Программа дополнительного образования "Любознайка"
рабочая программа (1 класс) по теме

Керимова Татьяна Валентиновна

Программа курса на развитие интеллектуальных способностей и основ исследовательской деятельности для 1 класса "Любознайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyuboznayka.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 106 г.о. Самара


  Рассмотрено на   заседании  МО  учителей нач. классов

   _____________/

  Протокол № ___ от_____

   


    «Согласовано»:

   Заместитель директора по     УВР   МОУ

        ____________/

   Протокол №____ от  ______


«Утверждаю»:

   Руководитель МОУ

    школы № 106

                    ________________/

   Приказ №________  от _______

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Любознайка»

          (курс на развитие интеллектуальных способностей

                  и основ исследовательской деятельности)

Программу разработала

учитель начальных классов

                                                                                                             Керимова Т.В.

                                                                                                      МОУ Школа №106

                                                              Самара,  2011

                                               Обоснование выбора программы

             Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

       Программа кружка «Любознайка» предназначена для детей, желающий повысить свой интеллектуальный уровень, а также  интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

       Актуальность программы  кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

         

                                           Пояснительная записка.

    Программа кружка «Любознайка» предназначена для учащихся первых классов общеобразовательных школ.

    На изучение курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

    Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

      Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

     Задачи:  

 - расширение интеллектуальных способностей учащихся;

- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

- прививать интерес к исследовательской деятельности.   

       Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной

   

                                           Содержание программы.

       На занятиях дети будут  знакомиться  с основами таких наук, как «Валеология», «Зоология», «Биология», «Экология», «История», «Психология», «Математика», «Филология» и др., на которых рассматриваются наиболее актуальные и интересующие первоклассников вопросы. Это позволит им выбрать для себя наиболее интересующее направление. Каждое занятие будет начинаться с рубрики «Календарь знаменательных дат», которая знакомит детей с важными событиями в истории страны и человечества. Формы проведения занятий:

- беседа, рассказ учителя с электронным сопровождением;

- выступления учащихся;

- игры, конкурсы викторины;

- практические работы;

- экскурсии и др.

     В ходе занятий дети будут не только получать готовые знания, но и получат навыки работы над собственными проектами.

                                               Ожидаемые результаты:

         В результате работы по программе кружка учащиеся повысят свой интеллектуальный уровень, а также получат навыки по работе над собственными проектами. Они будут уметь:

- пользоваться  различными источниками информации;

- представлять презентацию по теме исследования;

- работать в группе;

- вести собственные наблюдения и исследования;

                                                Формы подведения итогов:

-  участие детей в  учебно-исследовательских конференциях, в конкурсах на разных уровнях.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Содержание занятия

Оборудование

Деятельность учащихся

1

Науки, которые нас окружают. Мои способности.

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Что изучают биология, зоология, математика, химия, культурология, экология и др.

Научно-познавательная литература: справочники, энциклопедии

Составление рассказа о своих способностях и любимых занятиях; работа с научно-познавательной литературой

2

Структура работа над проектами

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Перед первоклассниками выступают учащиеся, имеющие собственные проекты, участники конференций. Знакомство с методикой работы над проектами: выбор темы, постановка проблемы, работа с разными источниками информации.

Электронное сопровождение проектов учащихся.

Высказывание мнения по теме готовых проектов, постановка вопросов к ним.

Валеология – наука о здоровом образе жизни (2 часа)

3

Режим дня школьников.

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Что такое режим дня, его роль в жизни школьника, правила составления режима дня.

Картинки с изображением различных видов деятельности школьников.

Обучение составлению режима дня

4

Правила здорового человека.

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Представление учащимися минипроектов по темам «Правильное питание», «Питьевой рацион школьников», «Зачем люди спят», «О пользе смеха», «Чистота – залог здоровья».

Загадки по теме «Человек и его здоровье»

Научно-познавательная литература по анатомии, физиологии, гигиене; электронное сопровождение выступлений.

Выступления по выбранным темам, высказывание мнения, постановка вопросов; работа с научно-познавательной литературой

Мой край (2 часа)

5

История Самарского края

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Знакомство с историей Самарского края, символикой города Самара. Представление учащимися минипроектов по теме «Самарских улиц имена». Викторина по теме «Самарский край»

Электронная презентация «Самарский край», гимн Самары, «Песня о Самаре», книги о  Самарском крае.

Выступления учащихся по темам «Самарские улицы», участие в викторине, разучивание песни о Самаре

6

Обзорная экскурсия по городу

Знакомство с наиболее памятными и значимыми местами города.

