Трудности в обучении
рабочая программа (3 класс) по теме

Евстафьева Ирина Сергеевна

У учащихся с  нарушением опорно-двигательного аппарата  встречается ряд трудностей в обучении, которые по данным исследований разных авторов (Н. М. Пылаевой, Н. В. Бабкиной, А. Ф. Ануфриева и др.) вызываются следующими причинами:

1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи.

2. Недостаточное развитие функций программирования и контроля.

3. Зрительно-пространственные и логико-грамматические  трудности.

4. Трудности переработки слуховой (слухоречевой) и зрительной (зрительно-вербальной) информации.

     В большинстве случаев для детей с  ДЦП  характерно недоразвитие психических функций, участвующих в познавательной деятельности: восприятия, представления, внимания, памяти, мышления; значительная неоднородность нарушенных  и сохранных звеньев, а также неравномерность их формирования.

      Так, низкий уровень развития восприятия, сочетается с недостаточно сформированными пространственными и временными представлениями. У подавляющего большинства детей имеются нарушения внимания, проявляющиеся в его неустойчивости, рассеянности, низкой концентрации, трудностях переключения. Недостатки внимания усугубляются  отклонениями в произвольной памяти. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  наблюдается заметное преобладание наглядной памяти над словесной, недостаточный объем и точность запоминания, низкий уровень опосредованного запоминания, преобладание механического запоминания над словесно – логическим и др. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико – синтетическая деятельность, при анализе выделяются несущественные признаки предмета, имеются большие трудности при совмещении нескольких признаков предмета, т. е. возникают трудности в классификации и обобщении. Еще одной особенностью мышления детей с ДЦП является снижение познавательной активности. Низкая познавательная активность особенно проявляется к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, ослабление регуляции во всех звеньях деятельности: задания не анализируются, полученные результаты не контролируются, а допущенные ошибки не исправляются.

   Если  учащимся вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, возникают вторичные нарушения – стойкая школьная неуспеваемость, снижение школьной мотивации и самооценки приводящие к серьезным личностным изменениям, нарушению поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_trudnostei.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Профилактика трудностей в обучении.

Коррекционно-развивающая программа.

Пояснительная записка.

    У учащихся с  нарушением опорно-двигательного аппарата  встречается ряд трудностей в обучении, которые по данным исследований разных авторов (Н. М. Пылаевой, Н. В. Бабкиной, А. Ф. Ануфриева и др.) вызываются следующими причинами:

1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи.

2. Недостаточное развитие функций программирования и контроля.

3. Зрительно-пространственные и логико-грамматические  трудности.

4. Трудности переработки слуховой (слухоречевой) и зрительной (зрительно-вербальной) информации.

     В большинстве случаев для детей с  ДЦП  характерно недоразвитие психических функций, участвующих в познавательной деятельности: восприятия, представления, внимания, памяти, мышления; значительная неоднородность нарушенных  и сохранных звеньев, а также неравномерность их формирования.

      Так, низкий уровень развития восприятия, сочетается с недостаточно сформированными пространственными и временными представлениями. У подавляющего большинства детей имеются нарушения внимания, проявляющиеся в его неустойчивости, рассеянности, низкой концентрации, трудностях переключения. Недостатки внимания усугубляются  отклонениями в произвольной памяти. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  наблюдается заметное преобладание наглядной памяти над словесной, недостаточный объем и точность запоминания, низкий уровень опосредованного запоминания, преобладание механического запоминания над словесно – логическим и др. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико – синтетическая деятельность, при анализе выделяются несущественные признаки предмета, имеются большие трудности при совмещении нескольких признаков предмета, т. е. возникают трудности в классификации и обобщении. Еще одной особенностью мышления детей с ДЦП является снижение познавательной активности. Низкая познавательная активность особенно проявляется к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, ослабление регуляции во всех звеньях деятельности: задания не анализируются, полученные результаты не контролируются, а допущенные ошибки не исправляются.

   Если  учащимся вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, возникают вторичные нарушения – стойкая школьная неуспеваемость, снижение школьной мотивации и самооценки приводящие к серьезным личностным изменениям, нарушению поведения.

Цель  коррекционно – развивающей программы: личностно – ориентированное сопровождение обучающихся, направленное на коррекцию и развитие познавательной деятельности, на преодоление и профилактику трудностей в обучении.

Задачи программы:

1. Развитие и коррекция у детей процесса восприятия.

2. Развитие и совершенствование процесса внимания.

3. Формирование мнестических процессов и приёмов мнестической деятельности. Формирование межмодального переноса.

4. Развитие интеллектуальной сферы.  

Содержание коррекционной работы

  1. Совершенствование восприятия
  1. Развитие избирательности восприятия (преодоление глобальности восприятия)

1.2 Обучение восприятию текста с учётом отдельных элементов на фоне целого

       1.3 Расширение поля зрения

       1.4 Улучшение зрительно-пространственных ориентировок и зрительно-моторной       координации.

                                               2. Совершенствование внимания

     2.1. Развитие свойств внимания (зрительного, слухового), концентрация внимания и устойчивости, объёма, распределения, переключения

                                            3. Умственное развитие

3.1. Формирование мнестических процессов и приёмов мнестической деятельности

3.1.1. Развитие различных видов и модальностей памяти (кратковременная, долговременная, непроизвольная, произвольная, логическая, образная, механическая, зрительная, слуховая, тактильная, двигательная, комбинированная: зрительно-моторная, слухо-моторная, слухо-речевая, и др.)

