Доклад на тему:"Формирование УУД младших школьников на уроках окружающего мира"
статья по теме

Материал подготовлен по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

 «Формирование УУД

младших школьников на уроках

 окружающего мира»

( по программе «Начальная школа 21 века»)

                                                   

                                             

                                                              Подготовил

                                                                  учитель начальных классов

                                                 МОУ «СОШ № 61»

Тищенко Ольга Владимировна

г. Саратов 2013 год

   Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить,  научить работать и зарабатывать.

Начальное образование это основа  для формирования учебной деятельности ребёнка.  В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

  Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются любознательностью и большей информированностью.

К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются, не систематизированы и раздроблены. В результате у различных школьников оказываются разные знания и вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Основная задача познакомить ребят с картиной мира, и научить их ею пользоваться, для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

 Курс «Окружающий мир», как средство формирования у младших школьников познавательных УУД, обеспечивает  способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Дети учатся осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. 

    Осознание школьником общественной значимости результатов своего труда усиливает и обогащает в нем мотивационное отношение к учебно-познавательной и творческой деятельности, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать

     Курс «Окружающий мир» способствует  формированию  личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина,  любящего своё Отечество, личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

     При выполнении заданий  учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки и др.).

    Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках по курсу «Окружающего мир», необходимо вводить  через наблюдения, сопоставление иллюстраций, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Формирование у младших школьников учебных действий самооценки и самоконтроля"

Доклад на научно-практической конференции  по теме "Самооценка и самоконтроль у младших школьников. ( на примере уроков русского языка)...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира

Тема. «Грибы».Цель: формирование представлений  обучающихся об уникальном виде  живой природы – грибами; Развитие  познавательного интереса средствами предмета окружающий мир...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....


 

Комментарии

Иващенко Ирина Ивановна

Спасибо за информацию.Хотелось бы ещё познакомиться с развитием УУД из личного опыта.