Экологическое воспитание младших школьников
проект (2 класс) по теме

Доклад 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_verkhnedonskaya_gimnaziya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнедонская гимназия

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учитель начальных классов               Медведева М.И.

Экологическая проблема - одна из важнейших в современном мире.

                В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения

Развивающие, образовательные  и воспитательные задачи для учащихся младшего школьного возраста сводятся к следующему:

- развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников на этапе эколого-туристической деятельности;

- углубление и расширение экологических знаний;

- привитие навыков исследовательской работы;

- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.

Экологическое воспитание проводится целенаправленно по трём направлениям:

- на уроках;

-в процессе массовой и кружковой работы;

- во время  практической работы по охране природных объектов, при посадке деревьев, кустарников и цветущих растений, изготовлении скворечников и подкормке птиц зимой.

На первом этапе работы с учащимися проводились ознакомительные занятия, на которых младшим школьникам давались элементарные знания по экологии.

Практическая деятельность учащихся заключалась в озеленении класса, выращивание и уходе за комнатными растениями. Весной выращивали рассаду лука, сажали на клумбах цветы.

Проводили опыты с выращиванием овощных растений (свеклы, моркови, лука).

Принимали участие в уборке школьного двора, охраняли школьный сад, газоны от вытаптывания, предупреждали нарушителей и не давали проходить по нежной травке.

Во время походов в природу школьники овладевали правилами поведения в ней, проникались заботой о её благоустройстве. Очистили от мусора небольшой участок (берег Дона). Во время трудовой операции они собрали интересные коренья, причудливые ветки, плоды и сделали поделки из собранного материала. Учились ориентироваться в лесу, слушать лесные голоса, знакомились с лекарственными травами и правилами их сборки и сушки, с многообразием растений и встреченных животных, приучались видеть и чувствовать их красоту.

Разработали «Кодекс норм поведения в природе». Нарисовали самодельные плакаты, призывающие охранять и беречь природу.

Познакомились с редкими растениями Дона и выращиваем их в классе.

Проводился праздник цветов, осени, викторина «Ах, картошка – объеденье!», различные конкурсы.

Несколько учащихся 4-го класса принимают участие в работе школьного лесничества «Лесовичок». Руководит работой Шилина Елена Владимировна. Под её руководством учащиеся собирали шишки, оформили гербарий, наводили порядок в Калиновом кусте, уникальном по красоте уголке нашего района. На занятиях учащиеся получают необходимые экологические знания. Очистили березовую рощу от мусора, сажали сосны и берёзы. Елена Владимировна выступала с беседой об охране растений перед учащимися в классе.

Приятно осознавать, что наши дети не стоят в стороне, а активно помогают взрослым в решении многих экологических проблем.

Участники кружка «Агрос» приняли решение

- познакомить учащихся других классов с деятельностью организаций ГРИНПИС и ГРИНТИМ;

- оформить стенд, рассказывающий о работе этих организаций.

- организовать в школе отряд помощников Всероссийского общества охраны природы.

- провести для учащихся других классов устный журнал о Красной книге.

Практика экологического воспитания детей, убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего развития  и воспитания  в ребёнке лучших человеческих качеств.

Внимание – основное условие успешного обучения, считал К.Д. Ушинский. Развитие всестороннеразвитой личности,активизация познавательной деятельности, активизация внимания – эти задачи ставит перед собой каждый учитель. Приведу несколько видов знаний, используемых на уроке окружающего мира, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, развивающих внимание, память, речь на этапе актуализации знаний.

При актуализации знаний используя анкету.  Эта работа позволит за несколько минут выяснить уровень усвоения материала учащимися всего класса. Основные требования к вопросам анкеты: краткость формулировки, конкретность, доступность для понимания.

Базовый уровень

АНКЕТА для актуализации знаний

По теме «РАСТЕНИЯ ПОЛЯ»

Ф.И._______________________________________________

     

 Тема: Растения поля

1. Пшеница, просо, ячмень, овес – эти культуры мы называем …      .

2. главная зерновая культура (подчеркни) – рожь, пшеница, овес, ячмень

3. Овсюг, пырей, вьюнок – это …      .

4. Почему на поле живет мало зверей (выбери главное и подчеркни)? Мало пищи. Много врагов. Открытая местность.

5. Первая группа: сова, канюк.

Вторая группа: суслик, хомяк, полевка, полевая мышь.

По какому признаку сделано деление на группы?

…………………………………………………………………………….………….

Это задание требует не простого перечисления фактов, а работы мысли, сообразительности, хотя весь материал взят из учебника.

Повышеннный уровень

Можно дать задание творческого характера: дома самим подготовить вопросы для анкеты. За эту работу ребята возьмутся с большим желанием и интересом.

Цель следующего задания – расширение кругозора, развитие памяти, речи. Задание может быть разноуровневым .

Базовый уровень.

Заранее готовлю карточку для домашней подготовки. В карточке данные исходя из темы «Животный мир лесной зоны».

