Волшебный мир оригами
методическая разработка по теме

Буравова Елена Александровна

 

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.docx70.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Значение оригами для развития ребенка

  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

  Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

  Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

  Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

         Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

Цель программы

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы: 

Обучающие

  Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  Обучение различным приемам работы с бумагой.

  Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.


Развивающие:

  Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.


Воспитательные:

  Воспитание интереса к искусству оригами.

  Расширение коммуникативных способностей детей.

  Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.


Отличительные особенности данной программы


В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.


Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,

условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в

группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 20 человек.


В 1 год обучения в кружок «Волшебный мир оригами» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.


Занятия проводятся один или два раза в неделю с 1 сентября по 25 мая.

Год
обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

1

1

33

20

2

1

34

20

3

1

34

20

4

1

34

20


Формы и методы обучения


В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

 
А также различные методы:


Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
 и другие.


Ожидаемые результаты

 

В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы


• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• Участие в городских выставках.

Учебно-тематический план

1 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Формирование группы

-

1

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

1

2

4.

Знакомство с оригами

1

-

1

5.

Базовая форма «Треугольник»

1

3

4

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

3

4

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

3

4

9.

Базовая форма «Конверт»

1

3

4

10.

Цветы к празднику 8 марта

1

2

3

11.

Летние композиции

-

2

2

12.

Впереди – лето!

-

2

2

13.

Итоговое занятие

1

-

1

14.

Оформление выставочных работ

-

1

1

ИТОГО:

9

24

33

2 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

1

1

4.

Летние композиции

1

1

2

5.

Базовая форма «Треугольник»

1

2

3

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

2

3

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

2

3

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

2

3

9.

Базовая форма «Конверт»

1

3

4

10.

Базовая форма «Рыба»

1

3

4

11.

Базовая форма «Дверь»

1

3

4

12.

Цветы к празднику 8 марта

-

2

2

13.

Итоговое занятие

-

1

1

14.

Оформление выставочных работ

-

2

2

ИТОГО:

10

24

34

3 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

1

1

4.

Летние композиции

1

2

3

5.

Чудесные превращения бумажного листа

1

3

4

6.

Модульное оригами

1

3

4

7.

Оригами на праздничном столе

1

2

3

8.

Цветы к празднику 8 марта

1

2

3

9.

Оригами - почта

1

3

4

10.

Впереди – лето!

1

3

4

11.

Итоговое занятие

1

3

4

12.

Оформление выставочных работ

-

2

2

 

ИТОГО:

10

24

34

4 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Беседа по охране труда

1

-

1

2.

Диагностика обученности учащихся

1

-

1

3.

Оригами в Интернете

-

2

2

4.

Летние композиции

1

1

2

5.

Изделия из складки

1

2

3

6.

Базовая форма «Катамаран»

1

2

3

7.

Новогодние украшения

1

2

3

8.

Базовая форма «Птица»

1

2

3

9.

Цветы и вазы оригами

1

3

4

10.

Базовая форма «Лягушка»

1

3

4

11.

Творческие работы

1

3

4

12.

Итоговое занятие

-

2

2

13.

Оформление выставочных работ

-

2

2

ИТОГО:

10

24

34

Содержание программы

1 год обучения

Формирование группы
Беседа по охране труда
Диагностика обученности учащихся


Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».


Знакомство с оригами


Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».


Базовые формы:


«Треугольник»
«Воздушный змей»
«Двойной треугольник»
«Двойной квадрат»
«Конверт»  


Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).


Цветы к празднику 8 марта

 
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.


Летние композиции


Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.


Впереди – лето!


Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».


Итоговое занятие


«Чему мы научились за год».


Оформление выставочных работ


Оформление выставок работ учащихся.

2 год обучения

Вводное занятие


Оригами – искусство складывания из бумаги.

Базовые формы – основа любого изделия.


Беседа по охране труда
Диагностика обученности учащихся


Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».


Летние композиции


Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.


Базовые формы:


«Треугольник»
«Воздушный змей»
«Двойной треугольник»
«Двойной квадрат»
«Конверт»


Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания.

Повторение изученных базовых форм.

Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.


Базовые формы:
«Рыба»
«Дверь»


Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.


Цветы к празднику 8 марта


Оформление поздравительной открытки.


Итоговое занятие


«Оригамская сказка».

 
Оформление выставочных работ


Оформление тематических выставок.

3 год обучения

Вводное занятие


Рассказ об истории развития искусства оригами.


Беседа по охране труда

Диагностика обученности учащихся


Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».


Летние композиции

Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».


Чудесные превращения бумажного листа

Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.


