Система внутреннего мониторинга качества образования
статья по теме

В школе разработана программа мониторинга, которая является частью основной общеобразовательной программы начального общего образования. Данная программа позволяет контролировать качество образования, которое отражает степень соответствия полученных результатов школы нормативным требованиям, социальному заказу. Осуществляя мониторинг  качества образования, мы роводим сбор, обработку данных, хранение и распространение информации о состоянии образовательной системы в школе. С одной стороны это позволяет выявлять и распространять позитивный опыт достижения результатов. С другой -  предупреждать негативные тенденции, выявлять трудности в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vnutrennego_monitoringa_kachestva_obrazovaniya.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Концепцией модернизации образование определяется как важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества. Соответственно, качеству образования придаётся особое значение, что нашло отражение в Законе «Об образовании». Статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» определяет одним из направлений деятельности школы – обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования.

В нашей школе была разработана программа мониторинга, которая является частью основной общеобразовательной программы начального общего образования. Данная программа позволяет контролировать качество образования, которое отражает степень соответствия полученных результатов школы нормативным требованиям, социальному заказу.

Осуществляя мониторинг  качества образования, мы проводим сбор, обработку данных, хранение и распространение информации о состоянии образовательной системы в школе. С одной стороны это позволяет выявлять и распространять позитивный опыт достижения результатов. С другой -  предупреждать негативные тенденции, выявлять трудности в педагогической деятельности.

С этой целью мы разработали на каждого педагога индивидуальные карты профессионального роста учителя. Работа с ними позволяет спланировать систему методической работы в школе, определить актуальные темы и вопросы методических совещаний, педагогических советов, оказывать адресную методическую помощь.

Предметом мониторинга качества образования в школе являются:

- результаты образовательной деятельности;

- условия и ресурсное обеспечение образовательного процесса;

- состояние здоровья учащихся;

- результаты духовно – нравственного развития личности учащихся.

В соответствии с требованиями новых стандартов, мы определяем образовательную деятельность в школе не только как обучение детей определённым знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Поэтому о результатах мы судим по 2 группам показателей:

 - учебные  показатели (фиксированные результаты по предметам);

- личностные ( отражающие изменения личностных качеств ребёнка).

Определение учебных результатов проходит традиционно в виде тестов, контрольных срезов по предметам федеральной части учебного плана. График утверждается директором школы и соответствует полугодиям учебного года. Разработано Положение о текущей и промежуточной аттестации учащихся, которая в нашей школе осуществляется, начиная со 2 класса. Итоги аттестации являются предметом обсуждения на   педагогических советах.

Более подробно следует сказать о личностных показателях развития ребёнка. Личностные результаты учащихся в полном  соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Оценку этих результатов мы проводим в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Выбор форм и методов диагностики определяется возрастом учащихся. Учитывая возрастные особенности младших школьников, в оценке принимают участие классные руководители и родители учащихся. Планируется дополнительно разработать критерии самооценки для учащихся 4 классов. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

За основу разработанных критериев оценки личностных результатов мы взяли и адаптировали к условиям нашей школы научную программу Н.Ф.Радионовой «Развитие потенциала школы» и программу «Оценка качества образования», разработанную преподавателем Санкт – Петербургского университета Н.Б.Фоменко.

Основными критериями оценки учащихся начальной школы мы определили:

- компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности;

- компетентность учащегося в социально – культурной и гражданской сфере;

- компетентность учащегося в информационно – коммуникативной сфере,

которые включают в себя ряд разработанных показателей.

Важно отметить, что мониторинговые исследования целесообразно проводить в системе, которая включает входящую, текущую и итоговую диагностику. Это позволяет решать задачу своевременного реагирования на возникающие проблемы, принятие необходимых мер для достижения результата.

 

Полученные результаты вносятся в итоговую таблицу достижений, которая и позволяет сделать вывод о состоянии образовательной и воспитательной работы в школе.

Внутренний мониторинг качества образования включает в себя кроме диагностики успешности реализации образовательных программ, мониторинг удовлетворённости образовательной деятельностью педагогами и родителями, который мы проводим в виде анкетирования 1 раз по окончании учебного года.

За истекший учебный год школа достигла следующих результатов:

- качество реализации учебных программ составило 62% (стабильный показатель уже 3 год);

- результаты рейтинговой оценки качества воспитанности (при максимальном значении 4 балла)– 3,2 балла (в прошлом учебном году – 3,1 балла);

- 94% педагогов и 93% родителей положительно оценивают деятельность школы по реализации образовательных программ и программ воспитания;

 Полученные данные позволяют строить и моделировать как методическую работу в школе, так и всю учебно – воспитательную работу на новый учебный год.

Таким образом, для повышения качества образовательного процесса, каждому учреждению необходима система внутреннего мониторинга, позволяющая объективно оценивать эффективность работы педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества образования по литературному чтению 4 класс

Предствленные  материалы даны в виде тестов и заданий к ним. Данный мониторинг представлен в 4 вариантах....

Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"

Данное выступление  освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль  в эффективности управления учебным заведением....

Методическая разработка "Внутренний мониторинг качества обученности по русскому языку"

Методическая разработка  включает в себя контрольно измерительные  материалы по русскому языку для учащихся 2-х классов...

Мониторинг качества образования по окружающему миру в 3 классе.

В работе дан подробный анализ мониторинга качества образовния по окружающему миру в 3 классе по теме "Чему учит экономика"....

Мониторинг качества образования

Презентацию посвящена внутреннему мониторингу качаства образования...

Мониторинг качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО

Статья посвящена стартовой диагностике первоклассников....

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...