Главные вкладки

    Конспект урока кубановедения "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"
    план-конспект урока (4 класс) на тему

    Разработка урока с использованием мультимедийной презентации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ВОВ на Кубани25.98 КБ
    Office presentation icon levinskaya_urok.ppt1.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    I.ОНУ

    II.Закрепление ранее изученного материала.

    - Ребята, давайте немного освежим в памяти то, что вы изучили и узнали на прошлом уроке кубановедения. Для этого я предлагаю вам текст, в котором нужно наполнить предложения недостающими словами.

    Слайд 1.

    В 1803 году в Екатеринодаре была открыта первая войсковая школа. Её открытие связано с именем замечательного человека – священника Кирилла Васильевича Россинского. Учебников в школе не было, поэтому  он сам составил «рукописные тетради ».  В 1815 году он издал учебник для народных школ, который назывался «Краткие правила Российского правописания». Помимо основных предметов он ввёл в школе изучение военного дела. Почему? (Отвечают на вопрос). Всё своё жалование просветитель отдавал детям- сиротам. Его по праву считают первым просветителем земли Кубанской.

    III. Актуализация  опорных знаний и умений

    1.Беседа с учащимися. (Слайд 2) – картинка города

     - Ребята, а сейчас представьте, что мы путешествуем по  улицам нашего города. Что вы встречаете на своём пути?  (Ответы детей)

     - А  в чью честь обычно  создают музеи и памятники? ( В честь известных и прославленных людей,  героев войны).

    - А где ещё мы с вами можем услышать в нашем городе Фамилии героев войны? (Названия улиц)

     - Ребята, что ещё создают люди, для того чтобы вечно помнить и чтить  погибших солдат?  (Вечный огонь).

    2.Чтение стихотворения учителем. (Слайд 3) война

    К.Обойщиков

    По длинной улице села
    Мужчины на войну шагали.
    Дорога пыльная вела
    В чужие грозовые дали.
    А слева. Справа от солдат
    Печально выбелены хатки.
    И у плетней
    В слезах стоят
    Уже не жёны,
    А солдатки.
    Взяла всех пахарей война
    А в поле греча расцветала
    Бойцы шли тихо и устало,
    И улица была длинна
    И долго их не отпускала.

    3. Постановка темы урока.

    - Ребята, как вы считаете, под какой темой будет проходить наш  сегодняшний урок?

    ( «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»).

    (Слайд 4) – тема урока на фоне войны

    IV.Изучение нового материала  

    1.Рассказ учителя

    В истории нашей Родины Великая Отечественная война была самой суровой и страшной войной. Фашисты напали на нашу землю. И весь народ, стар и млад, поднялся на защиту своей Родины.

    На рассвете 22 июня 1941 года войска фашистской Германии, нарушив договор о ненападении, вероломно вторглись в пределы Советского Союза. Война приобрела глобальные масштабы. В нее было втянуто 61 государство.
    В войне с Советским Союзом гитлеровцы преследовали далеко идущие цели: ликвидировать СССР, истребить миллионы советских людей.
    Немецкие оккупанты рвались к Сталинграду, к Волге и любой ценой хотели захватить Кубань, Северный Кавказ с нефтяными и другими богатствами...
    По указанию Сталина разрабатывались две операции "Горы" и "Море". Операция "Горы" должна была развиваться в направлении Краснодара и далее на Тихорецкую. Цель операции "Море" - освобождение города Новороссийска. 10 сентября 1942 года гитлеровские войска ворвались в Новороссийск. 225 дней шли бои за Малую землю. 12 февраля 1943 года враг был выбит из Краснодара, но его преследование продолжалось 16 сентября 1943 года Новороссийск был освобожден от вражеских войск.
    Основные даты на слайде!

    Наши земляки - кубанцы успели вырастить небывалый урожай, собранный быстрыми темпами к обороне края. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц. Но, где бы ни воевали они, каждый знал, что он защищает и всю нашу необъятную страну, и отчий край: кубанские золотые нивы, прозрачные реки, седые горы.

    Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.

     - А как вы думаете, чем могли прославиться наши земляки?

    -Кто шёл защищать во Время Войны нашу землю?

     - А что в это время делали остальные кубанцы?

    2. Работа с текстом по рядам

     - Ребята, сейчас я вам раздам тексты. У каждого ряда будет свой текст об одном из героев Кубани. Прочитав эти тексты, мы узнаем, какие подвиги во время войны совершали наши земляки. Сейчас прочитайте каждый свой текст про себя и будьте готовы ответить на мои вопросы.

    Текст 1.

    Упорное сопротивление врагу в самом начале войны оказали защитники Брестской крепости. Среди них – Пётр Гаврилов, имя которого носит одна из улиц краевого центра.