Модульное оригами

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».


Оригами на праздничном столе

Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.


Цветы к празднику 8 марта

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.


Оригами – почта

Различные виды конвертов для писем.


Впереди – лето!

Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.


Итоговое занятие

Оригамская сказка о четырех братьях.


Оформление выставочных работ

Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».

4 год обучения

Беседа по охране труда


Диагностика обученности учащихся

 
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».


Оригами в Интернете

http://www.origami-school.narod.ru – мой сайт, рассказывающий о работе по данной программе;
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.

http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.

«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами».


Летние композиции

Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема). Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.


Изделия из складки

Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.


Базовая форма «Катамаран»

Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.


Новогодние украшения

Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.


Базовая форма «Птица»

Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».


Цветы и вазы оригами

Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».


Базовая форма «Лягушка»

Творческие работы

Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».


Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Оформление тематических выставок.

Способы предъявления и объяснения материала

       Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

       На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

        Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.
       Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.
http://www.origami-school.narod.ru/vustavka/rabota_07.gif

          По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

          2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.

           На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия.

         На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа»

 учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д.

         На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.
       Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты:

- мое знакомство с оригами;

- чему я научился на занятиях оригами;

- какие занятия мне наиболее запомнились, почему?

- мои планы на будущее;

- и другие.

Примерное тематическое планирование занятий

1 год обучения

1. Формирование группы.
    Знакомство с оригами.


2. Беседа по охране труда.
   
3. Входная диагностика.

    Правила поведения на занятиях.
    Термины, принятые в оригами.
   
4. Кармашек (кошелек)
  Стилизованный цветок.


5.
Базовая форма «Треугольник»

   Лисенок и собачка. Стаканчик и фуражка.
  Котик и бычок. Синица и снегирь.
  Яхта и пароход. Композиция «Птицы в лесу».

6. Базовая форма «Воздушный змей»
   Кролик и щенок. Ворона
   Курочка и петушок. Сова.
   Композиция «Домашние птицы на лужайке».


7. Базовая форма «Двойной треугольник»
   Рыбка и бабочка.    Головастик и жук.    
  Лилии.

   

 
8. Базовая форма «Двойной квадрат»
   Жаба.
   Композиция «Островок в пруду».
   Яхта.


9. Базовая форма «Конверт»
   Пароход и подводная лодка.
   Композиция «В море».
   Оформление выставки.

10. Цветы к празднику 8 марта 
     Бутоны роз. Композиция «Букет роз».              Подснежник. Открытка «Букет гвоздик».

11.
Летние композиции Нарцисс.
    Волшебный цветок.


12. Впереди – лето! Сказочная птица
     Парусный кораблик - гонки на столе.

      Композиция «Кораблики в море».

13.Итоговое занятие Оформление выставки.


14. «Чему мы научились за год».
Диагностика по итогам года.

   

2 год обучения

  1. Оригами – искусство складывания из бумаги.

  1. Беседа по охране труда.

  1. Базовые формы – основа любого изделия.
    Входная диагностика

  1. Летние композиции
    Колокольчики. Подсолнух.
  2. Базовая форма «Треугольник». Птица счастья.
       Голубь. Композиция «Голубь мира».
      Домик с крыльцом и домик с трубой.


    6.  Базовая форма «Воздушный змей»
       Лебеди (2 способа).

    Домик с верандами. Деревья и травы.
   Композиция «Дачный поселок».

7. Базовая форма «Двойной треугольник»
  Тропическая рыбка
  Ромашка. Каллы
.

8. Базовая форма «Двойной квадрат»
  Золотая рыбка.

    Краб.

9. Базовая форма «Конверт»
  Рыбка-бабочка.
  Водоросли и камешки.
  Композиция «Аквариум».

10. Базовая форма «Рыба» Пингвин
    Царевна-Лебедь.
    Композиция «Закат солнца над лебединым озером».
     Композиция «Пингвины на льду».

11. Базовая форма «Дверь» Бурёнка.
    Мышь и поросёнок.
    Композиция «В деревне».
    Рыбка-вуалехвостка.

12. Цветы к празднику 8 марта
    Оформление выставки.

13. Итоговое занятие
  «Оригамская сказка».
   

14. Диагностика по итогам года.
    Оформление выставочных работ.

     



3 год обучения

1. История развития искусства оригами.
   Сон-трава.
   

2. Беседа по охране труда.
  Калужница.

3. Входная    диагностика.
  Ландыш.

4. Летние композиции
   Оформление выставки «На лесной полянке»


5.
Чудесные превращения бумажного листа Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей).
    Коробки для подарков. Базовая модель.
   Простые коробки (2 варианта)
   Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги.