Наблюдения во время экскурсии

Вселенная (2 часа)

7

Планеты солнечной системы.

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Солнце – звезда, дающая жизнь. Планеты солнечной системы. Викторина по теме «Планеты солнечной системы»

Научно-познавательная литература по астрономии. Электронное сопровождение по теме «Планеты солнечной системы»

Работа с научно-познавательной литературой; участие в викторине

8

Эра космонавтики.

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Искусственные спутники, ракеты, путешествие в космос, Ю.А.Гагарин

Электронное сопровождение по теме «Космос», научно-познавательная литература о космосе и космонавтах

Презентация минипроекта «Дорогой Гагарина»; работа с научно-познавательной литературой

Земля – наша планета (2 часа)

9

Земля – наша планета

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Горы, пещеры, вулканы и гейзеры, равнины, природные зоны, природные явления, стихийные бедствия.

Научно-познавательная литература, иллюстрации по теме «Земля – наша планета»

Выполнение рисунков по теме урока,  составление рассказа к рисункам; работа с научно-познавательной литературой

10

Как всё начиналось

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Представление учащимися минипроектов по темам «Как на земле зародилась жизнь», «Ужасные ящеры», «Древние обитатели морей»,  «Кайнозойская эра», «Первобытный человек».

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме «Как всё начиналось»

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой

Страны и народы (9 часов)

11

Страны и города

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Заочное путешествие по странам и городам (достопримечательности, традиции)

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации, выступления по теме, работа с научно-познавательной литературой

12

Все люди разные

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Расы, народности, культура, обычаи разных народов

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Работа с научно-познавательной литературой, художественный труд «Поделки разных народов»

13

Люди и жилища

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Жилища разных народов

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме

14

Религии мира

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Религии разных народов

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой

15

16

Праздники и обычаи

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Праздники и обычаи разных народов

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме

17

18

Моя Родина - Россия

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Символика России, географическое положение страны, страницы истории, традиции, гордость страны

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме; записи русских народных песен, песен о России, стихи о России

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме; разучивание песни «У моей России»

19

КВН по теме «Страны и народы»

Задания и вопросы на повторение по разделу

Участие в творческих и  интеллектуальных конкурсах

Природа и человечество (7часов)

20

Удивительный мир животных

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Домашние и дикие животные. Редкие виды животных. Кто как приспосабливается к окружающей жизни. Загадки о животных

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме;

21

Экскурсия в зоопарк

Экскурсия в зоопарк

.

Наблюдения над животными

22

Мир растений

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Деревья, кустарники, травы. Редкие виды растений. Загадки о растениях

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, поделки по теме;

23

Экскурсия в оранжерею


Экскурсия в оранжерею

Наблюдения за растениями

24

Экопроблемы

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Современные экологические проблемы: загрязнение воды, исчезающие виды растений и животных, проблемы городов, бездомные животные

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой; рисунки, плакаты по теме;

25

КВН «Природа и человечество»

Задания и вопросы на повторение по разделу

Участие в творческих и  интеллектуальных конкурсах

В мире математики

26

Математика вокруг нас

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Для чего нужна математика: математика и мода, математика в строительстве; пословицы и поговорки с числами

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой;

27

Задачи повышенной сложности

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Решение задач на смекалку, логику

Решение задач на смекалку, логику

Богат русский язык (4 часа)

28

29

Особенности русского языка

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Словообразование, толкование слов, пословицы, поговорки

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Работа с научно-познавательной литературой

30

Экскурсия в библиотеку

Книги и журналы для детей

.

Научно-познавательная литература, художественная литература

Работа с книгами и журналами

31

Литературная викторина

Вопросы и творческие задания по литературе

.

Участие в творческих и  интеллектуальных конкурсах

Всемирно известные люди (2 часа)

32

Жизнь замечательных людей

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Выступления учащихся о жизни всемирно известных людях

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой

33

Ими гордится Россия

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Выступления учащихся о жизни известных людях России

Научно-познавательная литература, иллюстрации, электронное сопровождение по теме

Поиск информации и выступления по теме занятия, постановка вопросов к выступающим; работа с научно-познавательной литературой

34

Подведение итогов.

«Календарь знаменательных дат» с электронным сопровождением. Чему мы научились за год.

Список литературы

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
  2. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  3. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  4. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  5. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  6. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  7. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  8. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  9. Чайка, Е.С.»Моя первая энциклопедия», Минск, Харвест, 2009
  10. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  11. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....