                     БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

- весит 1,5-2 ц

- прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям

- очень острые слух и обоняние

- близорук

- своеобразно питается, в его рацион входят трава, орехи, ягоды, желуди, лось, кабан

- может съесть за сутки 20-30 кг мяса

- за осень сильно жиреет до (100 кг)

- конец ноября – вторая половина марта – зимний сон

- медвежата рождаются в феврале, вес новорожденного медвежонка (600 гр)

- отношение человека к этому животному не всегда разумное

- в Дании и Англии медведей уже нет

- в нашей стране живет ⅔ от числа этих животных на земном шаре.

Прочитав материал учебника и дополнительные данные по карточке, ученик пересказывает в классе то, что запомнил.

Повышенный уровень

 Карточка дается ученику на уроке за 3-4 минуты перед опросом. За это время он должен познакомиться с данными и, дополнив, что знает сам, рассказать у доски. Ученик не просто перечисляет факты, а формирует их в виде полных предложений, составляя интересный рассказ.

Третий вариант работы с материалом карточки. Во время объяснения нового материала я делаю на доске краткие пометки. Запись можно назвать кратким конспектом рассказа. Учащиеся переписывают в тетрадь и пользуются им при подготовке домашнего задания.

Так учащиеся готовятся к самостоятельному составлению планов учебных статей.

Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта и знаний, всегда интересна ученику. Примером такого вида заданий может служить природоведческий диктант. Ученик должен узнать, о ком идет речь, записав ответ в тетради.

Тема «Животные леса»

        

- Эта птица известна всем. Её оперение контрастное – черно-белое. Она приспособилась к жизни по соседству с человеком. За свои действия получила прозвище «воровка». Пробравшись на чердак, таскает куриные, голубиные яйца.

(Сорока)

- Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные черные кисточки.

(Рысь)

- Это животное полуводное. Прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки.

(Бобр)

- А это самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 кг. Может легко преодолевать снежные сугробы, болота. Хорошо плавает.

(Лось)

Работа с загадками сопутствует всему курсу обучения в начальной школе. Образность, простота – вот что привлекает ребят в загадке. Загадки можно использовать при составлении природоведческого кроссворда.

Работа с кроссвордом будет для ребят минутой приятного отдых, разрядкой перед трудным заданием.

Пример «загадочного» кроссворда, используемого на уроках, посвященных изучению животного мира наших лесов.

 

  1. Словно царскую корону

Носит он свои рога

Ест лишайник, мох зеленый

Любит снежные луга

  1. На овчарку он похож,    

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

  1. Посмотрите – ка какая

Вся горит, как золотая

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой

  1. Летом бродит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза пряча нос

  1. Меньше тигра, больше кошки

На ушах – кисточки – рожки

С виду кроток, но не верь

Страшен в гневе этот зверь.

Чтобы работа по учебнику не стала неинтересной и нудной для учащихся, нужно к ней тщательно готовиться. Необычно поставленный вопрос поможет активизировать работу класса. При актуализации знаний можно использовать карточки с вопросами.

                       

Карточка №1

Тема: Животные и растения леса.

Чье это меню? Расскажи об этом животном.

Трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мёд.

Карточка №2

Тема: Животный мир лесной полосы.

Рассмотри силуэты животных. Определи название каждого животного и расскажи о нём.

                             Карточка №3

Тема: В тундре.

Что лишнее? Объясни почему.

Карликовая береза, тополь, полярная ива, морошка, пушица, мох, ягель.

                        Карточка №4

Тема: Животный и растительный мир тундры.

Объясни (покажи стрелками) пищевые связи между растениями и животными тундры

ЯГЕЛЬ

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

ЗАЯЦ       ПЕСЕЦ       ВОЛК       ЛЕММИНГ

Карточка №5

Тема: Природные зоны (закрепление).

Соедини стрелками части предложений

олень, медведь, лиса, волк, заяц     -     это жители тундры

песец, волк                                   -     это жители леса

заяц, олень                                   -     это хищники

Белая окраска зимой, густой мех,   -     это растительно-            ядные способность

                                                         передвигаться по

                                                       снегу животные

песец, лемминг                                -      приспособления                

                                                         животных, живших

                                                         на Крайнем Севере

Такие карточки использую при актуализации знаний учащихся. Это позволяет учащимся сосредоточиться на конкретных вопросах и служит планом ответа, способствует лучшему запоминанию материала.

Опорные схемы – сигналы.

ПРИРОДА

неживая       живая

                                                                     

                   растения     животные     человек

                насекомые   рыбы    птицы     звери

Воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках окружающего мира.

На уроках чтения читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы.

Провожу беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов.

 На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания и листопаде, снегопаде, о белоствольной березке. Дети пишут сочинения по репродукциям картин. составляют задачи на тему экологии и охраны окружающей среды.

Тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных богатств.

Узнали ребята и о значении Красной книги в охране природы.

Природа  –  это  богатейшая  кладовая,  неоценимое      
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
                                                       В.А. Сухомлинский

Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.
Природа с ее удивительным разнообразием обладает неисчерпаемыми познавательными и воспитательными возможностями. Природа сближает,
 помогает поддерживать дружеские взаимоотношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....