Работа с загадками
учебно-методический материал по теме

Загадки неотемлемая часть  работы с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_zagadki.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАГАДКИ

Ум без догадки гроша ломаного не стоит.

В загадках, как и в пословицах и поговорках, отражены многие стороны книги и чтения. Чаще всего они написаны в стихотворной форме, что придает им особую прелесть. Проведем на загадках небольшой практикум. Обращайте внимание на рифму, ритмику, музыкальность загадок. После отгадки проанализируйте их значение. Уточните смысл загадки.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в загадки и отгадайте их.

Черные чернизины, как они __________,

Засмотрелся Фома – набрался _______.

Обратили внимание на рифму загадки?

Черные птички

На каждой ________,

Молчат, ожидают,

Кто их ___________.

Черные _________

На каждой страничке,

Молчат, __________,

Кто их прочитает.

Какая здесь использована рифма?

Задание 2. Найдите окончания и отгадайте загадку.

1. Не куст, а с                    рассказывает.    (1)

2. Не рубашка, а               листочками.         (2)

3. Не человек, а                 сшита,                  (3)

                             Какой приём использован в загадке?

Задание 3. Восстановите загадку и отгадайте её.

Семя не всходит, Семя плоско, А плоды приносит.

Кто умеет, Тот и сеет, Поле гладко,

Задание 4. Отгадайте загадку и прокомментируйте, какие психические процессы отражены в ней.

Глазами жнут,

Головой едят,

Памятью переваривают.

Задание 5. Найдите окончания к каждой строке стихотворной загадки и отгадайте её.

1. Говорит она                                 ней –         (1)

2. Но понятно и не                         умней.      (2)

3. Ты беседуй чаще с                         беззвучно, (3)

4. Станешь вчетверо                         скучно,      (4)

Какая рифма использована?

Задание 6. Найдите окончания к началу пословиц.

1. Без языка, без голоса,                         тот очень много узнает.(1)

2. Языка нет, а                                 ума придала.                         (2)

3. Языка не имеет,

            а у кого побывает,                а всё расскажет.                 (3)

4. Сама мала, да                                 рассказывает.                         (4)

Задание 7. Восстановите разрушенную загадку.

1. Кто его сеет, 2. Кто его знает, 3. Белое поле,

4. тот разгадает. 5. чёрное семя, 6. тот разумеет,

Задание 8. Найдите синонимичные и антонимичные загадки, поставив только номера загадок в одну колонку одинаковые по смыслу, в другую – противоположные по смыслу.

1. Без языка, без голоса, а всё расскажет.

2. Языка нет, а рассказывает.

3. Языка не имеет, а у кого побывает, тот очень много узнает.

4. Сама мала, да ума придала.

5. Еду по грядкам, рву без счёту, а все цело.

6. Сколько ни хлебай, на любую артель хватит.

7. Кто говорит молча?

8. Кто молча учит?

9. Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет.

Задание 9. Восстановите разрушенную загадку, расставив знаки препинания, и отгадайте её:

В застекленные дворцы                1

Открывают тайны мне                 2

Поселились мудрецы                3

В тишине наедине                4

Задание 10. Соберите «рассыпанные» загадки и отгадайте их.

1.        кто его знает,

4.        кто его сеет,

2.        тот разумеет.

5.       чёрное семя.

3.         белое поле,

6.       тот разгадает.

1.          тот и сеет,

4.     а плоды приносит.

2.          поле гладко,

5.         семя плоско,

3.          кто умеет,

6.      семя не всходит,

Задание 11.         Вставьте пропущенные слова:

Семя плоско,

Поле ______,

Кто умеет,

Тот и _____,

Семя не всходит,

А плоды _______.

Задание 12. Отгадайте загадки.

1.  Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,

не человек, а рассказывает?

2.  Одни заварили, другие налили, сколько ни хлебай,

на любую артель хватит.

3.  Что общего в деревьях и книжках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученика "Многоликая загадка - плесень"

Исследовательская работа содержит вопросы возникновения, развития, вреда, пользы плесневых грибов, проведено 3 эксперимента....

"Трудные слова в загадках" (словарная работа на уроках русского языка)

Данный материал позволяет активизировать мыслительную деятельность младших школьников на уроках русского языка, способствует развитию зрительной памяти при запоминании написания "трудных" слов....

Продолжение проектной работы Куликова Алексея "Азбука в загадках"

В этом материале представлено продолжение работы Куликова Алексея "Азбука в загадках"...

Мастер- класс "Работа с загадками в начальной школе"

Одной из главных задач работы в 1 классе является повышение положительной мотивации к обучению. Использование загадок помогает сделать уроки более интересными, а значит, и усвоение материала более глу...

«Развитие креативного мышления младшего школьника в процессе работы над загадками»

«Развитие  креативного мышлениямладшего школьникав процессе работы над загадками»...

Исследовательская работа "Природная загадка реки Усолки"

Исследовательская работа ученика 4 класса на тему "Природная загадка реки Усолки"...

Проектная работа "Какие загадки скрывает Луна?"

Луна – наш единственный спутник Земли, который испокон веков сопровождает Землю. О происхождении Луны слагались легенды. Существует множество теорий, описывающих происхождение этого естественного земн...


 

Комментарии

Спасибо за разработки