Классный час "Война 1812 года"
классный час (3 класс) на тему
Тема «Отечественная война 1812 года»
Цели занятия
1. Сформировать представления о войне 1812 года.
2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.
3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории.
Оборудование: компьютер, презентация, фрагмент панорамы «Бородинская битва» , музыка Прокофьева «Мертвое поле».
- Организационный момент
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Сообщение темы и целей занятия
На сегодняшнем классном часе мы поговорим о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIX века, Отечественная война 1812 года.
- Прежде, чем мы начнём говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит «Отечество»? (выслушиваются ответы детей)
- Вот как определяет это понятие В. И. Даль – автор толкового словаря.
Слайд 1- 2.
3. Игра –путешествие по страницам истории 1812 года
- В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.
О том, насколько опасной была эта угроза для нашей страны, мы поймём, если узнаем, кто такой Наполеон Бонапарт. Его военную биографию исследовал наш историк. Послушаем его сообщение.
- Да, Наполеон был очень грозным противником. Он был умён, хитёр и талантлив как военачальник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
на тему « Отечественная война 1812 года»
Подготовила:
классный руководитель 2 «А» класса
Семенова А.С.
Тема «Отечественная война 1812 года»
Цели занятия
1. Сформировать представления о войне 1812 года.
2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.
3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории.
Оборудование: компьютер, презентация, фрагмент панорамы «Бородинская битва» , музыка Прокофьева «Мертвое поле».
- Организационный момент
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Сообщение темы и целей занятия
На сегодняшнем классном часе мы поговорим о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIX века, Отечественная война 1812 года.
- Прежде, чем мы начнём говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит «Отечество»? (выслушиваются ответы детей)
- Вот как определяет это понятие В. И. Даль – автор толкового словаря.
Слайд 1- 2.
3. Игра –путешествие по страницам истории 1812 года
- В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.
О том, насколько опасной была эта угроза для нашей страны, мы поймём, если узнаем, кто такой Наполеон Бонапарт. Его военную биографию исследовал наш историк. Послушаем его сообщение.
- Да, Наполеон был очень грозным противником. Он был умён, хитёр и талантлив как военачальник.
Сообщение1 о Наполеоне (Приложение 1)
Слайд 3
Вторжение наполеоновской армии в Россию.
Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шёл ему навстречу. И в 1812 году французская армия вторглась в Россию.
Удар французов был настолько силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление. Французы во главе с Наполеоном теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Позади вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.
Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве. И Смоленск французам удалось захватить.
Александр был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов.
То что именно Кутузов был достоин этого назначения нам докажут историки, исследовавшие военную биографию М. И. Кутузова.
Слайд 4, Сообщение 2 (приложение №2)
Слайд 5
Бородинская битва.
- Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.
Посмотрите на экран так выглядели русские и французские солдаты и кавалеристы Слайды 6-7
После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино в 124 км от Москвы. 26 августа сражение началось. Это
было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела . Ужасная была картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле. И после ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. Бородинское сражение не выиграл никто. Слайд 8
Фрагмент панорамы «Бородинская битва» с музыкой Прокофьева «Мертвое поле»
М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Бородино»
Слайд 9
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали…
…И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут…
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
и молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой…
…
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
***
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы! ( слайд 10 -11)
Сдача Москвы Наполеону. (слайд 12)
- В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери. Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию.
Михаил Илларионович собрал всех генералов в деревне Фили на совет.
О том, какое решение приняли на этом совете, и что произошло потом, нам расскажут наши историки.
Сообщение 3 и 4 историка (приложение 3) Рассказы сопровождаются слайдами 13, 14
На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу
Нары, в селе Тарутине. А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
- Да, во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.
