Урок ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений" 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме

Ковалева Ирина Владимировна

Урок  светской этики на тему: "Род и семья-исток нравственных отношений". Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_rod_i_semya.doc777.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Кызыла

ТЕМА:

«Род и семья – исток нравственных отношений»

Ковалева Ирина Владимировна

 учитель начальных классов

I категории

Стаж работы – 19 лет

Кызыл – 2013

      Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Тип урока: урок изучения  и первичного закрепления новых знаний.

Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

Обучающие 

  1. Раскрыть понятия «род»,  «семья», «родословная»;  
  2. познакомить с терминами ближайшего родства;
  3. представить образ семьи как важнейшую нравственную ценность в жизни каждого человека.

Развивающие 

  1. Развивать речь, внимание, мышление, память;
  2. формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
  3. способствовать формированию  понимания значимости семейного  воспитания для становления личности;
  4. способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.

Воспитательные 

  1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье; 
  2. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
  3. формирование у учащихся стремления помогать семье во всем;
  4. пробуждение в ребенке чувства ответственности за семью.

Планируемые результаты

  1. дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
  2. сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
  3. научить различать степени родства.

Ресурсы:

Интернет, мультимедийное оборудование для презентации, учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь к учебнику, авторы - Ветошкина Ирина Борисовна, Кузнецова Марина Викторовна, раздаточный материал – ромашки, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как ласково улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными,  прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

2. Актуализация знаний.

Кто загадку отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…    
(Семья!)

Послушайте стихотворение о семье:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле?

3. Постановка проблемы.

 - Зачем человеку семья? (Высказывания детей.)

4. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач урока.  

 - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое род и семья. Познакомимся с терминами ближайшего родства, рассмотрим какую роль играет семья в жизни каждого человека.

5. Работа по теме урока.

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род. Так что же такое семья? Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре Ожегова С. И.:

Семья - это группа  живущих вместе близких родственников.

- Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества. В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.

Семьи все разные. А чем они отличаются?   Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

С древних времен  существовали заповеди семьи:

*свято храни честь своей семьи;

*люби свою семью и делай ее лучше;

*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*подари родителям радость;

 *жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье? (помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству и т.д)

- Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. Семья – живой организм, где все решается сообща, где держат общий совет.

Творческое задание: (под музыку в исполнении группы «Инь-Ян» «Гимн семьи»)

В 2008 году  в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником -  Днем семьи, любви и верности. Символом этого праздника является ромашка. Запишите на лепестках ромашки имена членов вашей семьи. (Прикрепляются на доске )

6. Физминутка.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

           Спортом любим заниматься,

   И, конечно, закаляться.

  Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

7. Работа по учебнику.

- Прочитайте в учебнике на стр. 38 первый и второй абзацы.

      -  Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка. В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

В далеком прошлом люди жили родами. Они помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе за жизнь  в дикой природе. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

        Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Существуют разные символы рода, например гербы, фамилии. Рассмотрите на стр. 39 родословную А. С. Пушкина, родовой герб Багратионов.

8. Установление родственных связей.

Работа в рабочей тетради стр. 4, задание 3.

Укажи последовательность родственных связей в семье

- Какие названия родственников вы знаете?

- Некоторые названия уже не употребляются в наше время, вот послушайте некоторые из них:

•        Братаниха - жена двоюродного брата.

•        Дедич - прямой наследник по деду.

•        Мать посажённая - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

•        Отец прибеседный, отец посажёный, отец ряженый - лицо, выступающие вместо родного отца на свадьбе.

•        Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.

•        Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

•        Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.

Работа по карточкам

 

Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.


Прабабушка                                                        

Прадедушка                                                        

Бабушка                                                              

Дедушка                                                              

Дядя                                                                      

Тетя                                                                      

Двоюродный брат                                                

Двоюродная сестра    

                                         


 Папин брат

 Сын твоей тети

 Мама твоего дедушки     Дочь твоего дяди

 Дедушка твоего отца    Мама твоей мамы

 Мамин папа

 Мамина сестра

Проверка по слайду.

Работа по учебнику.

- Что такое родословная?

Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная  Пушкина»

- Сколько поколений можно насчитать в родословной?

Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала.

-Подумайте, почему важно знать своих предков?

Работа с учебником.

- Знает ли  кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?

Попробуем найти ответ на стр. 38.

- Что могло являться символом рода?

-Почему родовые гербы разные?

Рассмотрите родовой герб Багратионов, Пушкиных .

Работа в рабочей тетради. (Задание 2, стр.4 рабочей тетради)

Восстанови высказывания известных людей о семье

Любовь,  к,  основа,  родителям,  добродетелей, всех  

                                                                                         (Цицерон)

______________________________________________________

Нет,  святее,  и,  любви,  бескорыстнее,  ничего,  матери

                                                                                      (В.Г. Белинский)

______________________________________________________

Проверка по слайду

9. Самостоятельная работа. (Задание 1, стр.4 рабочей тетради)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

-  Все вокруг нас удивительно устроено. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как прекрасна наша Земля и небо. Оглянись и обрати внимание на людей, которые рядом  с тобой. Это твои друзья, одноклассники. Вместе вы познаёте науки и отдыхаете. Но где бы ты ни был, чем бы ты не занимался, самыми дорогими и близкими для тебя остаются твои родные, твоя СЕМЬЯ.

Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки, поясняющие, что значит для автора семья.

- А что значит для вас семья?

10. Итог урока:

-Попробуйте своими словами объяснить смысл выражения:

Род и семья- исток нравственных отношений.

-Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

- Зачем человеку семья?

- Какие заповеди семьи запомнили?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного и сказанного на уроке?

- Кто из вас заинтересовался происхождением вашей фамилии?

11. Домашнее задание. Составьте вместе с родителями свою родословную (задание 4, стр.5 рабочей тетради).

Придумайте и изобразите герб  своей семьи. Попытайтесь дома узнать, как появилась ваша фамилия.

12. Рефлексия. (Звучит музыка в исполнении  «Инь-Ян» «Гимн семьи»)

Сегодня на уроке все хорошо поработали, всем большое спасибо. (Раздаются ромашки.) Нарисуйте в середине ромашки смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.

МАТЬ

ПРАБАБУШКА

ВНУК

СЫН

ПРАВНУК

БАБУШКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)

Урок – проект «Род и семья – исток нравственных отношений». (ОРКСЭ, модуль - Светская этика 4 класс)Цели урока: Воспитание нравственных отношений  учащихся  к семье, родителям, своему роду ч...

Урок ОРКСЭ Тема урока: Род и семья – истоки нравственных отношений в истории человечества

Усвоение  понятий: семья.воспитание, род, традиции, научить анализировать нравственные понятия, связанные с семейным воспитанием...

Светская этика, 4 класс ,урок «Род и семья – исток нравственных отношений»

Светская этика урок "Род и семья-исток нравственных отношений"...

Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений» («Основы светской этики», 4 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений о семье как о важнейшей нравственной ценности, о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.Задачи урока:  Дидактические:1. Поз...