Главные вкладки

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир».
    статья по окружающему миру по теме

    В связи с переходом  России от индуст­риального к постиндустриальному информационному общест­ву, основанному на знаниях и высоком инновационном по­тенциале целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечива­ющее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. [1]

    В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

    Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых будут сформированы необходимые универсальные учебные действия.

    Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных  действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr_mir_kom_uud.doc286 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

    в курсе «Окружающий мир».

            

    План работы:

    Введение

    Актуальность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир»

    Основная часть

            Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир»

    Введение

    Актуальность формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в курсе «Окружающий мир»

    В связи с переходом  России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. [1]

    В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

    Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы и система знаний, на которых будут сформированы необходимые универсальные учебные действия.

    Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных  действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

    Основная часть

    Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир»

    Тема

    Коммуникативные УУД

    Деятельность уч-ся

    Введение. – 1 ч.

    1

    Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

    • Обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.

    задавать вопросы;

    вступать в учебный диалог;

    Раздел «Что и кто?» -  20 ч.

    2

    Что такое Родина?

    Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

    отвечать на итоговые вопросы и

    3

    Что мы знаем о народах России?

    Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

    • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
    • Совместно договариваться о правилах общения.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
    • Уметь работать в парах.
    • Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

    обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

    работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

    отвечать на итоговые вопросы и

    4

    Что мы знаем о Москве?

    Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

    • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
    • Совместно договариваться о правилах общения.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
    • Уметь работать в парах.
    • Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

    работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

    отвечать на итоговые вопросы

    5

    Проект «Моя малая Родина».

    Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

    • Формулировать собственное мнение и позицию
    • Договариваться о распределении функций и ролей            в совместной деятельности

    В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

    интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

    составлять устный рассказ;

    выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

    6

    Что у нас над головой?

    Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

    • Ставить вопросы членам своей группы
    • Обращаться за помощью к учителю и одноклассникам.

    наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

    работать в паре: моделировать форму созвездий;

    работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы;

    7

    Что у нас под ногами?

    Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

    • Ставить вопросы членам своей группы
    • Обращаться за помощью к учителю и одноклассникам
    • Использовать речь для регуляции своего действия.

    работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний,

    отвечать на итоговые вопросы и

    8

    Что общего у разных растений?

    Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

    • Ставить вопросы
    • Обращаться за помощью
    • Формулировать  свои затруднения
    • Оказывать взаимопомощь.  

    практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

    9

    Что растёт на подоконнике?

    Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

    • Ставить вопросы
    • Обращаться за помощью
    • Формулировать  свои затруднения
    • Оказывать взаимопомощь.  

    работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;

    приводить примеры комнатных растений;

    рассказывать об особенностях любимого растения;

    отвечать на итоговые вопросы

    10

    Что растёт на клумбе?

    Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника

    • Работать в группах
    • Ставить вопросы участникам группы.

    рассказывать о любимом цветке;

    отвечать на итоговые вопросы

    11

    Что это за листья?

    Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

    • Формулировать свои затруднения
    • Свою собственную позицию.

    описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

    отвечать на итоговые вопросы

    12

    Что такое хвоинки?

    Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев

    • Ставить вопросы учителю  и участникам рабочей группы
    • Обращаться за помощью
    • Формулировать свои затруднения
    • Свою собственную позицию.

    описывать дерево по плану;

    отвечать на итоговые вопросы

    13

    Кто такие насекомые?

    Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых

    • Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    - приводить примеры насекомых;

    сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам;

    отвечать на итоговые вопросы

    14

    Кто такие рыбы?

    Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

    • Использовать речь для регуляции своего действия;
    • Ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения  материала.

    описывать рыбу по плану;

    приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;

    отвечать на итоговые вопросы

    15

    Кто такие птицы?

    Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

    • Задавать вопросы,
    • Просить о помощи,
    • Формулировать свои затруднения.

    работать в паре: узнавать птиц на рисунке,

    описывать птицу по плану;

    сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

    отвечать на итоговые вопросы

    16

    Кто такие звери?

    Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

    • Ставить вопросы,
    • Обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать  с позициями  партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

    отвечать на итоговые вопросы

    17

    Что окружает нас дома?

    Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

    • Аргументировать свою позицию и координировать ее  с позициями  партнеров в сотрудничестве

        при выработке общего решения в       совместной деятельности.

    характеризовать назначение бытовых предметов;

    работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

    приводить примеры предметов разных групп;

    отвечать на итоговые вопросы

    18

    Что умеет компьютер?

    Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

    • Аргументировать свою позицию и координировать ее  с позициями  партнеров в сотрудничестве

         при выработке общего решения.

    характеризовать назначение частей компьютера;

    сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

    работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

    отвечать на итоговые вопросы

    19

    Что вокруг нас может быть опасным?

    Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения

    • Определять общую цель и пути ее достижения,
    • Вести диалог,
    • Слушать собеседника

    характеризовать опасность бытовых предметов;

    работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

    ;

    сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

    отвечать на итоговые вопросы

    20

    На что похожа наша планета?

    Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.

    • Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    выдвигать предположения и доказывать их;

    отвечать на итоговые вопросы

    21

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

    Презентация проекта «Моя малая Родина»

    Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

    • Ставить вопросы,
    • Обращаться за помощью,
    • Предлагать помощь и сотрудничество.

    публично выступать с сообщениями,

    обсуждать выступления учащихся;

    Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

    22

    Как живёт семья? Проект «Моя семья»

    Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

    • Ставить вопросы,
    • Обращаться за помощью,
    • Предлагать помощь и сотрудничество

    - обсуждать необходимость экономии воды;

    выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

    отвечать на итоговые вопросы

    23

    Откуда в наш дом приходит электричество?

    Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

    • Работать в группах;
    • Определять цели, функции участников, Способы взаимодействия;
    • Определять общую цель и пути ее достижения.

    - обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

    отвечать на итоговые вопросы

    24

    Откуда в наш дом приходит электричество?

    Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

    • Проявлять активность во взаимодействии для решения  коммуникативных и познавательных задач,
    • Осуществлять взаимный контроль.

     - обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

    25

    Как путешествует письмо?

    Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

    • Обмениваться мнениями,
    • Слушать другого ученика; Согласовывать свои действия с партнером,
    • Вступать в коллективное учебное сотрудничество,
    • Принимая его правила и условия; Строить понятные речевые высказывания.

     -рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;

    - работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

    отвечать на итоговые вопросы

    26

    Куда текут реки?

    Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

    • Обмениваться мнениями,
    • Слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; Согласовывать свои действия с партнером;
    • Вступать в коллективное  учебное сотрудничество, принимая его правила и условия;
    • Строить понятные речевые высказывания

    сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

    отвечать на итоговые вопросы

    27

    Откуда берутся снег и лёд?

    Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

    • Строить монологическое высказывание, Слушать собеседника,
    • Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    отвечать на итоговые вопросы

    28

    Как живут растения?

    Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

    • Формулировать свои затруднения; Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

     - рассказывать о своих наблюдениях;

    формулировать выводы из опытов;

    отвечать на итоговые вопросы

    29

    Как живут животные?

    Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

    • Формулировать свои затруднения, Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

    наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

    работать в группе: выполнять задания,

    - формулировать выводы,

    30

    Как зимой помочь птицам?

    Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

    • Формулировать свои затруднения, Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

    обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

    31

    Откуда берётся и куда девается мусор?

    Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

    • Строить понятные для партнера высказывания,
    • Определять общую цель и пути ее достижения.

    обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

    сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

    отвечать на итоговые вопросы

    32

    Откуда в снежках грязь?

    Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

    • Строить понятные для партнера высказывания,
    • Определять общую цель и пути ее достижения.

    обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

    формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

    сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

    отвечать на итоговые вопросы

    33

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

    • Ставить вопросы,
    • Обращаться за помощью,
    • Предлагать помощь и сотрудничество

    выступать с подготовленными сообщениями,

    обсуждать выступления учащихся;

    Раздел «Где и когда?» (11ч)

    34

    Когда учиться интересно?

    Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю

    • Определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    • Строить монологическое высказывание.

    отвечать на итоговые вопросы

    35

    Проект «Мой класс и моя школа»

    Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

    • Определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    • Строить монологическое высказывание.

    выступать с подготовленными сообщениями,

    обсуждать выступления учащихся;

    36

    Когда придёт суббота?

    Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

    • Определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    • Строить монологическое высказывание.

    называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

    сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

    отвечать на итоговые вопросы

    37

    Когда наступит лето?

    Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

    и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

    • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
    • Координировать и принимать решения во взаимодействии.

    — практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их

    приводить примеры животных холодных районов;

    38

    Где живут белые медведи?

    Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

    • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
    • Координировать и принимать решения во взаимодействии.

    работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

    приводить примеры животных жарких районов;

    устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

    отвечать на итоговые вопросы

    39

    Где живут слоны?

    Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

    • Строить понятные для партнера высказывания,
    • Определять общую цель и пути ее достижения.

    работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

    приводить примеры животных жарких районов;

    40

    Где зимуют птицы?

    Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

    • Формулировать свои затруднения, Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
    • Строить монологическое высказывание.

    работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

    объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

    приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

    отвечать на итоговые вопросы

    41

    Когда появилась одежда?

    История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

    • Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
    •  Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

    описывать одежду людей по рисунку

    42

    Когда изобрели велосипед?

    История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

    • Строить понятные для партнера высказывания,
    • Определять общую цель и пути ее достижения

    обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

    43

    Когда мы станем взрослыми?

    Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

    • Ставить вопросы,
    • Обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать  с позициями  партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

    - обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

    работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

    рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

    отвечать на итоговые вопросы

    44

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

    Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

    • Формулировать свои затруднения, Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
    • Строить монологическое высказывание

    выступать с подготовленными сообщениями,;

    обсуждать выступления учащихся;

    Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

    45

    Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

    Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

    • Формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения и задавать вопросы.

    отвечать на итоговые вопросы

    46

    Почему Луна бывает разной?

    Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

    • Строить монологические высказывания, Слушать собеседника.

    рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

    47

    Почему идёт дождь и дует ветер?

    Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

    • Строить монологические высказывания, Слушать собеседника.

    высказывать предположения о причине возникновения эха;

    сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

    отвечать на итоговые вопросы

    48

    Почему звенит звонок?

    Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

    • Строить монологические высказывания, Слушать собеседника

    обсуждать, почему и как следует беречь уши;

    высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;

    сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

    49

    Почему радуга разноцветная?

    Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

    • Формировать  собственное мнение и позицию.

    описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

    высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

    сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

    отвечать на итоговые вопросы

    50

    Почему мы любим кошек и собак?

    Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

    • Прогнозирование возникновения конфликтов при наличии    разных точек зрения, строить понятные для партнера     высказывания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

    обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

    рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

    участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

    отвечать на итоговые вопросы

    51

    Проект «Мои домашние питомцы»

    Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

    • Определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    • Строить монологическое высказывание.

    составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

    52

    Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

    Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

    • Аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнера в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности, слушать собеседника.

    формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

    сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

    отвечать на итоговые вопросы

    53

    Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

    Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

    • Осуществлять взаимный контроль. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

    формулировать правила поведения в природе;

    отвечать на итоговые вопросы

    54

    Зачем мы спим ночью?

    Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

    • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
    • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничать с партнером.

    работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;

    рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных

    , которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;

    определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

    отвечать на итоговые вопросы

    55

    Почему нужно есть много овощей и фруктов?

    Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

    • Строить  понятные партнеру высказывания,
    • Осуществлять взаимный контроль.

    сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку

    56

    Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

    Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

    • Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

    формулировать основные правила гигиены;

    отвечать на итоговые вопросы

    57

    Зачем нам телефон и телевизор?

    Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

    • Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

    объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

    обсуждать назначение Интернета;

    отвечать на итоговые вопросы

    58

    Зачем нужны автомобили?

    Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего

    • Строить  понятные партнеру высказывания,
    • Осуществлять взаимный контроль.

    сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

    59

    Зачем нужны поезда?

    Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

    • Обмениваться мнениями,
    • Слушать партнера и учителя

    работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги

    60

    Зачем строят корабли?

    Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

    • Обмениваться мнениями,
    • Слушать партнера и учителя.

    рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

    61

    Зачем строят самолёты?

    Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

    • Обмениваться мнениями,
    • Слушать партнера и учителя.

    рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

    62

    Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

    Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

    • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя, Согласовывать свои действия  с действиями партнера.

    обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

    - рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;

    участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;

    отвечать на итоговые вопросы

    63

    Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

    Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте

    • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя.
    • Согласовывать свои действия  с действиями партнера.

    участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

    64

    Зачем люди осваивают космос?

    Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

    • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя,
    • Согласовывать свои действия  с действиями партнера.

    рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

    работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника,

    участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;

    отвечать на итоговые вопросы

    65

    Почему мы часто слышим слово «экология»?

    Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

    • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя,
    • Согласовывать свои действия  с действиями партнера

    приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

    66

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» .

    • Умеют обмениваться мнениями, слушать партнера и учителя,
    • Согласовывать свои действия  с действиями партнера.

    выступать с подготовленными сообщениями,;

    обсуждать выступления учащихся;

    Тема

    Коммуникативные УУД

    Деятельность уч-ся

    Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

    1

    Родная страна.

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

    отвечать на итоговые вопросы

    2

    Город и село

    рассказывать о своём доме по плану;

    формулировать выводы;

    3

    Природа и рукотворный мир.

    формулировать выводы из изученного материала;

    -отвечать на итоговые вопросы

    4

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

    Раздел «Природа» (20 ч)

    5

    Неживая и живая природа

    6

    Явления природы

    7

    Что такое погода

    8

    В гости к осени (экскурсия)

    9

    В гости к осени (урок)

    10

    Звёздное небо

    11

    Заглянем в кладовые земли

    12

    Про воздух и про воду

    13

    Про воздух и про воду

    14

    Какие бывают растения

    15

    Какие бывают животные

    16

    Невидимые нити

    17

    Дикорастущие и культурные растения

    18

    Дикие и домашние животные

    19

    Комнатные растения

    20

    Животные живого уголка

    21

    Про кошек и собак

    22

    Красная книга

    23

    Будь природе другом. Проект «Красная книга, или «Возьмём под защиту»

    24

    Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

    Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

    25

    Что такое экономика

    26

    Из чего что сделано

    27

    Как построить дом

    28

    Какой бывает транспорт

    29

    Культура и образование

    30

    31

    32

    33

    34

    Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

    35

    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42

    43

    Раздел «Общение» ( 7 ч)

    44

    45

    46

    47

    48

    49

    50

    Раздел «Путешествия» (18 ч)

    51

    52

    53

    54

    55

    56

    57

    58

    59

    60

    61

    62

    63

    64

    65

    66

    67

    68

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М. :Просвещение, 2008. – 151 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

    Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

    В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

    В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

    Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...