До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю. . Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек в огне. Из 9151 дома сгорело 6496. Полностью выгорели Китай-город, Замоскворечье, Немецкая слобода, Воздвиженка, Знаменка, Пречистенка, Тверская. Среди погибших памятников истории и культуры – Гостиный двор, Московский университет, в огне погибла рукопись “Слова о полку Игореве”. Убытки от пожара исчислялись суммой около 250 миллионов рублей. Тушить огонь было нечем, приспособления для тушения пожаров были вывезены московским губернатором графом Ф.В. Растопчиным. 5 сентября пожар принимает чудовищные масштабы. Император Франции перебрался из Кремля в роскошный Петровский дворец, расположенный в предместье Москвы. Послушайте, что пишет об этом А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».
Москва… как много в этом звуке (слайд 15)
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
***
Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.
На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. (слайд 16-17)
- После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Кутузов говорил:«Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля…»
Партизанские отряды действовали в сложных условиях. На первых порах встречалось много трудностей. Даже жители сел и деревень сначала с большим недоверием относились к партизанам, часто принимая их за солдат противника. Нередко гусарам приходилось переодеваться в мужицкие кафтаны и отращивать бороды.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных
Партизанские отряды не стояли на одном месте, они постоянно находились в движении, причем никто, кроме командира, заранее не знал, когда и куда направится отряд. Действия партизан были внезапны и стремительны. Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан.
Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных
О партизанских офицерах писал поэт-декабрист К. Рылеев «Партизаны».
«В лесу дремучем на поляне,
Отряд наездников сидит,
Окрестность вся в седом тумане
Кругом осенний ветр шумит.
Вкушает враг беспечный сон:
Но мы не спим, мы надзираем,
И вдруг на стан со всех сторон
Как снег внезапный налетаем.
В одно мгновение враг разбит
Врасплох, застигнут удальцами».
Бегство Наполеона (слайд18)
Французская армия в Москве начала голодать. Солдатам приходилось есть конину. Попытки Наполеона заключить мир с Россией не увенчались успехом, и он решил, что настало время уходить из Москвы. Но как и куда?
Французский император понимал, что сразу отойти на запад нельзя, так как в тыл ему тут же ударит окрепшая русская армия. Возможен полный разгром.
Поэтому Наполеон принял решение обойти стороной Тарутинский лагерь по Старой Калужской дороге, стремительно атаковать русскую армию, отбросить её, а затем овладеть запасами провианта в Калуге и уничтожить оружейные заводы в Туле. После этого Наполеон рассчитывал отойти к Смоленску, расположиться там на зимние квартиры, а весной следующего года продолжить войну. Цель движения Наполеона не была достигнута, и французский полководец, не решившись на новое лобовое столкновение, принял рёшение перейти на уже разоренную Старую смоленскую дорогу и продолжить по ней свое отступление. Кутузов же с основными силами стал двигаться параллельно проселочными дорогами и угрозой возможного обхода ускорил темп отступления наполеоновских корпусом В тоже время русские военачальники из-за быстро меняющейся обстановки не успевали извлекать дивиденды из максимально выгодной, но скоротечной ситуации, и смогли лишь нанести ощутимые удары по противнику под Вязьмой и Красным.
Отступающие французские колонны подверглись непрерывным ударам казаков и партизан. Боеспособность армии резко упала. Бои вели только гвардия и резервные корпуса, особенно гибельной для французов оказалась переправа через реку Березину. Здесь убитыми и ранеными были около 30 тыс. человек.
«Оставляю всё, чтобы привести 300 тыс. солдат. Необходимо стать в такое положение, чтобы мы могли вести вторую компанию»
Наполеон.
Недолгое пребывание оккупантов во второй столице Российской империи закончилось.
2 5 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.
В настоящее время в честь войны 1812 года построен храм Христа Спасителя и памятник героям на Бородинском поле.
Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. Поход завершился триумфальным въездом русских войск в Париж.
(слайд 19-21)
- Итог классного часа
В каком году была война?
Какие две страны участвовали в войне?
Кто первый начал войну?
Какие знаменитые полководцы участвовали в войне?
