Доклад" Исследовательская деятельность в начальной школе"
статья по теме

Исследовательское обучение- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №20»

Доклад на тему:

«Исследовательская деятельность в начальной школе.»

Выполнила учитель начальных классов

Шевердяева Наталия Сергеевна

2013 г.

город Энгельс Саратовская область

        В школе XXl века большую роль играет исследовательская деятельность. Исследовательское обучение- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Структура исследовательского метода обучения.

         Цель исследовательского метода: целенаправленное обучение поисковой деятельности.

 Приемы преподавания.

  1. Сопоставление с новыми факторами.
  2. Консультации.
  3. Анализ
  4. Оценка.
  5. Эксперимент.
  6. Анализ известных факторов.
  7. Управление исследовательской деятельностью.

Задачи учителя.

  1. Минимум информационных функций.
  2.  Максимум управленческой деятельности.

Приемы учения.

  1.  Осознания учебной проблемы.
  2.  Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи.
  3. Соотношение полученных результатов с выдвинутыми предположениями.
  4. Обобщение по проблеме в целом.

Потребности ученика.

  1. Стремление применить знания в новой ситуации.
  2.  Потребности в процессе самостоятельной работы разрешить учебную проблему.

     Исследовательский метод обучения ближе к среднему и старшему звену , ученику начального звена в этой области  еще достаточно тяжело.

        В 1-2 классе ученику достаточно трудно понять что же это такое исследование. Ребят этого возраста можно только подготовить к исследовательской работе, заинтересовать, поверить в свои силы, привлечь родителей т. к. они еще не могут подобрать и отсортировать нужную информацию, также это приводит к совместному труду родителей и ребенка. Многих родителей этот процесс захватывает и они активно участвуют в исследовательской деятельности своего чада.

          В 1-2 классе можно предложить мини- исследования : «Моя семья»,  «Мое имя», «Дом, в котором ты живешь». Почти все работы носят коллективный характер, тему выбирает учитель, но ребята работают самостоятельно.

           В 3-4 классе  ученики могут самостоятельно выбрать тему исследования т.к. они уже знают какая область им интересна, а учитель может только  «направит» их к правильному выбору. Исследовательский метод приучат ученика  самостоятельно добывать информацию из различных источников :книг, журналов, газет.

         Дети по разному относятся к работе , некоторым она доставляет удовольствие, захватывает сам процесс поиска информации, развивается интерес поиска нового, но есть и такие, которые неохотно занимаются этим. Приходится им помогать, обращаться с просьбой о помощи, тогда у ребенка повышается самооценка и ему хочется помочь учителю.

      Результаты своей работы ученики  могут показать как на уроке так и на классных часах.

   



Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №20»

Доклад на тему:

«Исследовательская деятельность в начальной школе.»

Выполнила учитель начальных классов

Шевердяева Наталия Сергеевна

2013 г.

город Энгельс Саратовская область

        В школе XXl века большую роль играет исследовательская деятельность. Исследовательское обучение- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Структура исследовательского метода обучения.

         Цель исследовательского метода: целенаправленное обучение поисковой деятельности.

 Приемы преподавания.

  1. Сопоставление с новыми факторами.
  2. Консультации.
  3. Анализ
  4. Оценка.
  5. Эксперимент.
  6. Анализ известных факторов.
  7. Управление исследовательской деятельностью.

Задачи учителя.

  1. Минимум информационных функций.
  2.  Максимум управленческой деятельности.

Приемы учения.

  1.  Осознания учебной проблемы.
  2.  Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи.
  3. Соотношение полученных результатов с выдвинутыми предположениями.
  4. Обобщение по проблеме в целом.

Потребности ученика.

  1. Стремление применить знания в новой ситуации.
  2.  Потребности в процессе самостоятельной работы разрешить учебную проблему.

     Исследовательский метод обучения ближе к среднему и старшему звену , ученику начального звена в этой области  еще достаточно тяжело.

        В 1-2 классе ученику достаточно трудно понять что же это такое исследование. Ребят этого возраста можно только подготовить к исследовательской работе, заинтересовать, поверить в свои силы, привлечь родителей т. к. они еще не могут подобрать и отсортировать нужную информацию, также это приводит к совместному труду родителей и ребенка. Многих родителей этот процесс захватывает и они активно участвуют в исследовательской деятельности своего чада.

          В 1-2 классе можно предложить мини- исследования : «Моя семья»,  «Мое имя», «Дом, в котором ты живешь». Почти все работы носят коллективный характер, тему выбирает учитель, но ребята работают самостоятельно.

           В 3-4 классе  ученики могут самостоятельно выбрать тему исследования т.к. они уже знают какая область им интересна, а учитель может только  «направит» их к правильному выбору. Исследовательский метод приучат ученика  самостоятельно добывать информацию из различных источников :книг, журналов, газет.

         Дети по разному относятся к работе , некоторым она доставляет удовольствие, захватывает сам процесс поиска информации, развивается интерес поиска нового, но есть и такие, которые неохотно занимаются этим. Приходится им помогать, обращаться с просьбой о помощи, тогда у ребенка повышается самооценка и ему хочется помочь учителю.

      Результаты своей работы ученики  могут показать как на уроке так и на классных часах.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...