  1. Модульное оригами
    Бусы для елки. Новогодняя гирлянда.
    Разноцветная звезда из 4 деталей.
    Звезда из 8 модулей. Звезда из 16 модулей.

  1. Оригами на праздничном столе
    Правила этикета. Приглашение – открытка с летящей птицей и рамочка для карточки гостя.
    Оригами на праздничном столе: салфетка «Веер», салфетка для столового серебра,  салфетки «Лилия» и «Петушиный гребень».

  1. Цветы к празднику 8 марта Василёк и гвоздика.
    Композиция «Букет гвоздик».
    Объемные тюльпаны.Объемные колокольчики.
  2. Оригами - почта
    Солдатский треугольник и прямоугольное письмо

Датское и английское письмо.

Оригинальный конверт (2 варианта).

  1. Впереди – лето!
    Пилотка (2 варианта) и шапочка с козырьком.

Японская ваза для цветов.

Самолеты и истребители.

  1. Итоговое занятие Диагностика по итогам года.

Коробочка «Звезда» и коробочка «Санбо».

Коробки для подарков. Различные варианты.

Оригамская сказка о четырех братьях.

  1. Оформление выставочных работ.
    Вазочка «Не увлекайся конфетами».




4 год обучения

  1. Беседа по охране труда.

  1. Входная диагностика.

  1. Оригами в Интернете 

Знакомство с сайтом «origami-school.narod.ru».

Знакомство с сайтом Омского центра оригами.

  1. Летние композиции
    Дицентра («Разбитое сердце»). Хризантема.

  1. Изделия из складки Китайская ваза.
    Гвоздика и роза.
    Цветок в уголок. Декоративная композиция.

  1. Базовая форма «Катамаран» Кусудама.
    Модульное оригами. Закладки.
    Орнамент из модулей

  1. Новогодние украшения Объемная ёлка
      Двухцветная звезда из 8 модулей..
       Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

    8.  Базовая форма «Птица» Фуксия.
       Журавлик на гнезде. Японский журавлик.
       Журавлик, машущий крыльями.

  1. Цветы и вазы оригами Космея.
    Игольчатая астра. Объемный нарцисс.
    Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида».
    Крокус с листом.

  1. Базовая форма «Лягушка» Ирис.
    Компьютерная презентация «Бумажный сад оригами».
    Праздничный журавлик.
    Ваза-кашпо «Четыре замка».

  1. Творческая работа Мой сад оригами.
    Композиция «Букет цветов».
    Компьютерная презентация «Цветочные композиции».

  1. Итоговое занятие Диагностика по итогам года.
    Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».

  1. Оформление выставки творческих работ.
    Путешествие по сайту Московского центра оригами.

Методическое обеспечение программы

  1. Учебные и методические пособия:


Научная, специальная, методическая литература

II. Материалы из опыта работы педагога: 


Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
• Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.


Методические разработки:
• Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
• Компьютерные презентации:


– Презентация «Моя образовательная программа» (для 1 тура конкурса педагогических достижений).
– Этикет за праздничным столом (для урока «Оригами на праздничном столе»).
– «Цветочные композиции» (по материалам сайта Омского центра оригами).
– «Бумажный сад оригами» (по материалам сайта Московского центра оригами).
– «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).


Конспекты открытых занятий:
• Вводное занятие по оригами (1 класс).
• Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе» (3 класс).


Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами

  • Учебные столы и стулья
  • Выставочные стенды
  • Инструкционные карты,
    демонстрирующие
    процесс складывания изделия
  • Схемы складывания изделий
  • Журналы и книги по оригами
  • Альбом для лучших работ
  • Конверты для незаконченных работ
  • Белая бумага
  • Цветная бумага тонкая
  • Цветная бумага плотная
  • Двухсторонняя цветная бумага
  • Цветной картон
  • Коробки для обрезков
    цветного картона
  • Линейки
  • Треугольники
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Стирательные резинки
  • Фломастеры
  • Трафареты с кругами
  • Клеенки и резинки для
    крепления клеенки к столам
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки
  • Коробочки для мусора
  • Магнитофон
  • Фонотека

Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.


IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие

художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики
(в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

Литература

на основе которой составлена программа и примерное тематическое планирование занятий:

  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  • Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
  • Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
  • Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
  • Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебный мир оригами"

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами»является   программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю., Афоньки...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая програма внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся начальных классов (2 класс)...

Программа "Волшебный мир оригами"

Актуальность программыПрограмма «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной для воспитанников младшего школьного во...