Где было страшное сражение?
Кто его выиграл?
В кокой деревне Кутузов собирал генералов?
Что там было решено?
Правильно ли поступил Кутузов?
Что русские сделали с Москвой?
Кто выиграл войну?
- Рефлексия
Интересно…..
Поучительно….
Я сделал для себя открытия…..
Скучно….
Список литературы
- Детская энциклопедия Москва «Просвещение» 2007г.
Интернет –ресурсы
- hero-1812.narod.ru
- www.megabook.ru/Article.asp?AID=659001
- voina1812.narod.ru/2.html
- images.yandex.ru
- www.borodino.ru
Приложение 1
Наполеон Буонапарте (Бонапарт) родился 15 августа 1769 года в Аяччо, в семье адвоката Карло Буонапарте, происходившего из мелкопоместного корсиканского дворянства, и Летиции Рамолино, принадлежавшей к старинному роду.
Наполеон учился в военной школе в г. Бриене, а потом в Париже. В возрасте 16 лет Наполеон был произведен в лейтенанты артиллерии и отправлен в престижный полк. Его работоспособность была феноменальной: на сон ему требовалось не более 4-5 часов в сутки. Он много читал.
Ему ещё не исполнилось 28 лет, а он уже одержал много военных побед в Италии и Австрии. В 29 лет он был уже политической фигурой, имевшей немалый вес. Его популярность была огромна.
Наполеон мечтал о мировом господстве и в течение многих лет держал в страхе всю Европу.
Россию он видел в числе своих союзников и много раз делал попытки договориться с царём Александром I о поддержке русской армии в захвате европейских государств.
Однако в важнейшем для Наполеона вопросе об отношении России к Австрии Александр I проявил упорство. Он совершенно не был расположен помогать Наполеону усмирять Австрию. Во время встречи Наполеона и Александра дискуссия по австрийской проблеме проходила в напряженной обстановке. Не добившись уступок, Наполеон закричал, бросил свою треуголку на пол, стал топтать ее ногами. Александр I, сохраняя спокойствие, заявил ему: "Вы человек горячий, я же упрям: гнев на меня не действует. Давайте беседовать, рассуждать, иначе я уеду" - и направился к выходу. Наполеону пришлось его удержать и успокоиться. Дискуссия возобновилась в более умеренном, даже дружественном тоне.
Чтобы завоевать расположение русского царя, Наполеон решил развестись со своей женой Жозефиной и хотел жениться на одной из русских великих княжон. Речь шла об Анне, которой едва исполнилось 14 лет. Александр через некоторое время ответил вежливым отказом.
Захватив многочисленные европейские города, Бонапарт в июне 1812 года двинулся на Россию. Но недолго пришлось торжествовать французской армии. Уже зимой 1812 года Наполеону пришлось отступить. Он уехал в Париж, бросив свою армию в крайне бедственном положении.
В октябре 1815 года английский фрегат "Нортумберленд" привез Наполеона к скалистому острову, на 300 метров поднимавшемуся над морем, - к острову Святой Елены. Там находился военный гарнизон, и проживало несколько семей бывших заключенных. Здесь Наполеон останется жить как государственный узник, здесь он будет терзаться, ссориться, размышлять о прошлом, пока не умрет в вынужденном бездействии 5 мая 1821 года в возрасте 51 года. Согласно его завещанию, саркофаг с его останками был помещен в часовне парижского Дворца Инвалидов.
Приложение № 2
Военная биография М. И. Кутузова.
2 историк:
Михаил Кутузов (Голенищев-Кутузов) родился в дворянской семье, имевшей родовые корни на новгородской земле. Его отец, военный инженер оказал большое влияние на образование и воспитание сына. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добрым сердцем. Военное образование получил в артиллерийско-инженерной школе, которую окончил в 1759 г. в числе лучших, был оставлен при школе преподавателем. В 1761 г. произведен в первый офицерский чин (прапорщика) и по собственной просьбе направлен командиром роты в Астраханский пехотный полк. Отлично знал 5 языков (немецкий, французский, польский, шведский и турецкий).
