Статья «Здоровьесберегающие технологии, способствующие укреплению и сохранению здоровья ребенка в группе продленного дня» (из опыта работы)
статья по теме

Карандашова Нина Вениаминовна

Описание и внедрение технологий  в воспитательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                         общеобразовательная школа интернат среднего (полного) общего образования №289                                   с углубленным изучением предмета « физическая культура»                                                    Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

«Здоровьесберегающие технологии,                                способствующие укреплению и сохранению здоровья ребенка                      в группе продленного дня»

(из опыта работы)

Составила:  Карандашова Нина Вениаминовна,                                              

                        воспитатель группы продленного дня

Санкт-Петербург

2013г.

     Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с  раннего детства,- актуальная задача современного образования. С этой целью предлагается провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки  учащихся и создать в общеобразовательных    учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.               Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства. Наблюдающееся в последние годы ухудшение здоровья населения – стало общегосударственной проблемой.

        Для того чтобы   совместить высокий уровень образования и сохранение соматического здоровья,  нужно создать новые  технологии  в образовании и создать условия  для  формирования качеств личности, способной к самореализации и саморазвитию.  Только здоровый ребёнок может успешно учиться,   продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.  Одним из средств решения обозначенных задач становится  внедрение в обучение и воспитание здоровьесберегающих технологий.

          Главная задача всей работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ГПД – воспитывать потребность вести здоровый образ жизни, содержать в чистоте  своё тело, одежду, жилище и правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от всех вредных привычек.

       Работа по реализации данной задачи ведётся по следующим направлениям:                                                                                                          1.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.  Наша школа расположена рядом с Дудергофским заповедником. У нас имеются условия для использования рельефа местности в организации игр      («Поиск клада»), экскурсий  по наблюдению за погодными изменениями в природе, походов.  Большое внимание уделяется закаливанию организма   так как дети данного возраста часто подвергаются простудным и вирусно-инфекционным заболеваниям.  Учащимся ГПД очень нравится принимать солнечные ванны в феврале и  в марте месяце, подставить лицо к солнцу и почувствовать тепло первых солнечных лучей. Под влиянием солнечных лучей повышается тонус центральной нервной системы, укрепляется иммунитет, увеличивается образование витамина D,  играющего важную роль в поддержании в здоровом состоянии костей и зубов.  В течение года организуется посещение бассейна.             

Организуются выездные экскурсии в Музей воды,  в Планетарий.          Занятия о пище, питании можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, закрепляются здоровые принципы питания.

           2.Если хочешь быть здоровым,  правильно питайся.                                                      На занятиях по этому разделу   приобретаются практические навыки культуры питания,  изучаются правила хорошего тона,  проводятся беседы о режиме питания,  о правильном хранении продуктов,  даются общие сведения о приготовлении пищи, дети учатся  читать информацию на этикетках, учащиеся знакомятся с историей русской кухни,  проводятся пятиминутки-сообщения во время приёма пищи. Во время проведения праздников  «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты», «Хлеб -  всему голова»- учащиеся учатся правильно сервировать столы, закрепляют здоровые принципы питания.                                                                                      

         В своей работе педагог должен ориентироваться  не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и психологически подготовить его осуществлять активную оздоровительную деятельность, воспитывать в ребёнке потребность формировать своё здоровье,   учить бережному отношению к собственному здоровью, приёмам сохранения здоровья.  

         В разделе «Люби и знай свой организм»  с детьми разучиваются физкультминутки   для зрения, для осанки, от плоскостопия при этом учитываются индивидуальные особенности  ребёнка и отклонения в физическом развитии.   Физкультминутки способствуют снятию утомления, восстановлению работоспособности, повышению эффективности занятий, создают бодрое настроение, укрепляют здоровье, физические силы.

        Здоровье ребёнка – это итог его развития. А нормальное развитие невозможно без движения.  В современной школе учащиеся испытывают дефицит двигательной активности. Во время прогулок на свежем воздухе педагог разучивает  с детьми, подвижные игры, организует спортивные мероприятия,  организует и ведёт учет посещения  кружков и секций.                            

         Для того чтобы здоровьесберегающие  технологии способствовали укреплению и сохранению здоровья ребёнка необходимо выполнять определённые условия.  Все правила жизнеустройства школ даны в нормах СанПиНа.  Соблюдение данных норм позволит сохранить здоровье ребёнка во время обучения в школе.

           Для достижения результатов  по привлечению ежедневным физическим занятиям,  овладению навыками здорового питания, расширению знаний и навыков  по  гигиенической культуре 1 раз в месяц провожу час здоровья. Часы здоровья провожу в форме праздников, КВН, игр, бесед, деловых игр. Для организации и проведения часов здоровья пользуюсь планированием по пособию «Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья».

           Невозможно  воспитать ребёнка словами, без личного примера. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно – оздоровительной работы  в ГПД и семье может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.  Только личный пример порождает в детях  стремление вести здоровый образ жизни.  Педагоги должны  использовать и распространять лучший опыт семейного воспитания. Для осуществления единства  и распространения лучшего опыта в  семейном  воспитании детей продумана тематика родительских собраний: (по четвертям)

  1. Физическое развитие школьника в школе и дома.
  2. Профилактика бытового травматизма.
  3. Режим просмотра телепередач для школьников.
  4. Активный отдых школьников.

Совершенствование  возможностей организма является одним из важных факторов здорового образа жизни. Создан банк данных о здоровье воспитанников ГПД с целью индивидуального подхода к детям с хроническими заболеваниями,  организации щадящих режимных моментов, даются советы и рекомендации отдельным родителям по здоровью их ребёнка.

Используемые формы   здоровьесберегающих технологий  положительно влияют на результаты учебной деятельности, позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности,  улучшают климат в детском коллективе, активно приобщают родителей школьников к работе по укреплению их здоровья,  способствуют профилактике наиболее распространённых  видов заболеваний.

 

Литература:  

1.  Б. Б. Запартович. С любовью к природе.                                                 2.  И. М. Коротков. Подвижные игры во дворе.                                               3.  Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы  или 135 уроков здоровья.                                                                                                      4.   Штрафметова Е. В. Пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Завуч начальной школы № 4, 2005г.                                  5.  Каштанова Т. В. Организация образовательного центра в образовательном учреждении. Практическое пособие.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья ребенка

Родительское собрание. Лекция " Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья ребенка"...

«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника.» ( родительское собрание) 1класс.

Безопасность ребенка в школе не в меньше мере зависит и от родителей, и от их участия в школьной жизни...

«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника.» ( родительское собрание) 1класс.

Ознакомить родителей обучающихся с факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья первоклассника в школе и дома....