Самооценка в 1 классе
материал (1 класс) по теме

Кузьминова Наталья Васильевна

В данной статье рассказывается о безотметочном обучении в 1 классе. В презентации показан рейтинг учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Осуществление безотметочного  обучения в 1 классе.

             Проверка и оценка достижений младших школьников – существенные составляющие процесса обучения и важные задачи педагогической деятельности.

             В соответствии с требованиями ФГОС система оценки достижений обучающихся разработана и включена в раздел ООП НОО (Общей Образовательной Программы Начального Общего Образования) МБОУ СОШ №1 г. Павлово.

             Особенностью оценочной деятельности в 1 классе является безотметочное обучение, поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.

             При оценивании устных и письменных работ обучающихся формулируем словесную оценку, показываем удовлетворение от успехов ученика: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь очень красиво»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать».

Такая словесная оценка важна на всех этапах обучения.

              В 1 классе в процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются учитель, он оценивает деятельность детей, подводит итоги; ребёнок, который оценивает свою деятельность на уроке с помощью различных приёмов самооценки («Линеечка», «Волшебная лесенка», «Дерево творчества», «Светофорчики» и др); родители, которые знакомятся с результатами учебной  деятельности ребёнка.

             Таким образом, оценочная деятельность осуществляется с привлечением всех трёх субъектов (учитель, ученик, родитель) учебного процесса на новом уровне.

             Особенностью системы оценивания предметных результатов в 1 классе является то, что обучающиеся оценивают   свои достижения с помощью алгоритма.  Учитель имеет право скорректировать эту оценку.

            Алгоритм включает в себя опорные вопросы, ответив на которые, ученик делает вывод, справился ли он с заданием.

                 

                 Алгоритм самооценки для обучающихся 1-го класса:

  • Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
  • Удалось получить результат? Найдено верное решение, ответ?
  • Справился с заданием без ошибок или допустил ошибку? Какую? Где?
  • Справился с заданием самостоятельно или с чьей-то помощью? Кто помогал, в чём?

               В 1-м классе обучающиеся ещё психологически не готовы к объективной оценке своих результатов, в т.ч. к признанию своих ошибок. Поэтому мы следуем такому алгоритму работы, который позволяет постепенно развивать у детей умение оценивать свою деятельность.

           

          Алгоритм работы по развитию у обучающихся 1-го класса

                                         навыков самооценки.

1-й шаг.  Обозначаем своё настроение.

              В начале учебного года на первых уроках наши первоклассники эмоционально оценивают прошедший урок (учебный день). На полях в тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т. п.) в виде символов, например, улыбающихся или грустных смайликов.

2-й шаг.  Учимся сравнивать цель и результат.

              Через 2-4 недели после начала учебного года  предлагаем детям оценить содержание выполненной письменной работы. При этом дети учатся сравнивать поставленную цель и полученный результат. В диалоге с учениками используем следующие вопросы: «Какое было задание?», «Кто может сказать, что нужно было сделать?», «Посмотрите на свою работу – согласны, что задание выполнено?». На данном этапе дети учатся следовать двум первым пунктам алгоритма самооценки.

3-й шаг.  Устанавливаем  порядок оценки своей работы.

                На втором месяце учебного года  предлагаем обучающимся ответить на вопросы третьего и четвёртого пунктов алгоритма («правильно или с ошибкой?», «сам или с чьей-то помощью?»).

4-й шаг.  Учимся признавать свои ошибки.

               Дети учатся признавать свои ошибки. Ученику предлагается оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки.

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.

              Кому-то из детей предлагаем оценить себя в ситуации, когда он не справился с заданием.

6-й шаг.  Используем умение самооценки.

              Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, мы не проговаривает все вопросы алгоритма самооценки, а  предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда у всех учеников умение работать по алгоритму самооценивания сформировалось, этот алгоритм сворачивается. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к алгоритму и согласовать позиции.

Посмотрите фрагмент урока, в котором видна работа по формированию самооценки при работе в группах, а также формирование самооценки при взаимопроверке в парах.

