ПРОЕКТ Организация предметно-пространственной среды
проект по теме

Анисимова Светлана Александровна

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:

  • новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
  • новые подходы к организации труда учителей-предметников;
  • новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
  • новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
  • поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
  • использование новых форм и методов обеспечения мотивационной       готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.

Кроме того актуальность проблемы организации образовательной среды в лицее обусловлена еще и социальными факторами, связанными с изменением социального состава родителей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Организация предметно-пространственной среды
в начальной школе в условиях внедрения
новых ФГОС


Содержание

1.Актуальность проекта

     1.1.        Необходимость

     1.2.        Цели и задачи

     1.3. Принципы проектирования

     1.4.        Новизна

     1.5.        Практическая значимость

     1.6. SWOT анализ

2.Этапы проекта

3.Описание проекта

     3.1.        Участники проекта

     3.2.        Кадровое обеспечение

     3.3.        Материально-техническое обеспечение

     3.4.        Информационное обеспечение

     3.5.        Основные направления реализации

4.Рабочий план реализации проекта

5.Системы мониторинговых исследований за ходом проекта

6.Ожидаемые результаты проекта

7.Формы представления результатов

8.Тиражируемость результатов проекта


Актуальность проекта

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:

  1. новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
  2. новые подходы к организации труда учителей-предметников;
  3. новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
  4. новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
  5. поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
  6. использование новых форм и методов обеспечения мотивационной       готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.

Кроме того актуальность проблемы организации образовательной среды в лицее обусловлена еще и социальными факторами, связанными с изменением социального состава родителей учащихся.

Понятие среды.

Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.

Общее понимание образовательной среды следующее:

Образовательная среда - совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой.

Среди аспектов, в которых рассматривается образовательная среда, выделяются, в частности:

Уровень среды:

  1. общеобразовательная среда;
  2. предметная образовательная среда – среда образовательного предмета;
  3. образовательная среда учреждения – школы, ВУЗа и т.д.;
  4. личная образовательная среда.

Необходимость реализации данного проекта обусловлена рядом взаимосвязанных организационно-педагогических задач, на решение которых направлена деятельность данного образовательного учреждения:

1. Создание условий для формирования у выпускников начальной школы не только предметных умений и навыков, но и различных компетенций, путем включения учащихся в учебно-воспитательный процесс, в различные виды деятельности, в которых личность ученика может раскрыться во всем ее многообразии.

В первую очередь необходимость решения этой задачи связана с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе часто испытывают трудности из-за того, что недостаточно сформированы такие умения, как самостоятельное распределение своего времени, принятие определённых решений в процессе текущей работы, умение самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу, слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.

2. Выработка и реализация единых требований к осуществлению образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Необходимость решения данной задачи связана с тем, что в настоящее время наблюдается снижение качества знаний у большинства учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Как показали проведенные исследования, это связано, в том числе, и с отсутствием единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения, недостаточно эффективной организацией единого информационного пространства образовательного учреждения и согласованностью позиций учителей начальной и средней школы.

3. Целесообразное использование кадрового потенциала, обеспечивающее эффективную организацию образовательного процесса.

В настоящее время в деятельности образовательного учреждения существует следующая проблема: изменение демографической ситуации привело к уменьшению нагрузки учителей в основной школе (в связи с уменьшением контингента учащихся) и увеличению нагрузки в начальной школе (появилась необходимость открытия дополнительных классов в связи с увеличением контингента учащихся).  

С целью сохранения высокопрофессионального, стабильно работающего педагогического коллектива необходимо перераспределение нагрузки педагогов, а, следовательно, и использование новых подходов в организации образовательного процесса.

Назначение, цели и принципы проектирования ОС.

Назначение проектирования ОС – создание концептуальной и других моделей ОС, отражающих инвариантные и другие ее существенные свойства и требования к ней в соответствии с образовательной специализацией, требования и принципы педагогической системы, спецификой ее реализации и предметного обучения.

Назначение проекта ОС (результата его проектирования) – его технологическая, информационная, коммуникационная реализация в реальной ИОС, наследующей все инвариантные и существенные свойства своего концептуального прообраза и удовлетворяющих всем предъявляемым к ней требованиям.  То есть проектирование ОС предусматривает последующее адекватное выражение абстрактного образа (модели) ОС в реальной ОС.

