РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Зимакова Татьяна Петровна

 

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 3 класса составлена
на основе примерной программы, авторской программы Т. В. Смирновой, Т. Н. Просняковой, в соответствии с нормативными документами:

  1. федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);
  2. учебный план МОУ СОШ №6 на 2012/2013 учебный год для 3-4 классов;
  3.  сборник программ для четырехлетней начальной школы по системе Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература», 2010г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_rabochey_uchebnoy_programm1.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭКОНОМИКЕ  

(образовательная система Л. В. Занков)   

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» для 3 класса составлена
на основе примерной программы, авторской программы Т. В. Смирновой, Т. Н. Просняковой, в соответствии с нормативными документами:

  1. федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);
  2. учебный план МОУ СОШ №6 на 2012/2013 учебный год для 3-4 классов;
  3.  сборник программ для четырехлетней начальной школы по системе Л.В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература», 2010г.

  1. Пояснительная записка

Изучение экономики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников.

Задачи курса:

  • формировать основы экономических знаний (сообщение элементарных знаний
    об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов);
  • знакомить с экономическими взаимосвязями, складывающимися в непосредственном окружении детей – в семье, в городе, в стране, основными экономическими принципами и законами;
  • осваивать первоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе;
  •  с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
  • формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и
    для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

II.        Общая характеристика учебного предмета

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной
из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Получение детьми знаний позволят уже
в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы, родительской семьи,
а при обучении в средних старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.

Несмотря на доступную и занимательную форму изложения “Экономики”, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей,
для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторое усилие.

Быстрый темп изучения материала.

На каждом этапе ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал.

Ведущая роль теоретических знаний.

Она заключается в выявлении осознании основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также в получении необходимых умений и навыков.

Осознание процесса учения.

Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.

Оптимальное развитие всех детей.

Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяет в рамках предмета “Экономика”, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатление, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Особый акцент в программе сделан на использование полученных знаний
для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

Изучение программы “Экономика в начальных классах” тесно связана с такими дисциплинами, как математика, литературное чтение, экология, мир вокруг нас, трудовое обучение.

Одно из основных направлений курса – осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой.

Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию того,
что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество, коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии.
 

Содержание программы можно соотнести с тремя различными уровнями воздействия материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. Каждый уровень неотделим от других и образует триединую комплексную форму. В качестве основного выделен морально - нравственный уровень. Ко второму уровню относится материал, который учит ребенка видеть экономическую целесообразность, определять выгодность, перспективность любого дела, умение делать выбор. К третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой скрытую экономическую сущность.

Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение на изучение экономики в 3-м классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

IY.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Экономика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Экономика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты по экономике

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Экономика» является формирование следующих умений:

  • проявлять интерес к новому учебному материалу,
  • ориентироваться в нравственном содержании поступков,
  •  развивать этические чувства.
  • развивать способность к самооценке, потребность в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
  • морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные результаты:

  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия;
  • вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные результаты:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной литературе;
  • анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию
    по разным критериям, обобщать;
  • высказываться, опираясь на свой жизненный опыт;
  • анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии;
  • выразительно читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием событий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные результаты:

  • допускать существование различных точек зрения, принимать другие мнения и позиции, формулировать собственное мнение и позицию,
  • договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

V. Содержание учебного предмета

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования:

№ п/п

Тема

Всего часов

1

Наука экономика. Потребности и возможности.

5часоа

2.

Торговля, посредничество, услуги.

13 часов

3.

Производство.

4 часа

4.

Качество продукции.

5 часов

5.

Банкротство

7 часов

 


VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЭКОНОМИКИ

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Виду чебной деятельности деятельности

Наука экономика. Потребности и возможности.

Цель: ознакомление с историческими сведениями об экономике, возникновении и развитии - как результате новых форм взаимодействия человека и природы; дать представление о видах потребностей; о факторах, влияющих на потребности.