    В первый же день обороны крепости, он возглавил ее защитников, и с небольшой группой красноармейцев более месяца удерживал крепость. Всего под командованием майора Петра Гаврилова сражалось почти четыреста человек с несколькими орудиями и пулеметами. Почти месяц  немцы не могли сломить сопротивление защитников, только оставшись в одиночестве, после ожесточенного боя, получив тяжелое ранение, Гаврилов попадает в плен. В 1945 году он был освобожден советскими войсками и отправлен на Родину.

    Текст 2. Наиболее известен отряд под командованием Петра Карловича Игнатова. Он  организовал партизанский отряд и ушел в горы. С отрядом отправились его жена  и два сына. Совсем молодые ребята погибли при диверсии на железной дороге. В этой диверсии погибли сразу 500 немецких захватчиков. А погибли они 10октября 1942 года, это был день рождения отца. В марте 1943 года им были присвоены звания героев Советского Союза, так называлась наша страна тогда. В их честь названы улицы, библиотеки.

    Текст 3. Володя Головатый. Ему было всего 15 лет, когда он совершил поступок, оцененный взрослыми, как подвиг достойный вечной памяти. Осенью 1942 года фашистские войска оккупировали Краснодар, и юный патриот решил организовать некоторых своих сверстников на сопротивление фашистам. Ребята собрали простенький радиоприемник, тайно слушали сводки Советского информбюро и распространяли их среди жителей города. Гитлеровцы выследили Володю и схватили на Сенном базаре, когда он распространял листовки. За 11 дней до освобождения города частями Красной Армии - Володя был казнен. В 1965 году в канун 20-летия Великой Победы улица Ярмарочная была переименована в улицу Володи Головатого.

    Беседа по прочитанному: (на слайдах фотографии героев)

    1. О ком вы узнали в тексте?
    2. Чем  прославился Пётр Гаврилов?
    3. Что вы узнали о Петре Кирилловиче Игнатове?
    4. Какой поступок совершил Володя Игнатов?
    5. Каким образом люди увековечили память об этих героях?

    - Ребята, как вы думаете, что помогало бойцам поднимать боевой дух во время войны? (Песни).

    Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Давайте и мы с вами сейчас немного отдохнём и поднимем наш боевой дух.

    V.Физкультминутка. Звучит музыка.

    VI. Работа по теме урока.

    - Но кроме этих героев на Кубани были и другие выдающиеся личности. Вы слышали такие фамилии: Покрышкин,Жигуленко, Бершанская?

    1.Работа по учебнику

    - А сейчас мы с вами узнаем, чем прославились эти люди. Откройте свой учебник на странице 108.

    Вы видите портрет знаменитого лётчика А.И.Покрышкина. Найдите 2 абзац, прочитайте его про себя.

    -Сколько  самолётов сбил Покрышкин?

    - Что звучало по радио, когда Покрышкин поднимался в воздух?

    - Прочитайте третий абзац на стр. 108

    -За что городу Новороссийску было присвоено звание город-герой?

    2.Работа в рабочих тетрадях. 

    Откройте свои рабочие тетради на стр.35, найдите этот вопрос  и запишите ответ. 

    3.Рассказ учителя.

    Наравне с мужчинами в борьбу с захватчиками вступали кубанские женщины. Удивительная история 46-го Таманского авиаполка, в котором служили только девушки добровольцы. Одной из таких девушек была Евгения Жигуленко. (На слайде фотографии Жигуленко)

    Родилась Женя в 1920 году. Детство и юность прошли в городе Тихорецке (показ на карте). Здесь она училась, занималась спортом, прыгала с парашютной вышки. После окончания школы Женя поступает в Московский дирижаблестроительный институт и одновременно занимается в Центральном аэроклубе. Девушка пошла в армию добровольцем, попросила направить её в женский авиаполк. Вместе с авиаполком вернулась на родную Кубань.

    Участвовала в освобождении города Новороссийска. На захваченной фашистами территории, Евгения Жигуленко помогала десантникам: она и другие лётчицы сбрасывали на крохотный участок земли боеприпасы и продукты. Три года провела она на фронте.

    После войны Евгения ещё 10 лет служила в авиации, затем работала в городе Сочи. А потом окончила институт кинематографии, стала режиссёром и сняла замечательный фильм о своих фронтовых подругах.

    Назывался этот фильм – «В небе «ночные ведьмы».

    Презентация закрывается!

     - Я Вам называла три фамилии. Мы с вами познакомились с подвигами Покрышкина и Жигуленко. У нас остался ещё один герой – Евдокия Бершанская. Дома вы самостоятельно познакомитесь с её подвигами на стр.109 учебника.

    -А сейчас в своих рабочих тетрадях ответьте на вопросы на стр.35.

