Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
материал по теме

 

      Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • снижение уровня заболеваемости  учащихся;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

     -    формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

       Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный комплекс

упражнений-физкультминуток для учащихся

Физкультминутка (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо;      

 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия напряжения с мышц туловища

1. И.п. – стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 – тоже в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – и.п.; 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п., 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, 6 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7-8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2-3 раза – средний; 3-04 – быстрый; 1-2 – медленный.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за осанкой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения стоя

1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка – выдох). То же самое – другой ногой.

2. И.п. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох; 3-4 – исходное положение – выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и.п.

4. И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5. И.п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

6. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).

7. И.п. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

8. Поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в и.п. – выдох.

9. И.п. Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Упражнения для снятия утомления, восстанавливающие силы

Эти упражнения просты и эффективны, для их выполнения не требуется специального оборудования, поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.

Упражнения для глаз. Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Это упражнение очень просто. Оно предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

- Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для сохранения зрения очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по несколько раз в час не несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Упражнение на корточках. Облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.

Упражнения для снятия утомления (предложены И.А. Васильевой). Помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 сек. – и стало жарко. Повторить 3 раза.

2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10-15 сек.

3. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх – вниз, вперед – назад. При этом поцокать языком, как лошадка, 15-20 сек.

4. «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как  можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.

5. «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему нёбу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! 10-15 сек.

6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! Повторить 6 раз.

          Упражнения для снятия нервного напряжения

        1. И.п. – сидя на стуле, ноги вместе, руки на наружных поверхностях бедер. Развести ноги при сопротивлении рук, удерживать это положение 2-3 сек. Усилие выполняется на выдохе. Дыхание не задерживать. Повторить 3-4 раза.

        2. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. Поднять и развести руки в стороны – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Спокойное ритмичное дыхание. Повторить 3-4 раза.

        3. И.п. – сидя на стуле , ноги вместе, упираются в сиденье. Стремиться приподнять тело на руках / выполнить упор /. Повторить 4-5 раз. Затем выполнить произвольное расслабление мышц и отдохнуть сидя 10-15 сек.

        4. И.п. – сидя на стуле. Взяться руками за ножки стула под сиденьем и сильно тянуть его на себя вверх, упираясь ногами в пол, 2-3 сек. Повторить 4-6 раз. Затем расслабиться посидеть 10-15 сек. Не допускать непроизвольной задержки дыхания на вдохе.



Предварительный просмотр:

     

Профилактика утомляемости на уроках в начальной школе и среднем звене.

1.

Ходьба на месте или с продвижением вперед в течение одной минуты. Темп средний, дыхание произвольное.

2

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Прогнуться, наклонив голову назад, отведя назад руки так, чтобы на несколько секунд соединились лопатки, -  вдох, вернуться в и.п. - продолжительный полный выдох. Повторить 46 раз.

3

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая опущена, пальцы сжаты в кулак. На каждый счет менять положение рук. Дыхание произвольное. Повторить 8 - 9 раз.

4

И.п. - стоя, ноги вместе, руки опущены. Не отрывая ноги от пола, наклониться влево, скользя левой рукой по бедру, а правую подтягивая к плечу («насос»). Темп средний, дыхание произвольное. Повторить 810 раз.

5

И.п. стоя боком друг к другу, взявшись за руки. Поднять согнутую ногу и тут же опустить, выпрямляя (движение, как при езде на велосипеде), то же другой ногой. Дыхание произвольное. Повторить 810 раз.

6

И.п.—стоя, ноги вместе, руки опущены. Присесть на носках, колени врозь, руки вперед—выдох, вернуться в и.п. вдох. Повторить 8—10 раз.

7

И.п. то же, что и в 5. Маховые движения ногой из стороны в сторону. Дыхание произвольное. Повторить 810 раз каждой ногой.

8

И.п. - стоя, ноги вместе, руки опущены. Расслабленные махи руками (левая рука вперед, правая назад, затем наоборот). Дыхание произвольное. Повторить 10 раз.