Экономика - наука для всех и для каждого

мини - проект по теме: «Что мы узнаем из сказок о старинном этикете»

Потребности. Виды потребностей

«Как изменились потребности человека за 100 лет».

Виды потребностей. Экскурсия.

 

Наука экология и ее влияние на наши потребности.

Что мы знаем о науке экономике? Тест
по теме «Потребности и возможности»

Торговля, посредничество, услуги.

Цель: формирование понятия о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о собственных затратах, о торговле, о торговой прибыли, о формах торговли: оптовой и розничной.

Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль.

мини - проект по теме: «Что служило деньгами у разных народов»

Понятие о торговле. Торговая прибыль.

Формы торговли: оптовая, розничная. Экскурсия в магазины.

Урок – экскурсия.

Понятие о посредничестве. Доля посредника.

Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой.

Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы рекламы.

Услуги как особый вид деятельности. Плата за услуги. Долговые обязательства.

Урок -игра «Открываю свое дело».

Экскурсия по городу.

Урок – экскурсия.

Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею.

Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. Условия аренды.

Капитал. Отличие капитала от суммы денег. Первоначальный капитал.

Банк. Банковский кредит.

Мини - проект по теме «Разновидности банка».

Сущность кредита. Банковский процент и банковская прибыль. Гарантия платежеспособности (залог).

Урок - игра «Справочное бюро»

Производство.

Цель: формирование понятия о потребности, производстве, производителе, собственных затрат; ознакомление с тремя факторами производства: земля, труд и капитал; с материальными и трудовыми затратами.

Производство. Издержки производства. Прибыль производителя.

Три фактора производства.

Урок - игра «Я открываю производство.

Материальные и трудовые затраты. Экономия и снижение затрат.

Что мы знаем о производстве? Тест по теме «Производство»

Качество продукции.

Цель: ознакомление с формами и способами конкурентной борьбы; формирование представления о конкуренции производителей, товаров, производства и сбыта; о свойствах рекламы, о качестве, качественных характеристиках, договоре, сертификате качества, штрафе и неустойки.

Качество производимой продукции.

Конкуренция.

Мини-проекты по темам: «Примеры конкурентной борьбы в истории», «Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы»

Реклама как коммерческая информация. Формы и этические нормы рекламы.

Договор, сертификат, штраф, пени, неустойки.

Что мы знаем о качестве продукции.

Банкротство

Цель: ознакомление с понятием «банкротство», «акционер», «налог», формирование представления об аукционе, видах налога, о таможенных пошлинах.

Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Банкротство - разорение.

Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители

Срок платежа. Конфискация имущества.

Распродажа имущества. Аукцион.

Урок - игра «Аукцион»

Экономические циклы. Понятие
о монополии.

Контракт как способ юридического оформления сделки.

мини-проект «Составление контракта»

Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы.

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Программа по экономике обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.

1.        Т. В. Смирнова "Белка и компания" - книга для чтения.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011

2.        Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова "Путешествие в компании "Белки и ее друзей". Задачник - рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. 2-3 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

3.        Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова  Экономический словарь.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008

4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации
к факультативному курсу «Экономика для младших школьников» (1й год обучения). Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров,

2009. 112 с.

5. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров»,

2008. 96 с.

6. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения
к задачникурабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей». Самара: Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004. 24 с.

2.Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Стационарные компьютеры

1

2.

Принтеры

2

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Телевизор.

1

6.

Магнитофон.

1

7.

Колонки

2

8.

Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором

1

9.

Интерактивная указка

1

10.

Мобильный класс        

1

11.

Гарнитура

1

12.

Веб - камера

1

13.

Фотоаппарат

1

14.

Документ – камера

1

3. Учебно-практическое оборудование.

аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

4. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)...

Рабочая учебная программа по предметам учебно-методического комплекта "Гармония" для 3 класса

В комплект рабочей учебно-программной документации входят РУП курса "Русский язык" (175 ч), литературное чтение (105 ч), математика (140 ч), окружающий мир (70 ч) и технология (70 ч).Рабочая программа...

Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год

Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе  составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...