( Вы посмотрели фрагмент урока по окружающему миру на тему: «Народная сказка», где наши ребята оценивают  по алгоритму работу в группах, работу соседа, т.е. присутствует взаимопроверка в парах. Таким образом,  видна работа над формированием объективной самооценки.)

               Реализуя  ООП НОО (Общую Образовательную Программу Начального Общего Образования), в течение всего года подводим итоги достижения результатов сформированности УУД обучающихся  и регистрируем  в листах индивидуальных достижений. Лист индивидуальных достижений заполняется учителем (сентябрь, октябрь, декабрь, март, май).

               На основе листов достижений составляем рейтинг, фиксирующий прогресс ученика.

              Перед вами фрагмент рейтинга, в котором фиксируются знания, умения и навыки  по основным предметам (Русский язык, Математика, Литературное чтение, Окружающий мир).  Виден прогресс по отношению к «себе» и другим ученикам.

              По рейтингу составлена  диаграмма, в которой зафиксировано развитие учебных достижений в 1А классе. (Сравнение суммарного балла учащихся по месяцам.)

              После составления рейтинга  знакомим родителей с результатами, даём рекомендации, пожелания.

              Считаем, что работа по формированию объективной самооценки у обучающихся является важным требованием к оценочной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осуществление безотметочного обучения в 1 классе. Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г.Павлово Кузьминова Наталья Васильевна

Слайд 2

Алгоритм самооценки для обучающихся 1-го класса: • Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате? • Удалось получить результат? Найдено верное решение, ответ? • Справился с заданием без ошибок или допустил ошибку? Какую? Где? • Справился с заданием самостоятельно или с чьей-то помощью ? Кто помогал, в чём?

Слайд 3

Алгоритм работы по развитию у обучающихся 1-го класса навыков самооценки. 1 шаг. Обозначаем своё настроение. 2 шаг. Учимся сравнивать цель и результат. 3 шаг. Устанавливаем порядок оценки своей работы. 4 шаг. Учимся признавать свои ошибки. 5 шаг. Учимся признавать свою неудачу. 6 шаг. Используем умение самооценки.

Слайд 4

Лист индивидуальных достижений

Слайд 5

ФИ сентябрь октябрь декабрь март май З Ж К Всего Рейтинг З Ж К Всего Рейтинг З Ж К Всего рейтинг З Ж К Всего Рейтинг З Ж К Всего Рейтинг Антипов Илья 5 4 17 40 8 6 8 12 46 14 11 13 2 61 10 Бабицкая Анна 3 6 17 38 13 4 15 7 49 11 11 13 2 61 10 Балашов Илья 6 2 18 40 8 8 14 4 56 3 18 9 2 74 1 Большакова Анна 4 3 19 37 15 5 13 8 49 11 9 13 4 57 19 Бондина Анастасия 5 3 18 39 11 5 14 7 50 9 11 13 2 61 10 Докукин Денис 6 3 17 41 6 7 11 8 51 6 12 13 1 63 7 Епифанова Алина 6 2 18 40 8 7 10 9 50 9 14 10 2 64 5 Рейтинг, характеризующий прогресс ученика З - знает, умеет Ж - знает, умеет частично К – должен научиться

Слайд 6

Мониторинг развития учебных достижений учащихся 1А класса .

Слайд 7

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Самооценка учащегося начальных классов"

Данная статья посвящена самооценке детей младшего школьного возраста. В ней я изложила результаты проведенной мной диагностики, а также выводы и рекомендации учителю по работе с детьми с низким или вы...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Самооценка у детей: её адекватность, последствия неадекватности самооценки.

Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельн...

Классный час на тему:«Самооценка. 2 класс (конспект)

Классный час на тему:«Самооценка. 2 класс (конспект)...

Мастер-класс Приемы формирования самоконтроля и самооценки в начальных классах.

Представлены приемы организации контрольно-оценочной деятености в начальных классах....