9

Медленный бег на месте в течение 13 минут. Шаг короткий, руки полусогнуты в локтях. Дыхание произвольное.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса следует вводить гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные часовые занятия физическими упражнениями, уроки физической культуры, прогулки с играми.

Физические упражнения, и прежде всего, движение, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, скелетно – мышечной.

Снижение внимания на уроках появляется в двигательном беспокойстве детей. Однако, такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных движений (руками, ногами, туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма. Различные движения детей руками, ногами, туловищем служат сигналом, что учащиеся утомлены.

Для предупреждения утомляемости во время учебного процесса необходим отдых (1,5-2 минуты). На каждом уроке провожу упражнения, они благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статистические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки.

Упражнения и игры для формирования правильной осанки.

1.     «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

2.     «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, потянуться. Затем, такими же маленькими шажками вернуться в исходное положение и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

3.     Игра – состязание «С мешком на спине». Наклонить вперед, положить на спину мешочек с песком или горохом и развести руки в стороны. По сигналу идти вперед до обозначенной черты и возвратить назад. Победит тот, кто не даст мешочку упасть со спины.

Упражнения для укрепления «мышечного корсета» лучше выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами.

Упражнения для мышц шеи.

1.     Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2.     Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.

Упражнения для плечевого пояса.

1.     Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в грудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).

Упражнения для ног.

1.     Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); то же в сойке с сомкнутыми носками.

2.     Приседание, касаясь руками пяток.

Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Особое внимание уделяю работе со зрением, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. И чтобы этого не произошло, необходимо регулярно выполнять элементы зрительной гимнастики.

На уроках использую такие приемы:

1.      Осторожно, без нажима, в течение 10-20 секунд массировать глазные яблоки, предварительно закрыв глаза.

2.      Быстро моргать, не напрягая веки 30-60 секунд закрыть глаза и рассмотреть их в течение 1 минуты. Такой отдых следует давать глазам при появлении усталости.

3.      Исходное положение – смотреть перед собой, глаза расслаблены. Свести глаза вверх и вниз, сосредоточить взгляд в точке между бровями. При появлении усталости вернуться в исходное положение.

4.      Не поворачивая головы, повернуть глаза как можно дальше влево.

5.      То же самое, но в правую сторону

6.      Поднимите глаза как можно выше, не поднимая головы, вернитесь в исходное положение. Опустите глаза как можно ниже.

7.      Сосредоточить взгляд на левом плече.

8.      То же самое со средоточением взгляда на правом плече.

9.      Посмотреть в левый верхний угол.

10.  Посмотрите в правый верхний угол.

11.  Исходное положение – взгляд направлен вперед. Затем поднимите глаза и сделайте круговые движения. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все это время неподвижна.

12.  Нарисуйте глазами горизонтальную восьмерку. Повторите 7 раз.

13.  То же самое, но в другую сторону. 7 раз.

Выполняя эти упражнения, глаза поворачивайте в сторону как можно дальше. Помните о постоянной четкости изображения предметов во время движения и остановки глаз, добивайтесь этой четкости путем сосредоточения внимания.

При поворотах глаз взгляд быстро перемещайте с одного края поля зрения на противоположный с задержкой на несколько секунд в каждом положении:

-         вверх – вниз 7 раз;

-         влево – вправо 7 раз;

-         прямо – вверх –прямо- вниз 7 раз;

-         прямо – влево – прямо- вправо 7 раз;

-         смотреть по диагонали: левый верхний угол – правый верхний угол 7 раз;

-         левый нижний угол – правый верхний угол 7 раз;

-         дайте свободу фантазии: например, описывайте глазами полукруги, всевозможные геометрические фигуры, добиваясь при этом четкости изображения окружающих предметов;

-         моргните несколько раз, закройте глаза и с минуту отдохните;

Так как в развитии близорукости играет роль слабость глазных мышц, то необходимо на каждом уроке проводить тренировочные упражнения. Они значительно улучшают функциональное состояние и кровообращение глазных мышц. Таким образом, позволяют затормозить процесс развития близорукости.