    VII. Итог урока

    - О каких героях Кубани вы сегодня узнали на уроке?

    - Что нужно делать для того, чтобы твои потомки помнили о героях войны?

    VIII. Оценивание

    IX.Домашнее задание

    Д.з  учебник с.108 – 110, в рабочей тетради выполнить задания на стр.35.

    X.Рефлексия

     - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    -Какие трудности возникли у вас в процессе урока?


    Текст 1.                                               Пётр Гаврилов

    Упорное сопротивление врагу в самом начале войны оказали защитники Брестской крепости. Среди них – Пётр Гаврилов, имя которого носит одна из улиц краевого центра.

    В первый же день обороны крепости, он возглавил ее защитников, и с небольшой группой красноармейцев более месяца удерживал крепость. Всего под командованием майора Петра Гаврилова сражалось почти четыреста человек с несколькими орудиями и пулеметами. Почти месяц  немцы не могли сломить сопротивление защитников, только оставшись в одиночестве, после ожесточенного боя, получив тяжелое ранение, Гаврилов попадает в плен. В 1945 году он был освобожден советскими войсками и отправлен на Родину.

    Текст 2.                                                 Пётр Игнатов

    Петр Игнатов командовал самым большим партизанским отрядом на Кубани. Вместе с ним воевали его жена и два сына: Евгений и Гений. Во время  проведения диверсии на железной дороге оба сына погибли. В результате этой операции погибло около 500 немецких захватчиков. В марте 1943 года братьям Игнатовым были присвоены звания героев Советского Союза. Сейчас в городе есть улица Игнатова и  библиотека имени братьев Игнатовых.

    Текст 3.                                Володя Головатый

    Ему было всего 15 лет, когда он совершил поступок, оцененный взрослыми, как подвиг достойный вечной памяти. Осенью 1942 года фашистские войска оккупировали Краснодар, и юный патриот решил организовать некоторых своих сверстников на сопротивление фашистам. Ребята собрали простенький радиоприемник, тайно слушали сводки Советского информбюро и распространяли их среди жителей города. Гитлеровцы выследили Володю и схватили на Сенном базаре, когда он распространял листовки. За 11 дней до освобождения города частями Красной Армии - Володя был казнен. В 1965 году в канун 20-летия Великой Победы улица Ярмарочная была переименована в улицу Володи Головатого.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    В 1803 году в Екатеринодаре была открыта первая ___________ школа. Её открытие связано с именем замечательного человека – священника ____________________ Учебников в школе не было, поэтому он сам составил «___________________» .

    Слайд 2

    Помимо основных предметов он ввёл в школе изучение _________ дела. Почему? Всё своё жалование просветитель отдавал ____________ . Его по праву считают первым _____________ земли Кубанской.

    Слайд 3

    Заголовок

    Слайд 6

    Наши земляки в годы Великой Отечественной войны

    Слайд 7

    1941 год

    Слайд 8

    12 февраля 1943 год - освобождение города Краснодара 16 сентября 1943 год – освобождение Новороссийска

    Слайд 9

    Пётр Гаврилов

    Слайд 10

    Пётр Игнатов Братья Игнатовы

    Слайд 11

    Володя Головатый

    Слайд 14

    Евгения Жигуленко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по кубановедению в 4а классе на тему: "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

    Цель данного урока: воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, своих земляков у учеников...

    Урок кубановедения в 4 классе "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

    Данный урок - это урок нравственности, урок Памяти. На уроке умело применялись современные информационные технологии, мультимедийная презентация. Ценным представляется и такой аспект урока, как связь ...

    Урок внеклассного чтения во 2 классе «Что читали наши сверстники в годы Великой Отечественной войны»

    Цель: расширение читательского кругозора второклассников.Задачи:Личностные·        вызвать чувство гордости за нашу Родину, российский народ и историю России;·...

    Викторина "Наша страна в годы Великой Отечественной войны и Второй мировой войны"

    Познавательная викторина, посвященная событиям Великой Отечественной войны и Второй мировой войны...

    Урок внеклассного чтения в 3 классе "Защитники Родины в годы Великой Отечественной войны"

    Цель: расширить представления обучающихся о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны и показать значение  мужества, единства и стойкости русского народа в победе над фашизмом....

    Технологическая карта урока истории и культуры народов РМЭ "Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной войны", 9 класс

    Более 75 лет над нами мирное небо. Залечила раны измученная, истерзанная земля. Выросли новые поколения граждан нашей страны. Но никогда не перестанет скорбить сердце матери, потерявшей сына. Никогда ...

    Школьные годы в годы Великой Отечественной войны

    Великая Отечественная война была труднейшим периодом в истории нашего государства. Общая опасность сплотила воедино все общество. Страна жила одной мыслью - защитить родную землю, разгромить агрессора...