Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Решетникова Елена Михайловна

Тема. «Грибы».

Цель: формирование представлений  обучающихся об уникальном виде  живой природы – грибами;

 Развитие  познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;

 Воспитание культуры общения.

Планируемые результаты.

Личностные: умение самоопределяться, в предложенных ситуациях делать выбор поступка.

Метапредметные:

- познавательные (выделение необходимой информации, умение сравнивать и делать вывод);

- регулятивные (целеполагание, самооценка, контроль);

- коммуникативные (умение задавать вопросы друг другу в паре, умение договариваться  в группах).

Средства обучения: Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь на рабочей основе,  карточки  с заданиями для групповой работы, смайлики, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Далее все в файле, прикрепленном ниже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема. «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроке окружающего мира»

(УМК «Школа XXI века, 3 класс)

Выполнила: Решетникова Е.М.

МБОУ СОШ №41

Новокузнецкий округ, 2013

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема. «Грибы».

Цель: формирование представлений  обучающихся об уникальном виде  живой природы – грибами;

 Развитие  познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;

 Воспитание культуры общения.

Планируемые результаты.

Личностные: умение самоопределяться, в предложенных ситуациях делать выбор поступка.

Метапредметные:

- познавательные (выделение необходимой информации, умение сравнивать и делать вывод);

- регулятивные (целеполагание, самооценка, контроль);

- коммуникативные (умение задавать вопросы друг другу в паре, умение договариваться  в группах).

Средства обучения: Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь на рабочей основе,  карточки  с заданиями для групповой работы, смайлики, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Начинаем урок окружающего мира. Каким бы вы хотели, чтобы получился этот урок? (Интересным, хотим узнать что-то новое, чему-то научиться)

- Как вы можете помочь мне, чтобы урок был именно таким? (Соблюдать дисциплину, работать дружно, отвечать на вопросы, выполнят задания)

- Давайте повторим правила работы в группах. (На доске)

1. Работаем тихо и дружно.

2. Оказываем помощь друг другу.

3. Каждый в группе отвечает за общий результат.

II. Мотивация уч-ся.

- Сегодня мы будем говорить об удивительных существах.  Это не растения и не животные. Догадались, что  это? (Нет. Интересно, если не растения и не животные, то что же это может быть?)

- Хотите узнать?  (Да, хотим)

- Тогда отгадайте загадку.

 Я под шапкою цветной на ноге стою одной,

 У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.

- Что это? (Это гриб)

- А знаете ли вы, что есть грибы-хищники? (Нет)

- А грибы-трюфели? (Нет)

- А грибы, которые растут высоко на деревьях? (Нет, такого не бывает)

- Я сказала, что грибы это не растения и не животные.

- Тогда что же это? (Мы не знаем)

- А вот сегодня вы и узнаете об этом.

III. Актуализация знаний

Беседа.

- Расскажите, что вы уже знаете о грибах? (Они растут в лесу, и мы думали, что они растения. Гриб стоит на ножке и имеет разную шляпку. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Мухомор и поганки – несъедобные грибы, а опята, шампиньоны, лисички – съедобные, только их трудно различить  в лесу и можно набрать вместо хороших грибов ядовитые)

IV. Постановка учебной задачи

-  Назовите тему нашего урока.  (Тема урока - грибы.)

 - А важна ли эта тема, может ли она пригодиться вам в жизни? (Может)

 - А в каких ситуациях? (1. Я с папой уже ходил  в лес за грибами, только я еще не умею их собирать и поэтому почти все мои грибы пришлось выбросить.

 2. Если заблудился в лесу и голоден, можно найти съедобные грибы, сварить их или пожарить. 3. Знать грибы нужно для того, чтобы не отравиться несъедобными грибами.)

- Итак, что же такое грибы, если это не растения? Давайте сформулируем главный вопрос нашего урока.

Формулирование  учебного вопроса: «Чем грибы отличаются от растений и животных?»

V. Работа с информацией

  Просмотр презентации и работа в парах

1 сл.: «Почему грибы не подходят к растениям?»

- Что образуется в листьях растений на свету из углекислого газа и воды?

Задание: обсудите это в парах, сделайте вывод. (У растений образуется вещество, которое окрашивает их в зеленый цвет)

2 сл.: «Назовите отличия грибов от растений»

(Грибы не имеют зеленой окраски, мы ни разу не видели зеленых грибов. Этим грибы отличаются от растений)

Задание: - Найдите еще одно очень важное отличие грибов от растений на странице учебника №41. Назовите его. (Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества).

- Сделайте вывод:  «Почему грибы не подходят к растениям?» (Потому, что у них есть отличия: грибы не бывают зелеными и они не могут создавать питательные вещества)

3 сл.: «Познакомьтесь со строением гриба»  Шляпка и пенек – плодовое тело, грибница.

-Что называют плодовым телом у грибов? (Шляпку и пенек).

4 сл.: картинки «Белый гриб, дождевик, сморчок, трюфель»

Задания: - Сравни разные грибы по внешнему виду. Сделай  вывод о разнообразии плодовых тел у грибов.

- Поделись своим выводом с соседом по парте.

5 сл. «Какие бывают грибы?»

  • Какие грибы называют шляпочными?
  • Какие грибы называют трубчатыми, а какие – пластинчатыми?
  • Как грибы размножаются?

Задание.

  1. Рассмотрите рисунки на странице учебника №42.
  2. Прочитайте пояснение.
  3. Составьте совместный рассказ по данным вопросам.

6- 12 сл. «Какие бывают грибы?» Подберезовик, грузди, белый гриб, лисички, маслята, подосиновик, опята, сыроежка, волнушка, желчный гриб, поганка, мухомор.