Любая информационная модель обладает свойством универсальности в аспекте своей реализации: она может быть выражена во множестве ее конкретных (реальных) образов и их состояний, изменяемых в пространстве и времени. Для этого она должна быть открытой системой – открытой для развития, расширения, модификации, адаптации к конкретным требованиям и условиям.

Это не должна быть некая догма, а лишь методическое руководство к действию, предусматривающая вариативность выбора и реализации. То есть это должна быть логическая модель, содержащая общие правила, знания и представления о проекте и проектировании ОС, на основании которых можно создать реальный проект. В то же время существуют основополагающие (системообразующие) свойства и отношения ОС, которым должна соответствовать каждая ОС образовательного учреждения. На них мы, прежде всего, и остановимся.

Требования к проектированию ОС.

При проектировании и построении ОС школы необходимо исходить, прежде всего, из ее содержательных характеристик, ставя во главу угла не развитие инфраструктуры и технологической базы, а ее наполнение содержанием, требуемым для достижения принципиально новых образовательных результатов, предусматриваемых ФГОС.

Можно сформулировать основные принципы проектирования ОС ОУ, выражающие требования к нему:

Принцип личностного ориентирования. ОС должна быть направлена на ученика с его культурно-познавательными потребностями, на развитие его личности с учетом ее индивидуальных особенностей и познавательной активности во взаимодействии с ОС.

Принцип направленности на личностное развитие ученика. ОС должна стимулировать познавательную активность ученика, и опосредованно воздействовать на него в направлении более глубокого изучения предмета, самообучения ему и саморазвития.

Принципы системности, вариативности и качества ОС.

ПРИНЦИПЫ, на основании которых мы проектируем среду:

  1. Открытость образования - открытость миру, людям:  школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство учащихся.
  2. Гуманизация образования - ориентация школы на личностное, социальное, общекультурное развитие ребенка, уважение его достоинства, доверие, создание условий для развития способностей учащегося, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.
  1. Гуманитаризация образования — поворот образования к целостной картине мира, мира культуры, мира человека, на очеловечивание знаний, на формирование гуманитарного системного мышления.
  2. Дифференциация и индивидуализация нацелены на создание большого числа возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся, с учетом их особенностей, здоровья, возраста и др .
  3. Развивающий, деятельностный характер образования - отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного подхода, ориентированного на передачу готовых знаний.
  4. Демократизация образования обеспечивает доступность качественного образования для всех, защиту учащихся от некачественных образовательных услуг.
  5. Вариативность образования реализуется через переход от предметоцентризма, от монопольной программы и учебника к вариативному их набору, к введению специальных учебных курсов и программ; к усилению интегрированности учебного процесса на проектной основе;
  6. Непрерывность образования обеспечивает преемственность различных ступеней образования.

             Вышеперечисленные принципы сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого учащегося.

Уровни педагогического проектирования:

Концептуальный – направленность ОС на качественно новые образовательные результаты, обеспечение личностного развития и саморазвития учащихся, их духовного и социокультурного воспитания.  Отношения учителя и множества его учеников как личностей, субъектов общества следует проектировать в аспекте демократичности, дружественности, доброжелательности, толерантности.

Необходим переход от развития личности ученика под воздействием среды к ее саморазвитию с учетом условий и требований этой среды.

Системный подход признан в качестве фундаментального методологического подхода, и все базовые подходы к образованию и предметному обучению обязаны реализовывать его, выражая на своем специфическом и специализированном уровне.

Содержательный - предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (стандарт начального образования, программа развития, учебный план).

Технологический - На технологическом уровне ОС содержит множество компонент, реализующих на этом (автоматизированном) уровне ее функции, множество информационно-компьютерных и коммуникационных технологий, обеспечивающих работу этих компонент ОС, а также необходимые средства взаимосвязи различных (школьных, личных) ОС, интеграцию их в единую систему – общеобразовательную среду.

Процессуальный  выводит деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению (определенные дидактические или программные средства, методические разработки отдельных уроков и внеклассных дел, сценарий проведения праздника и др.)

Основная идея проекта заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно  проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.

Цель проекта: организация предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.

Задачи проекта:

  1. определение теоретико-концептуального и практико-ориентированного уровней построения модели новой образовательной среды начальной  школы;
  2. организация  предметно-пространственной среды для учащихся выпускного класса начальной  школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
  3. введение предметного обучения в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования;
  4. организация новых условий труда для учителей-предметников;
  5. введение института освобожденного воспитателя по сопровождению образовательного и воспитательного процесса в выпускных классах начальной школы;
  6. подготовка (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися начальной школы;
  7. создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  8. формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;
  9. создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.

