 рубля то сколько рублей не хватит?»

«За 3 булочки девочка заплатила 45 рублей. Мальчик купил таких же булочек, но денег заплатил в 2 раза больше, чем девочка. Сколько булочек купил мальчик?»

«Машина-автомат завертывает в минуту 400 конфет. Сколько рабочих заменит такой автомат, если рабочий в минуту может завернуть только  20 конфет?»

«Длина голубого китенка, только что появившегося на свет 7 метров, длина взрослого кита  33 метра. На сколько метров подрастет китенок, когда станет взрослым?»

« Туловище японского  гигантского краба достигает  60 см, а есть крабы-горошины с размером тела  2 см. Во сколько раз туловище краба-гиганта больше краба-горошины?»

« Мама слониха имеет массу 6 тонн, а ее слоненок в 5 раз легче. Чему равна масса слоненка?»

« Слону в зоопарке в сутки дают 90 кг пищи, а верблюду  15 кг. Во сколько раз слон съедает больше, чем верблюд?»

« Длина реки Волга 3690 км, а длина реки Лена 4320 км.На сколько километров река Лена длиннее Волги?»

« Длина кита 33 метра, это на 19 метров больше длины акулы. Какова длина акулы?»

     На своих уроках математики я использую загадки. Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Применение загадок на уроке дает положительные результаты, так как они знакомят учащихся с окружающим миром, раскрывают богатства родного языка, развивают логическое мышление. На своих уроках я использую загадки, содержащие различные числа. Например:

«   У него четыре лапки,

     Лапки цап-царапки,

     Пара чутких ушей,

      Он гроза для мышей.»      (Кот)

«     Черненькая, хвостатенькая,

       Не лает, не кусает,

       А из класса в класс не пускает.»   (Двойка)

Загадки, содержащие математические отношения:

   «    Чем больше из нее берешь,

          Тем больше она становится»  (Яма)

      - После того как дети назвали отгадку, я прошу их вспомнить, какое число прозвучало в загадке. Например:

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Все равно к себе притянет.    (Подушка)

-Найдите число, прозвучавшее в загадке в кассе цифр и счетного материала.

-  Назовите предыдущее и последующее число.

- Как можно получить число  4?

Для того, чтобы дети отгадали загадку, они должны быть знакомы с предметом или явлением, о котором идет речь, наблюдать его. С другой стороны, загадки про один и тот же предмет, позволяющие показать его с разных сторон, способствуют расширению знаний об окружающем мире. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять количественные стороны предмета, а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам.

     Большой интерес у детей вызывает работа с  занимательным материалом. Ребята с огромным удовольствием выполняют задания, направленные на развитие внимания, восприятия и воображения, на развитие памяти и мышления.

 

 

Ребята находят способ фиксации сосчитанных  звездочек. Например, все звездочки представленные на рисунке, можно разделить на две группы: большие и маленькие. Сосчитаем сначала большие звездочки. Чтобы не ошибиться при счете, будем ставить внутри большой звезды тот номер, который она получит при счете. После этого  переходим к подсчету маленьких звездочек, будем обводить их кружком.

     Задания на развитие внимания значительно обогащаются геометрическим материалом. Например, такого вида:                              

-Выпиши все треугольники и четырехугольники, которые ты видишь на фигуре АВСДЕ. Введи для этого дополнительные обозначения.

Задания для развития восприятия и воображения

- Найдите к каждому осколку точно такую же по форме часть на пузырьке. Запиши пары одинаковых частей. Какие три осколка не имеют пары и остались лишними?

-Назовите геометрические фигуры, из которых составлен этот домик.

-Сосчитайте число прямоугольников в одной оконной раме. Сколько всего прямоугольников вы видите?

-А сколько всего четырехугольников использовано для изображения домика?

- Какая геометрическая фигура встречается только один раз?

Значит, ребята, чтобы строить дома, конструировать машины, нужно много знать, многому учиться.

Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий, к числу которых можно отнести развитие познавательных способностей, самостоятельности, предоставления для творчества, самовыражения и самореализации детей, развития навыков общения, обмена мнениями последует движение вперед по  пути познания и творчества.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на уроках математики.

В данной работе представлены примеры развития познавательной активности на уроках математики по программе "Начальная школа 21 века"...

Выступление Развитие познавательной активности на уроках математики

Конкретный познавательный и интересный материал для уроков математики 1-2 классов...

Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.

В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....

Развитие познавательной активности на уроках математики

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Она отражает определённый интерес к получению новых знаний, умений и навыков...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...