3.1.2. Формирование мнестических приёмов запоминания (смыслового, опосредованного, ассоциативного запоминания)

3.1.3. Формирование межмодального переноса

   3.2 Формирование приёмов умственной деятельности

3.2.1. Формирование приёмов умственной деятельности, относящихся к процессам анализа и синтеза (например, приём выделения признаков объекта, приём соотносительного анализа, приём совмещения признаков объекта, приём синтезирования образа объекта)

3.2.2. Формирование приёмов умственной деятельности, относящихся к процессу сравнения (например, приём сопоставления признаков объекта, приём образного сравнения)

3.2.3. Формирование приёмов умственной деятельности, относящихся к процессу классификации (например, приём определения основания классификации, приём группировки объектов по заданному основанию)

3.2.4. Формирование приёмов умственной деятельности, относящихся к процессу обобщения (например, приём  упорядочивания объектов, приём обобщения в группу однородных предметов и понятий, приём обобщения образного смысла метафор, пословиц, поговорок)

4. Развитие интеллектуальной сферы (наглядных и словесных форм мышления)

                                         

Познавательные процессы

Коррекционно-развивающая работа

Примерные упражнения и задания

1 этап

Восприятие и воображение

Развитие избирательности восприятия, пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Внимание

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), знакомство с игрой «Муха» — 1-й уровень (с указкой у доски), игры «Внимательный художник», «Точки», «И мы...», «Запутанные дорожки»

Память

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти.

Формирование межмодального переноса. Перевод из тактильной в зрительную модальность и из тактильной в слухоречевую модальность. Перевод из зрительной в тактильную модальность.

Упражнения на запоминание различных предметов (5—6 предметов без учета месторасположения), игры «Внимательный художник», «Найди отличия», « Чудесный мешочек», « Угадай, что звучало»

Интеллектуальная сфера

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; «Подбери пару», «Угадай слово», «Логические задачи».

Личностно-мотивационная сфера

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.

Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки «Моя проблема», тестирование уровня тревожности с помощью методики «Дом. Дерево. Человек». В конце первого этапа проводится обязательное тестирование уровня утомления, по результатам которого даются рекомендации родителям.

2 этап

Восприятие и воображение

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.


Игры на перевоплощение: «Мозаика» (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок», получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

Внимание

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров («Мозаика», «Точки», выполнение заданий «Запутанные дорожки», игра «Внимательный художник»).

Память

Развитие визуальной и аудиальной памяти.Формирование межмодального переноса. Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность, перевод из слуховой в зрительную модальность

Упражнения, аналогичные используемым на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально; называние предметов, фигур или букв демонстрируемых педагогом; упражнение по подбору изображения на заданный звук

Интеллектуальная сфера

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1—2 особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери пару», аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

Личностно-мотивационная сфера

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.

Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание «Подбери пару», лабиринты, логические задачи).

3 этап

Восприятие и воображение

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Упражнения, аналогичные применяемым на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов «Волшебный круг» и др.

Внимание

Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра «Муха» — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте «Корректурная проба», поиск ошибок в тексте.

Память

Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).Формирование межмодального переноса. Перевод из слуховой в тактильную модальность.

Упражнения, аналогичные используемым на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение «Зрительный диктант», игра «Волшебный мешочек».

Интеллектуальная сфера

Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.

Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 1— 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи 2-го типа). Игра «Угадай слово», основанная на построении «дерева понятий». Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Личностно-мотивационная сфера

Развитие навыков совместной деятельности.

Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

4 этап

Восприятие и воображение

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

Внимание

Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.

Упражнения, аналогичные применяемым на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.

Память

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти. Совершенствование всех видов межмодального переноса.

Упражнения, аналогичные используемым на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

Интеллектуальная сфера

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением «логического квадрата»); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

Личностно-мотивационная сфера

Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика.

Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

Примерные упражнения и задания, описанные выше , классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) существуют не в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Например, упражнение «Графический диктант», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а игра «Угадай слово» при выраженной своей логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти. Подробная классификация по целям воздействия, позволяющая облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям, представлена в следующей таблице.

Классификация заданий по целям воздействия

Задания

Внимание

Самоконтроль

Память

Пространственное восприятие

восприятие

Аккуратность

Графические навыки

Логическое мышление

Графический диктант

х

х

х

х

х

Мозаика

х

х

х

х

х

Муха

х

х

х

х

Зашифрованный рисунок

х

х

х

Лабиринты

х

х

х

х

Продолжи числовой ряд

х

х

Установи закономерность

х

х

Продолжи логический ряд

х

х

Дорисуй девятое

х

х

Исключи лишнее

х

х

Сходство и различие

х

х

Противоположное слово

х

х

Подбери пару

х

х

Угадай слово

х

х

х

Логические задачи

х

х

х

х

Точки

х

х

х

Зрительный диктант

х

х

х

х

Найди отличие

х

х

Внимательный художник

х

х

Снежный ком

х

х

х

Волшебный мешочек

х

х

х

Корректурная проба

х

х

х

х

Поиск ошибок в тексте

х

х

х

х

И мы…

х

х

Что перепутал художник?

х

х

х

Запутанные дорожки

х

х

Предполагаемые результаты

Преодоление или снижение интеллектуальных трудностей при обучении в школе. Повышение уровня развития внимания, памяти, логического мышления у учащихся. Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении.

Начало учебного года – время и радостное и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Свою точку зрения на проблему «предшколь...

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

Виды трудностей при обучении первоклассников и возможные причины этих трудностей.

В таблице представлены возможные причины трудностей при обучении первоклассников....

Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.  Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...