Новизна проекта

Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования  в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, а  введение предметного обучения (ведение уроков педагогами–предметниками) в выпускном классе начальной школы – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Практическая значимость проекта

Реализация проекта позволит:

Учащимся:

  1. в течение учебного года адаптироваться к работе с учителями-предметниками, сохраняя возможность обучения в постоянном кабинете (классе)
  2. изучать такие предметы как «Технология»  в специально оборудованных мастерских, «Информатика» по специальной программе для 4-х классов

Родителям:

  1. получить высокопрофессиональное сопровождение их детей в течение всего учебного процесса и внеучебной деятельности за счет введения института освобожденного классного руководителя
  2. познакомиться с системой предметного обучения в 4- классе, в условиях максимально комфортных для их детей

Педагогам:

  1. учителя-предметники получат возможность компенсировать недостаточную нагрузку в основной школе часами в начальной школе
  1. разработать интегрированные уроки  по разным предметам с учетом их преподавания в начальной и основной школе
  1. повысить свою квалификацию по различным направлениям работы с разновозрастным контингентом учащихся, с детьми разных возможностей и потребностей.

Образовательному учреждению в целом:

  1. сохранить кадровые ресурсы в школе за счет перераспределения педагогической нагрузки
  2. начать эксперимент по новой системе организации учебного процесса в 4-х классах  
  3. создать условия для обеспечения преемственности между начальной и основной школой в условиях модернизации образовательного процесса

SWOT АНАЛИЗ

1. Позитивные факторы внешнего порядка (задаваемые извне школы):

  1. повышение внимания со стороны государства к проблемам образования;
  2. активное взаимодействие муниципальных органов власти со школой;
  3. высокий внешний статус и имидж школы;
  4. возможность участия школьников в окружных, городских, российских и международных мероприятиях;
  5. приток новых учеников за счет повышения рождаемости, строительства новых домов  и расширения Санкт-Петербурга;
  6. повышение интереса родителей и детей к получению качественного образования;
  7. благоустроенная территория, наличие современного стадиона;
  8. связь с высшими учебными заведениями города;
  9. возможности использования Интернет- ресурсов для образования;
  10. возможность участия учителей в профессиональных конкурсах.

        2. Негативные факторы внешнего порядка (угрозы школе извне):

  1. социальные проблемы общества (наркомания, алкоголизм, субкультуры);
  2. слабое финансирования образования со стороны государства;
  3. невысокий социальный статус учителя в обществе, низкая зарплата учителей;
  4. негативное отношение СМИ к учителю и к школе;
  5. сокращение учебной нагрузки (новые федеральные учебные планы);
  6. низкий уровень культуры некоторых родителей, их равнодушие к проблемам школы;
  7. отсутствие в микрорайоне крупных культурных центров;

        3. Позитивные внутренние факторы (преимущества и сильные стороны самой школы):

  1. энтузиазм коллектива и администрации, вера в будущее школы;
  2. успехи учащихся;
  3. высококвалифицированный, творческий педагогический коллектив, постоянный состав;
  4. дружественная обстановка в ОУ, взаимопонимание и взаимовыручка коллег;
  5. высокий нравственный и культурный уровень педагогического коллектива;
  6. постоянное повышение квалификации;
  7. методическая помощь со стороны ОМЦ, консультирование учителей;
  8. минимальный процент неблагополучных семей и детей, состоящих на учёте в ОДН;
  9. высокий уровень толерантности, взаимоуважение между всеми участниками образовательного процесса;
  1. сложившаяся система учебной и воспитательной работы, опыт и традиции школы.

        4. Негативные внутренние факторы (слабые стороны школы и проблемы):

  1. недостаточная материально-техническая база;
  1. снижение общего уровня развития и культуры поступающих в школу детей;
  2. расхождение в оценке ценностей взрослых и детей;
  3. мало договорных отношений с ВУЗами;
  4. отсутствие многообразия выбора профилей в старших классах;
  5. недостаточная помощь в решении индивидуальных проблем.

Этапы проекта

К данному моменту в школе проведена следующая подготовительная работа:

  1. обсуждена и принята идея  организации предметно-образовательной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС (с родителями выпускных классов начальной школы и педагогическим коллективом);
  2. ведется разработка теоретико-концептуальных и практико-ориентированных основ по организации предметно-образовательной среды, способствующей реализации принципа преемственности между начальной и основной школой;
  3. решен кадровый вопрос обеспечения реализации проекта (в том числе обеспечения ставки освобожденного воспитателя);
  4. проведен анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных, правовых, финансово-экономических ресурсов;
  5. проводится первичная комплексная диагностика участников проекта.