Задание.

- На какие разные  группы можно разделить эти грибы?

(Можно разделить на съедобные и несъедобные.

  1. Сморчки, грузди, белый гриб, лисички, маслята, подосиновик, опята, сыроежка, волнушка – съедобные грибы.
  2. Желчный гриб, поганка, мухомор – несъедобные грибы.

Можно разделить на шляпочные трубчатые: белый гриб, подосиновик, подберезовик, маслята и на пластинчатые: опята, поганка, сыроежка, груздь,

лисичка)

VI. Первичное закрепление знаний

1.Работа в тетрадях на печатной основе на стр. 23.

  1. Подпиши рисунок-схему (шляпка, ножка, грибница).
  2. Заполни таблицу. (Съедобные грибы для человека. Несъедобные грибы для человека).

Взаимопроверка.

2. Работа в группах.

  Задание №1 «Решение проблемных ситуаций»

1. Прочитать  на желтом листке текст с разными ситуацию вслух.

3. Обсудить каждую ситуацию отдельно.

4. Взять голубой листочек, прочитать, найти правильный ответ, выбрав его из перечня предложенных ответов.  

5. Вырезать выбранный ответ и приклеить его к соответствующей ситуации.

  • Нашел грибник 1 боровик. Разрыл вокруг всю грибницу, вырвал гриб, разбросал и мох. Правильно ли он поступил? А как надо было?

  • Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно

   сделать?

  • Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор.  Ваши действия:

  • Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?

Варианты ответов

1) вырвать гриб, не разбрасывая мох;

2) не разрывать грибницу, вырвать только мох;

3) аккуратно срезать гриб ножиком, не раскидывая листву и мох;

1) оставить его на месте;

2)срезать и взять с собой;

3) спросить у друзей;

4) попытаться определить на вкус;

5) сбить ногой.

1) пройдете мимо;

2) уничтожите, так как они вредны для человека;

3) возьмете его и полюбуетесь, так как он очень красивый;

4) оставите, так как это лекарство для лосей;

5) оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому»

1) вырвать гриб с корнем;

2) оставить на месте;

3) сбегать за ножом;

4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба;

5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб

Задание №2. Составить памятку «Как собирать грибы»

Критерии:

1. Памятка должна состоять из 4 – 5 предложений.

2. Формулировка предложений должна быть проста.

3. Содержание должно быть понятным и правильным.

3. Проверка выполнения задания №1.  К доске выходят ребята из каждой группы с листочками и читают по очереди правильные ответы, сличают их с правильными ответами на доске.

  1. Аккуратно срезать гриб ножиком, не раскидывая листву и мох.
  2. Оставить его на месте.
  3. Оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому»
  4. Оставить на месте.

Проверка выполнения задания №2 по критериям

Представители группы выходят к доске и читают свои памятки.

Сличают их с примерным образцом на слайде 13:

- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь

- Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох

- Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком

- Не надо собирать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд

- Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий. В них могут накапливаться вредные вещества

4. Оценивание работы в группах

- Какая группа правильно выполнила первое задание?

- Какая из групп  более точно справилась со вторым заданием?

VII. Рефлексия

- Как звучала учебная задача? (Узнать, чем грибы отличаются от растений)

Закончите предложение:

Теперь я знаю что….(Грибы относятся к особому виду или царству Грибы)

Теперь я смогу… (Различить съедобные грибы от несъедобных)

Мне было интересно…(Работать в паре с соседом, работать в группе, было интересно узнать, что существует еще одно царство, царство Грибов)

Самооценка.  Алгоритм самооценки на доске. 

       - работал на уроке активно и выполнил правильно все задания

                 - выполнял работу с ошибками, сам исправил ошибки

                 - задания выполнял с помощью учителя или других учеников

- Как оценили свою работу на уроке? Покажите свои смайлики

VIII. Домашнее задание. На выбор:

а) Узнать, где и какие грибы растут высоко на деревьях в учебнике на стр. 43 – 44.

б)  Подготовить рассказ «Любимые грибы нашей семьи». Сделать к нему рисунок.

IV. Список  основной литературы

  1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к  мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 .
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  4. Виноградова,  Н. Ф., Калинова,  Г. С. Окружающий мир. [Текст]. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. -  Москва изд. Центр «Вентана - Граф» 2008. -  40 – 44 с.

Используемые источники информации

Фотографии грибов http://homejungle.km.ru Рамка-фон презентации http://ipicture.ru/uploads/100802/cAbWLo5IQG.jpg

III. Заключение

Урок         окружающего мира в 3 классе по теме  «Грибы»  УМК «Школа 21 века», один из уроков раздела «Бактерии и грибы».  Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  НОО.

         На данном уроке  преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, но и метапредметные результаты : универсальные учебные действия в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Цель, которую я ставлю для себя - это вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а в процесс активного познания.

В содержание урока включено много заданий с использованием дидактического материала для парной и групповой работ,  объектов исследования (перья птиц).

         Большая роль отведена групповой работе и работе в парах. Благодаря чему ученики не только приобретают знания, но и учатся общаться друг с другом, доказывать своё мнение, прислушиваться к рассуждениям  одноклассников, находить общее решение и оценивать свою работу и работу соседа.

Логика учебного занятия выстроена таким образом, что деятельность ученика не ограничивается уроком, а имеет своё продолжение вне учебного времени, что позволяет школьникам более полно познавать окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала

Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир».

В связи с переходом  России от индуст­риального к постиндустриальному информационному общест­ву, основанному на знаниях и высоком инновационном по­тенциале целью образования становится общекульту...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....