В период решающих событий русско-турецкой войны он принял участие в сражениях, составивших гордость русского оружия, командовал батальоном гренадер. За сражения произведен в майоры, а впоследствии пожалован чином подполковника.
В 1774 г. в бою с крымчаками близ Алушты он со знаменем в руке вел за собой солдат в бой, при преследовании противника был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. Михаил Илларионович был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени и отправлен Екатериной II для лечения за границу.
В 1776 г., по возвращении в Россию, Кутузов был послан императрицей в Крым помогать Суворову, обеспечивавшему там порядок. Завоевал его доверие выполнением ответственных заданий; по представлению Суворова получил чин полковника, а затем и бригадира. В 1787 г. удостоен ордена святого Владимира 2-й степени.
Во время отражения вылазки турок, был вторично тяжело ранен (пуля попала в щеку и вышла в затылок). Когда он выздоровел, врач, его лечивший, заметил: "Видимо, провидение сохраняет этого человека для чего-то необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая была смертельна".
В ноябре 1790 г. Кутузов присоединился к войскам Суворова, осаждавшим Измаил. "Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, - говорил Суворов, - но был моей правою рукою". Кутузов в числе первых ворвался в крепость. За Измаил он был произведен в чин генерал - поручика и награжден орденом святого Георгия 3-й степени, а за дальнейшие заслуги - орденом святого Георгия 2-й степени и орденом святого Андрея Первозванного
Приложение 3
3 историк:
После Бородинского сражения Кутузов собрал всех военачальников в деревне Фили в крестьянской избе на совет. Совет должен был решить давать ли ещё одно сражение Наполеону или отступить на Москву. Кутузов понимал, что Силы противника ещё велики, да ещё в распоряжении Наполеона были резервные войска, не участвовавшие в Бородинской битве. Если дать ещё один бой, то можно потерять армию. Кутузов сказал: “Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут Москва и Россия”. Кутузов приказал оставить Москву, объяснив это так: «… Наполеон — как бурный поток, который мы еще не можем остановить. Москва будет губкой, которая его всосет”.
Вернувшись вечером к себе в избу на ночлег, Кутузов не спал. Несколько раз за эту ночь слышали, что он плачет.
Наполеон был безмерно счастлив, что войдёт в Москву. Ни Милан, ни Венеция, ни Александрия и Каир, ни Яффа, ни Вена, ни Берлин, ни Лиссабон, ни Мадрид, ни Варшава, ни Амстердам, ни Рим, ни Антверпен — ни одна столица, куда входили победителями его войска, не имела в его глазах и в глазах его армии такого огромного политического значения, как эта древняя русская Москва, соединительное звено Европы и Азии, ключ к мировому владычеству. В Москве император ждал просьбы смирившегося Александра о мире, армия ждала теплых квартир, изобильного провианта, всех удобств и всех наслаждений.
Наполеон ждал депутацию московских властей, которая вручит ему ключи от города. Но никакой депутации не являлось. Вдруг совсем невероятная новость распространилась сначала в гвардии, а потом в свите и дошла немедленно до Наполеона: никакой депутации от жителей не будет, потому что никаких жителей в Москве нет. Москва покинута всем своим населением. Это известие показалось Наполеону настолько диким, настолько невозможным, что он в первую минуту просто не поверил ему.
Поселился Наполеон в Кремле. Ночью он проснулся от яркого света, ворвавшегося в окна. Офицеры его свиты, проснувшись в Кремле по той же причине, думали спросонок, что это уже наступил день. Император подошел к одному окну, к другому; он глядел в окна, выходящие на разные стороны, и всюду было одно и то же: нестерпимо яркий свет, огромные вихри пламени, улицы, превратившиеся в огненные реки, дворцы, большие дома, горящие огромными кострами. Страшная буря раздувала пожар и гнала пламя прямо на Кремль, завывание ветра было так сильно, что порой перебивало и заглушало треск рушащихся зданий и вой бушующего пламени.