С целью изучения мнения по изменению пространственно-предметной среды для учащихся начальной школы был проведен опрос родителей и учителей.

В качестве основных факторов, влияющих при переходе учащихся из 4 класса в 5-й родителями и учителями были отмечены следующие:

- содержание обучения;

- методы и формы обучения;

- требования к учащимся;

- образовательное пространство;

- смена классного руководителя;

- количество новых учителей;

- организация свободного времени.

Первый этап – подготовительный:

  1. разработка подходов к организации предметно-пространственной  среды начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС;
  2. разработка диагностического инструментария;
  3. повышение квалификации сотрудников ОУ, участвующих в реализации данного проекта;
  4. разработка программы деятельности сотрудников ОУ, направленной  на реализацию целей и задач проекта по организации образовательной среды в начальной школе.

Второй этап – проектировочный:

  1. реализация программы деятельности сотрудников ОУ  в части организации предметно-пространственной среды в начальной школе;
  2. определение влияния новой организации предметно-пространственной среды в начальной школе на результативность образовательной деятельности лицея;
  3. мониторинг проектной деятельности;
  4. анализ промежуточных итогов проекта.

Третий этап – аналитический:

  1. оценка, обработка и анализ результатов проектной деятельности;
  2. оценка эффективности разработанного диагностического инструментария;
  3. выявление влияния организации предметно-пространственной среды на результативность образовательной деятельности школы;
  4. выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в массовую практику предлагаемой среды;
  5. распространение опыта лицея по использованию основных методов и механизмов организации предметно-пространственной среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС.

Описание проекта

Участники проекта:

Ученики 4-х классов начальной школы

Учителя начальной школы

Учителя-предметники

Воспитатели – освобожденные классные руководители

Родители

Педагоги дополнительного образования

Служба сопровождения (психолог, социальный педагог)

Администрация

Социальные партнеры

Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников:

Для реализации проекта в образовательном учреждении  необходимо иметь следующих специалистов, выполняющих функции:

  1. освобожденного воспитателя (классного руководителя), отвечающего за организацию условий, при которых ребенок может осваивать учебное и внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми, осуществляющего индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса;
  2. учителя - предметника, отвечающего за организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса;
  3. психолога, помогающего педагогу выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
  4. социального педагога, обеспечивающего условия, снижающие негативное влияние среды на ребенка;
  5. педагога-организатора, отвечающего за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время.

Работа педагогов, участвующих в реализации проекта будет поощряться из бюджетных средств за счет стимулирующих выплат.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

При реализации проекта предусматривается создание:

  1. специально организованных классов для учащихся 4-х классов
  2. специальных помещений (рекреация, кабинеты) для младших школьников,  предназначенных для:
  1. общения;
  2. подвижных занятий;
  3. групповой  и индивидуальной работы;
  4. презентации своих достижений и т.д.
  1. - кабинета психологической разгрузки (для учеников, учителей, родителей)

Информационное обеспечение проекта:

1. Во всех помещениях ОУ, где будет реализовываться проект, обеспечивается доступ к информационной среде учреждения, а через него – к глобальной информационной среде.

2. На сайте школы будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.

Основные направления по реализации проекта:

  1. Создание системы корпоративного повышения квалификации педагогов школы
  2. Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы
  3. Формирование информационного пространства школы
  4. Обеспечение  системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса

Рабочий план реализации проекта

Задачи

Мероприятия

Предполагаемый результат

Направление: Создание системы корпоративного повышения квалификации педагогов школы

Подготовка (повышение квалификации) учителей-предметников для работы с учащимися начальной школы

Курсы повышения квалификации «Особенности воспитательной деятельности современного школьного педагога»

Рост профессионального мастерства учителя

Курсы повышения квалификации «Организация преемственности в начальной и основной школе в рамках введения ФГОС »

Круглые столы по обмену опытом между учителями начальной и средней школы, преподавателями дополнительного образования и социальными партнерами

Выработка единых требований к образовательному процессу между всеми участниками образовательного процесса.

Направление: Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы

Организация  предметно-пространственной среды для учащихся выпускного класса начальной  школы, способствующей реализации компетентностного подхода.