Благодаря данным упражнениям в классе не ухудшается зрение, снизилась заболеваемость ОРВИ. Упражнения выполняются сидя за столом, возможно различное построение (в круг, в шеренгу), главное, чтобы дети не мешали друг другу. |Каждое упражнение повторяется 4-6 раз. Упражнения, как правило, даются несложные.

Принимая во внимание, что первая естественная потребность организма при утомляемости – желание потянуться, глубоко подышать, выпрямить спину, развернуть плечи, в начале дается упражнение в потягивании, выполняемое в медленном темпе, с глубоким дыханием. Затем идут наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног. Подбираются упражнения с необходимой амплитудой движения, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы. Они должны содействовать улучшению осанки, деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, оказывать влияние на весь мышечный аппарат.                



Предварительный просмотр:

Профилактика утомляемости на уроках

трудового  обучения.

Уроки труда играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращает стрессы. Но вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены, здоровью детей может быть нанесен вред. Ниже приводится комплекс упражнений, которые можно использовать на уроках рукоделия.

Гимнастика для глаз

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7 раз.

1.        Вертикальные движения глазами вверх  (считать до трех), вниз (считать до 3).

2.        Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой  

     стрелки.

  1. Направление  взгляда  на  указательный  палец  вытянутой  руки,  затем   

    вдаль.

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя, в очень медленном темпе.

1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.

2. Повороты головы вправо и влево до упора.

3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова  

    наклонена вперед, голова запрокинута назад.

Профилактика нарушений осанки

1.Исходное положение — стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

2.Приседание с книгой  на голове с разными исходными положениями рук (вверх, вперед, согнуты в локтях, за головой).



Предварительный просмотр:

Программа занятий по ПДД во внеурочное время

1 класс

  1. На наших улицах.
  2. Мы идем в школу.
  3. Инструктаж школьников перед осенними каникулами.
  4. Занятия на школьном перекрестке.
  5. Инструктаж перед зимними каникулами.
  6. Мы знакомимся с дорожными знаками.
  7. Практический переход улицы и дороги.
  8. На загородной дороге. Мы учимся соблюдать ПДД.
  9. Инструктаж перед весенними каникулами.
  10.  Зачетной занятие.

2 класс

  1. Движение пешеходов на улицах и дорогах.
  2. Элементы улицы и дорог. Занятие на школьном перекрестке.
  3. Инструктаж перед осенними каникулами.
  4. Сигналы светофора и регулировщика. Правила и практический переход улицы и дорог.
  5. Инструктаж перед зимними каникулами.
  6. Перекрестки и их виды. Дорожные знаки.
  7. Обязанности пассажира. Переход улиц при высадке из транспорта.
  8. Инструктаж перед весенними каникулами.
  9. Практические игры по ПДД.
  10.  Зачетное занятие.

3 класс

  1. Перекрестки и сигналы для регулирования дорожного движения.
  2. Дорожные знаки и их группы.
  3. Инструктаж перед осенними каникулами.
  4. Виды транспорта. Тормозной путь транспортных средств.
  5. Инструктаж перед зимними каникулами.
  6. Занятия на школьном перекрестке.
  7. Инструктаж перед весенними каникулами.
  8. Практический переход улицы и дороги.
  9. Игры и соревнования по ПДД.
  10.  Зачетное занятие.

4 класс

  1. Наш путь в школу и новые маршруты.
  2. Проверка знаний по ПДД.
  3. Инструктаж перед осенними каникулами.
  4. Устройство велосипеда и возможные неисправности.
  5. Инструктаж перед зимними каникулами.
  6. Труд водителя. Перевозка учащихся на грузовом транспорте.
  7. Оборудование автомобиля специальными сигналами.
  8. Инструктаж перед весенними каникулами.
  9. Движение учащихся группами и в колонне.
  10.  Зачетное занятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....