Проектная деятельность 3 класс
проект (3 класс) по теме

Томилина Мария Александровна

Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc1002.62 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе по внеурочной проектной деятельности в 3 классе

Программа предназначена для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Программа рассчитана на 34 часа.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 3 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.

Срок реализации программы «Проектная деятельность» составляет 1 года

по 1 часу в неделю

Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;


— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

· Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

· Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

· Системность организации учебно-воспитательного процесса; · Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной


работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: · Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

· Целеполагать (ставить и удерживать цели);

· Планировать (составлять план своей деятельности);

· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); · Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

· Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Что? Где? Когда?» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на


пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов.


Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Методическое обеспечение программы: Проекты отличаются друг от друга: результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.); — мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.); числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся); — работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.); продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

- набором и иерархией ролей;

- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; - необходимостью привлечения взрослых.


Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.

№ п/п

Дата Проведе-ия.

Тема проекта

Требования к уровню подготовки учащихся

(цель и задачи деятельности).

1 четверть

1.

Подготовка проекта «Кукольный домик и го обитатели»

Знать:

какие фигуры называют плоскостными, а какие – объёмными;

правила обращения с ножницами и клеем;

Учить:

определять конструктивные особенности постройки;

работая в группе договариваться и распределять обязанности;

оценивать свой вклад в результат работы группы.

2.

Подготовка проекта «Кукольный домик и го обитатели»

3.

Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели»

4.

Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели»

5.

Проектная деятельность «Кукольный домик и его рпаауобитателиобитатели»

6.

Подготовка проекта «Времена года. Осень загадках»

Учить:

распределять задания в группе;


7.

Подготовка проекта «Времена года. Осень загадках»

работать с различными источниками информации;

отбирать нужный материал по теме;

систематизировать найденный материал;

красиво оформлять найденный материал;

объективно оценивать свою работу.

8.

Проектная деятельность «Времена года. Осень в загадках»

9.

Подготовка проекта «Традиции русского чаепития»

Знать:

о традициях русского чаепития: как накрывать на стол; какие виды чая есть; как правильно заваривать чай; что принято подавать к чаю; историю русских самоваров;

10.

Подготовка проекта «Традиции русского чаепития»

2 четверть

11.

Проектная деятельность «Традиции русского чаепития»

учить:

работать с различными источниками информации;

отбирать нужный материал по теме;

красиво оформлять найденный материал;

объективно оценивать свою работу;

получать информацию из общения со взрослыми людьми.


12.

Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?»

Знать:

состав молока;

о пользе молока;

из каких источников можно взять материал по данной теме.

Учить:

работать с различными источниками информации;

отбирать нужный материал по теме;

красиво оформлять найденный материал;

объективно оценивать свою работу;

передавать свои знания другим.

13.

Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?»

14.

Подготовка проекта «Что мы знаем о молоке?»

15.

Проектная деятельность «Что мы знаем о молоке?». Проведение интеллектуальной

игры – викторины для параллели 3 классов.

16.

Подготовка проекта «Тайны наших имён»

Способствовать закреплению интереса к истории своего имени, своей семьи, воспитывать любовь и

уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать

партнёрские отношения с семьёй.

17.

Подготовка проекта «Тайны наших имён»

18.

Проектная деятельность «Тайны наших


мён»

Внеклассное мероприятие «День именинника»

3 четверть

19.

Подготовка проекта «Сказка своими руками»

Развивать творческие способности детей, актёрское мастерство, выразительность речи, умение громко

говорить со сцены, учить держаться на сцене раскрепощено. Воспитывать стремление к победе, дружелюбие, взаимовыручку. Учить использовать навыки совместной деятельности в ходе постановки сказки.

20.

Подготовка проекта «Сказка своими руками»

21.

Проектная деятельность «Сказка своими руками» (участие в школьном конкурсе инсценированной сказки)

22.

Подготовка проекта «Времена года. Зима загадках »

Учить:

распределять задания в группе;

работать с различными источниками информации;

отбирать нужный материал по теме;

систематизировать найденный материал;

красиво оформлять найденный материал;

объективно оценивать свою работу.

23.

Подготовка проекта «Времена года. Зима загадках »

24.

Проектная деятельность «Времена года. Зима в загадках »


25.

Подготовка проекта «Наши предки – Древние славяне»

Расширять и обобщать знания, полученные на уроках окружающего мира, привлечь внимание к изучению своего исторического прошлого. Воспитывать уважение

старшим. Учить работать во взаимодействии друг с другом.

Учить:

распределять задания в группе;

работать с различными источниками информации;

отбирать нужный материал по теме;

систематизировать найденный материал;

красиво оформлять найденный материал;

объективно оценивать свою работу.

26.

подготовка проекта «Наши предки – Древние славяне»

27.

Подготовка проекта «Наши предки –Древние славяне»

28.

Проектная деятельность «Наши предки – Древние славяне» (открытый урок по окружающему миру для родителей)

29.

Подготовка проекта «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов»

Цель - научиться правильно ухаживать за зубами.

Обобщить знания о гигиене полости рта и зубов; выяснить какой вред приносит неправильный уход за полостью рта;

30.

Подготовка проекта «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов»

4 четверть

31.

Проектная деятельность «Влияние гигиены полости рта на здоровье зубов»

Развивать навыки исследовательской работы;


Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

32.

Подготовка исследовательского проекта Юный математик»

Привлечь внимание детей к истории появления чисел, обобщить их знания по этому вопросу; развивать любознательность, настойчивость; воспитывать стремление помочь первоклассникам в освоении

математической наукой, воспитывать у них интерес к бучению в школе.

33.

Подготовка исследовательского проекта Юный математик»

34.

Проектная деятельность «Юный математик» (проведение «Праздника математика»

есёлых цифр» для учащихся 1 класса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации проектной деятельности класса во внеурочной деятельности и дополнительном образовании учащихся

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием» ...

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...