Организация новых условий труда для учителей-предметников организация новых условий труда для учителей-предметников.

Введение предметного обучения в четвертом классе с целью обеспечения преемственности начального и основного образования.

Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Обеспечение технических и комфортных условий для дополнительного образования, реализации воспитательного процесса.

Работа в режиме школы полного дня

Открытие специальных классов для учеников

4-х классов для проведения образовательного процесса

Введение уроков информатики в 4 классе.

Подготовка учащихся к ГИА в начальной школе

Ведение уроков труда в учебных мастерских в 4 классе.

Социализация учащихся

Введение естествознания и лабораторных работ в 4 классе.

Пропедевтическая работа по изучению предметов естественно-научного цикла

Сотрудничество с  экологическим центром «Петербургская усадьба».

Сотрудничество с ГМК «Исаакиевский собор».

Разработка программы «Юный петербуржец»

Сотрудничество с детской районной библиотекой.

Разработка программы «Литературоград»

Организация дополнительного образования совместно с ДДТ

Развитие системы внеурочной деятельности

Организация дополнительного образования совместно с ДДТ

Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию

Организация дополнительного образования совместно с ГУ подростково-молодежный центр Мир (ТРИЗ, шахматы)

Разработка программы работы с талантливыми детьми

Организация дополнительного образования через НОУ (наглядная геометрия, ИЗО-студия)

Разработка программ для учащихся с разными потребностями и возможностями

Направление: Формирование информационного пространства школы

Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей

Определение теоретико-концептуального и практико-ориентированного уровней построения модели новой образовательной среды начальной  школы

Издание информационных листов для родителей.

Ознакомление родителей с результатами учащихся.

Разработка страницы реализации проекта на сайте школы

Расширение участников информационной сети (на сайте)

Научно-методическое обеспечение проекта, изучение  опыта предметно-пространственного построения образовательного пространства  

Издание брошюры, методических рекомендаций по  внедрению данного опыта в других образовательных учреждениях

Разработка программы развития школы с учетом новых ресурсных возможностей

Программа развития 2011-2015 гг.

Корректировка образовательной программы школы

Образовательная программа школы с учетом введения предметно-пространственной среды в начальной школе

Использование элементов дистанционного обучения с детьми разных возможностей и потребностей

Рекомендации по применению дистанционного обучения в начальной школе

Направление: Обеспечение  системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса

Создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения

Введение института освобожденного воспитателя по сопровождению образовательного и воспитательного процесса в выпускных классах начальной школы

Диагностика мотивации и профессиональных интересов и проблем педагогов лицея.

Выявление основных проблем и затруднений в работе учителей-предметников  в работе с учащимися начальной школы.

Разработка системы учета и оценки индивидуальной деятельности педагогов.

Активное использование в работе портфолио профессиональной деятельности.

Регулярное проведение мониторинга по направлениям:

- образовательный мониторинг

- психологический

-мониторинг здоровья

- мониторинг воспитанности

- удовлетворенность всех участников образовательного процесса

- мониторинг эффективности организации внеурочной деятельности

Рекомендации по организации образовательной и воспитательной работы для учителей - предметников, освобожденных воспитателей, сотрудников служб сопровождения

Открытие кабинета психологической разгрузки

Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса

Система мониторинговых исследований за ходом реализации проекта

Эффективность реализованного проекта будет оценена в результате полугодового и годового мониторинга реализации проекта (мониторинг качества услуги организации учебной и иных видов деятельности, мониторинг учителей, реализующих проект, мониторинг удовлетворенности родителей, психологические аспекты реализации проекта и др.)

Мониторинг будет осуществляться на основе сетевого взаимодействия с родителями учащихся и преподавателями основного и дополнительного образования. Опросы будут проводиться по различным направлениям с большим числом респондентов (для обеспечения репрезентативной выборки).

Мониторинг будет организован как внутришкольный, так и с привлечением независимых внешних экспертов – на основе результатов методики самооценки, разработанной в рамках российско-финско-австрийского проекта «Обеспечение качества общего образования (компонент «Самооценка образовательного учреждения»).

Показатели эффективности проводимых изменений:

Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп:

1) прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах изменения;

2) косвенные показатели, которые сложно измерить и которые, возможно, проявятся с отсроченным эффектом.

