Программа для школы будущих первоклассников
рабочая программа по теме

Лисовая Ирина Александровна

 

Рабочая программа по развитию речи и  обучению  грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по развитию речи и  обучению  грамоте.

Пояснительная записка.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Она рассчитана на 29 часов (1 час в неделю). Обучение строится на основе пособия «По дороге к азбуке», части 3,4 (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова) – образовательная программа «Школа 2100».

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:

  1. выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
  2. выделение одинаковых предметов из группы предметов;
  3. выделение лишнего предмета;
  4. объединение различных предметов в группы;
  5. выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Задачи обучения

1. Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения.

2. Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.

3. Формировать приёмы умственных действий ( анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования)

4. Развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативность мышления.

5. Развивать общеучебные умения(умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия)

6. Развивать  умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ »

1. Лексическая работа

• Наблюдение над лексическим значением слов – название предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи

• Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед

• Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова

• Создание условий для употребления новых слов в собственной речи

2. Развитие грамматического строя речи

• Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям, упражнения в образовании слов по образцу

• Наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов

• Формирование навыка образование и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

• Практическое знакомство со словосочетанием и предложением

• Знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов

3. Развитие связной устной речи

• Обучение ответам на вопросы, диалогической речи

• Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов

• Обучение подробному пересказу текста

• Обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам

4. Развитие простых форм звукового анализа

• знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твёрдые и мягкие согласные звуки

5. Звуки

• понятие «Звук» ; способы произнесения звука, его условное обозначение

• акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные

• выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных

• выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове

• звуковой анализ состава слогов и слов

• «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений

6. Слоги

• Понятие «слог», слоговой анализ слов

• Подбор слов на заданное количество слогов

• Выделение в словах первого и последнего слогов

• Подбор слов на заданный слог

• Составление прямых и обратных слов

7. Слова

• Выявление различий в звуковом составе двух слов

• Составление слова из звуков и слогов, из первых звуков или слогов в названии картинок

• Изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов

• Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам

• Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова

• Последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава

8 Буквы

• Знакомство с буквами

• Дифференциация понятий «звук» и «буква»

• Согласные и гласные буквы

• Соотнесение букв и звуков

9. Связная устная речь

• Обучение ответам на вопросы, диалогическая речь

• Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов

• Обучение подробному пересказу текста

• Обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок

10. Развитие связной устной речи

• Составление рассказа по сюжетной картине

• Пересказ текста


Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема занятия

Тема обучения грамоте

Тема по развитию речи

1

Лес

Звуки гласные и согласные. Штриховка

Лексика и словообразование

2

День

Гласные звуки. Штриховка

Устное сочинение

3

Игра

Предметы. Гласные звуки. Буквы а,о

Словообразование

4

Времена года

Признаки предметов. Гласные звуки. Буквы и, у.

Лексика по теме

5

Камень и львенок

Действия предметов Гласные звуки. Буквы э, ы

Развитие мышления

6

Колобок и репка

Русские народные сказки. Буквы э,ы.

Пересказ

7

Цвета  и оттенки

Сонорные согласные. Штриховка

Использование предметов

8

Роботы

Парные согласные буквы и звуки. Элементы букв

Работа над дикцией

9

Космос и ракета

Составление текста из предложений. Элементы букв

Устное сочинение

10

Шмель

Звук [ш].

Работа над дикцией

11

Жук

Буква ж

Работа над дикцией

12

Интонация

Буквы ю, я, е, и

Развитие мышления

13

Звуки[ Л],[Л’],[Й].

Рассказ по сюжетной картинке.

14

Зима

 Звуки[ В],[В’],[Ф],[Ф]

Рассказ по сюжетной картинке

15

Домашние животные.

Звуки[ Щ’],[Ч’].  

Работа над дикцией

16

Птицы.

Звуки[ Б],[Б’],[П],[П’].

Пересказ

17

Рыбы.

Звуки[ Д],[ Д’],[Т],[Т’].  

Рассказ по сюжетной картинке.

18

Хлебные продукты.

Звуки[ С],[С’].

Работа над дикцией

19

Спорт.

Звуки [Ц],[ Ч’].  

Устное сочинение

20

Профессии.

Звуки [Г],[ Г’], [К],[ К’].

Рассказ по сюжетной картинке.

21

Лес, деревья.

Звуки[ З]-[С], [З’]-[ С’].

Лексика по теме

22

Плоды, семена.

Звуки [Ш],[ С], [Щ’].

Словесное рисование

23

Садовые и полевые цветы.

Звуки[ Ж],[ З],[ Ш].

Рассказ по сюжетной картинке.

24

Насекомые

Звуки[ Р],[ Р’].

Пересказ текста.

26

Весна

Повторяем гласные звуки

Словесное рисование

27

Лето

Повторяем согласные звуки

Пересказ текста

28

Встреча с Азбукой

Звуковой анализ слов

Работа над дикцией

29

Встреча с Азбукой

Звуковой анализ слов

Составление рассказа

Занятия проводятся по пособию Бунеевых  «По дороге к азбуке», параллельно используется пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи»

Литература

«По дороге к азбуке», части 3,4 (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки "Школа будущего первоклассника"

Программа расчитана на 4 часа в неделю, позволит подготовить детей к обучению в 1 классе....

Программа занятий «Школа будущего первоклассника»

Цели занятий:Психологическая адаптация детей.Работа по организации классного коллектива.Знакомство с основными школьными правилами.Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы.Обучени...

Рабочая программа "Преемственность" ( Школа будущего первоклассника)

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова, Москва «Просвещение»2015 г., допущена Министерством образования Р...

Программа занятий «Школа будущего первоклассника»

Программа занятий в школе будущих первоклассников «Школа раннего развития»...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...

Рабочая программа «Грамотейка» (школа будущего первоклассника)

Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе....

Программа курса "Школа будущего первоклассника"

Программа курса для подготовки к школе детей дошкольного возраста и их успешной адаптации к новым условиям. Учебный план -168 часов. Курс состоит из 4 модулей: 1."Подготовка к чтению и письму&quo...