4 историк:
Наполеон, очень бледный, но, уже взяв себя в руки после первого страшного волнения при внезапном пробуждении, молча смотрел в окно дворца на горящую Москву. “Это они сами поджигают. Что за люди! Это скифы!”, — воскликнул он. Затем добавил: “Какая решимость! Варвары! Какое страшное зрелище!”
Еще накануне, войдя впервые во дворец, он сказал, обращаясь к свите: “Итак, наконец, я в Москве, в древнем дворце царей, в Кремле!” Он знал значение Кремля в русской истории и не хотел покидать его, только сутки, да и то неполные, пожив в нем. Но рассуждать было нельзя: пожар с каждой минутой грозил объять дворец и отрезать все выходы. Стало светать, а положение все ухудшалось, уже дышать становилось трудно от гари и дыма, отовсюду проникавших во дворец. “Это превосходит всякое вероятие, — сказал Наполеон — Это война на истребление, это ужасная тактика, которая не имеет прецедентов в истории цивилизации... Сжигать собственные города!.. Этим людям внушает демон! Какая свирепая решимость! Какой народ! Какой народ!”
Император и его свита вынуждены были покинуть Кремль и поселиться в Петровском замке за городом. Еще двое суток, 17-го и 18-го, бушевал пожар, уничтоживший около трех четвертей города. Наполеон все время был в самом мрачном состоянии духа. “Это предвещает нам большие несчастья”, — сказал он, глядя на развалины и дымящийся мусор, в который обратились самые богатые части города. Император ясно понял, что теперь заключить мир с Александром будет еще труднее, чем было до сих пор. Он еще не знал тогда, что мир с Россией для него не только труден, но невозможен, и что война, которую он считал со взятием Москвы оконченной, для русского народа, после гибели Москвы только еще начинается.
Обращаясь к Наполеону, поэт Байрон писал: “Вот башни полудикие Москвы перед тобой в венцах из злата горят на солнце... Но увы! то солнце твоего заката!”
Наполеон не сразу оценил все результаты этой катастрофы, не предугадал далеких еще пока последствий своего кровавого нашествия на Россию, не предвидел, что пылающая Москва подожжет всю порабощенную и раздавленную им Европу.
Свита и части армии, которые вышли во время пожара к Петровскому дворцу, целыми часами глядели на пылавшую Москву. “Это было устрашающее зрелище, — говорит очевидец-француз, — этот пылающий город. Ночью видна была линия огня, больше чем в милю длиною. Казалось, это — вулкан со многими кратерами. В течение трех дней, пока продолжался пожар, мы оставались в Петровском дворце. На четвертый день мы вернулись в город и увидели там только развалины и пепел”.
После Бородина и гибели столицы стремление уничтожить захватчиков сделалось всенародным в полном смысле слова. Ставка Наполеона на устрашение России была бита.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Отечественная война 1812 года"
Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...
Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". Классный час в 3 классе "Отечественная война 1812 года"
Классный час познакомит детей с основными событиями Отечечтвенной войны 1812 года, поражениями и победами....
Классный час "Отечественная война 1812 года"
Данный классный час знакомит детей с еще одной славной страницей нашей истории, с Отечественной войной 1812 года. Для прове...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён празднованию 200 летия победы в Отечественной войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года
Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...
Классный час «Отечественная война 1812 года» для 3 класса
Классный час предназначен для учащихся начальных классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Цели: рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российск...
Классный час для учащихся 4 класса "Основные сражения и события Отечественной войны 1812 года"
1812 год - это было великое испытание для нашего народа и одна из самых славных страниц российской истории. Многое может забыться или потерять блеск за это время. Но память о битвах и геро...