К первой группе относятся следующие показатели:

  1. результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям                 эксперимента);
  2. результаты внутреннего и внешнего аудита качества образования;
  1. степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
  2. изменение инфраструктуры организации образовательного процесса в начальной школе;
  3. возрастающее желание родительских, педагогических объединений, организации благотворительной деятельности и попечительства  активно участвовать в жизнедеятельности школы;

Ко второй группе:

  1. успешность учащихся при обучении в выпускном классе начальной школы  и 5-ом классе основной школы;
  2. успешность педагогического коллектива;
  3. разнообразие и эффективность применения учителями начальной школы и учителями – предметниками образовательных технологий;
  4. разнообразие и эффективность применения технологий управления образовательным учреждением;
  5. рост имиджа школы в образовательной сети муниципального округа  и  района как образовательного учреждения, предоставляющего качественное доступное образование;
  6. степень подготовленности педагогического коллектива (на основе результатов повышения квалификации, в т.ч., внутрифирменного);
  7. степень востребованности инновационного опыта
  8. результаты участия в инновационных образовательных проектах и программах, конкурсной и грантовой деятельности;
  9. результаты социальной экспертизы.

Ожидаемые результаты проекта

Направления

Ожидаемые результаты

Обновление и совершенствование качества  образования

Обновление содержания воспитательной работы, способствующей внедрению новых ФГОС

Обеспечение преемственности в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Качественное улучшение образовательных результатов  учащихся при переходе из начальной школы в основную.

Развитие системы поддержки талантливых детей

Расширение реальных возможностей для самореализации личности  ребенка.

Изменения в состоянии учеников (в развитии способностей, в социально приемлемых и социально значимых проявлениях его потенциалов).

Развитие и обновление педагогического потенциала

Возрастание уровня профессиональной компетентности педагогов в понимании и оказании помощи в разрешении детских проблем.

Методическая и психологическая подготовка педагогов начальных классов  и учителей-предметников, работающих в начальной школе к внедрению ФГОС второго поколения.

Изменения в состоянии педагогов (осознание целесообразности разработки новой модели  образовательной среды начальной школы, обученность в соответствии с содержанием проекта и признанными в современной педагогике ценностями образования, овладение адекватными методиками и технологиями профессиональной деятельности, самоопределение на личностный рост и развитие).

Современная образовательная инфраструктура

Организация пространственно-предметной среды для учащихся начальной школы.

Значительное улучшение материально-технической базы школы,  создание комфортных условий для организации учебной и внеурочной  деятельности учащихся начальных классов.

Сбережение здоровья и формирование куль-туры здорового образа жизни

Разработка вариативных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с учетом возможностей системы дополнительного образования, выбора уровня сложности и видов учебной деятельности, здоровья ребенка, его склонностей и пожеланий.

Разработка программы «Здоровье».

Расширение самостоятельности школы

Мониторинг образовательного и педагогического потенциала имеющихся и возможных социальных партнеров школы (представители бизнес-структур, выпускники школы, родители партнеры из различных областей социальной сферы и т.д.).

Формы предоставления результатов:

  1. Публичные отчеты (промежуточный, итоговый)
  2. Выступления сотрудников лицея на конференциях и семинарах (доклады, тезисы)
  3. Статьи в периодических изданиях
  4. Методические рекомендации для руководителей по организации предметно-пространственной среды в образовательном учреждении
  5. Специальная страница на сайте школы

Тиражируемость результатов проекта:

Результаты данного проекта в целом или частично могут быть востребованы в других образовательных учреждениях в связи с универсальностью задач, на решение которых направлена реализация проекта.

Модель организации образовательной среды и диагностический инструментарий реализации проекта будут разработаны с учетом возможности адаптации к условиям других образовательных учреждений района и города.

Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели для организации образовательной среды в основной и средней школе в целях создания единого образовательного пространства, совершенствования образовательного процесса, обеспечения успешной реализации новых ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС"

   Большое внимание в стандарте уделяется предметно-пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников о...

Зарубежный опыт организации предметно-пространственной среды для обучения правилам безопасного поведения на дороге

На основе анализа зарубежного опыта формируется представление о современных вариативных подходах к организации предметно-пространственной среды для обучения правилам безопасного поведения на дороге....

Справка «Результаты организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования (ООП ДО) ДОО»

Образовательная программа нашего детского сада строится на основе программы: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е....

Программа по самообразованию «Проектирование развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации в условиях обновления содержания дошкольного образования»

Данная программа по самообразованию разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе методической деятельности в дошкольной организации.Программа ориентирована на...

Презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ "

Детская деятельность не может быть полноценной на чистом вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия.Правильная...

Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.

     Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государствен...