доклад на VII региональной научно-практической конференции "Служба здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга" 07.12.2012
статья по теме

Засимовская Ирина Николаевна

На конференции я представила доклад по теме:"Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках при формировании пространственных представлений у детей с ОВЗ в начальных классах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад на конференции39.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.Н.Засимовская

Использование приёмов  здоровьесберегающих технологий на уроках

при формировании пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья  в начальных классах

Наше образовательное учреждение - коррекционное для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поэтому созданная у нас  служба здоровья играет важную роль в формировании здоровьесозидающей образовательной среды. В состав службы здоровья у нас входят педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя адаптивной физической культуры, специалисты школьной медицинской службы, учителя биологии, основ безопасности жизнедеятельности. Здоровьесберегающая школьная инфраструктура представлена не только медицинским кабинетом, но и галокамерой, кабинетом арома-фито-терапии. Физическая культура носит адаптивный характер: это водные процедуры в гидрованнах, в школьном бассейне, различные сеансы массажа, тренировки на тренажёрах ТИССА. Есть кабинет  биологической обратной связи, где занятия проводят психологи. Коррекционная направленность образования реализуется через применение специальных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания. Все учащиеся нашей школы имеют речевые нарушения, поэтому для  всех  без исключения проводятся индивидуальные логопедические занятия на уроках чтения, русского языка, литературы или во вторую половину дня. Поскольку наша школа является городской экспериментальной площадкой, то практически весь педагогический коллектив активно включён в работу по направлению «Здоровье в школе» либо в формате реализации индивидуальной темы опытно-экспериментальной работы, либо методической темы.

Представляя опыт своей профессиональной деятельности по использованию приёмов здоровьесберегающих образовательных технологий, хочу отметить, что я работаю учителем 2 класса (VII вида), где обучаются дети с задержкой психического развития.  Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в развитии пространственных представлений, а при ДЦП оно имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи могут быть причинами недостаточности высших корковых функций и в первую очередь несформированности пространственных представлений.

У меня в классе 7 человек, из них 4-леворуких. Им особенно трудно ориентироваться на листе тетради, попадать в строки на уроках письма, в клетки на уроках математики, видеть расположение знаков на листе бумаги. Я стараюсь создать положительный психологический климат на уроке, у меня на уроке  каждый ученик работает с индивидуальным раздаточным материалом. Через игры на уроках обеспечивается эмоциональный комфорт. В 1классе  на уроках математики во время устного счёта геометрические фигуры превращаются в различные предметы. Например: квадраты – это машины. Треугольники - это птички.

Важное место занимает пространственный фактор и при развитии восприятия. Не секрет, что для получения более полной картины восприятия лучше потрогать воспринимаемый предмет, пощупать его, прикоснуться к нему. У детей тактильно-пространственное восприятие представлено в жизни довольно интенсивно. Например, из логопедической практики известно, что при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв, определение пространственного размещения предметов относительно друг друга, ориентировка на листе бумаги (сначала простом, а потом и в клетку), 

Например:

Лесная школа. У каждого ребёнка лист бумаги и домик, вырезанный из картона. «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нём будут учиться лесные зверушки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте её поставить. Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне ». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

Зима. У каждого ребёнка лист бумаги, домик, ёлочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).

«У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка её стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранехонько, умылась белехонько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую ёлочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала ёлочку снегом. Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна. Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом. Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник. Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом. Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать».

Птичка и кошка. У каждого ребёнка лист бумаги, дерево, птичка, кошка. «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

 «Муха». Детям раздаются листы в крупную клетку (~2см). Кружок из раздаточного счётного материала – «муха». И эта «муха» «летает» по клеткам в заданном учителем направлении. Задания можно дополнять и усложнять. Например: муха полетела на 2 клетки вверх и на 3 клетки вправо, там она села на окошко отдохнуть. Обведите это окошко (клетку) зелёным карандашом и т.д. Во втором классе эта игра помогает усвоить нумерацию чисел до 100.(Объяснение)

Использование описанных приёмов здоровьесберегающей образовательной технологии обеспечивает положительную динамику (желательно показать динамику, т.е описать, что было «до» использования этих приёмов и какие пространственные представления сформировались «после» и как освоение этих пространственных представлений учащимися повлияло на их здоровье?; почему это приём здоровьесберегающей образовательной технологии?; что «сберегаем»?) в развитии у детей с ОВЗ пространственных представлений. Это позволяет обозначить зону ближайшего развития школьника по формированию пространственных представлений и разработать перспективный план  коррекционно-развивающей работы.

Здоровьесберегающие (создание условий для психологического комфорта), здоровьеразвивающие (развитие внимания, формирование творческих способностей, развитие пространственной ориентировки) и здоровьесозидающие технологии (использование разнообразных видов деятельности: чередование позы учащихся; проведение физкультминуток, сопровождающихся ритмическими движениями; музыкальных динамических пауз; дыхательных упражнений) помогают адаптировать детей к окружающей среде, к образовательному процессу для дальнейшего полноценного включения в социум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство формирования основных жизненных компетенций младших школьников с ОВЗ. Доклад подготовлен и заслушан на региональной научно-практической конференции

Благодаря хорошо организованным экскурсиям ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) познаёт действительность через функции анализаторов. Основное преимущество экскурсий — это наглядность, ...

Публикация в издании: сборнике материалов региональной научно – практической конференции «Реализация инновационной политики в Тюменской области»

Публикация материала "Обновление педагогической деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения"...

Сборник материалов региональной научно-практической конференции

Сборник материалов региональной научно – практической конференции от 22 октября 2009 года «Системные эффекты реализации приоритетного национального проекта «Образование» статья...

Материалы IX Республиканской научно-практической конференции "Шаг в будущее" учащихся учреждений интернатного типа.

Эксперементальное наблюдение "Влияние классической музыки на всходы и рост овса"....