Рабочая учебная программа по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе 2011-2012 учебный год
рабочая программа (русский язык, 3 класс) на тему
Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_grammatike_3_klass.docx | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Рекомендовано методсоветом Утверждаю:
к реализации Директор
Протокол № 1 от 25августа 2011 г. Сиприкова С.А. _________
« _____ » ________20___ г.
Рабочая учебная программа
по курсу «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе
2011-2012 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Булашова Н.А.
Хабаровск, 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» в 3 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ № 29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Язык и литература. I-III классы». Авторы Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова).
Согласно базисному учебному плану на данный курс в 3 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа в год. Формирование грамматического строя речи в 3-ем классе осуществляется на уроках по разным учебным предметам и на специально предусмотренных уроках развития речи.
Формирование грамматического строя языка – одно из самых важных звеньев работы по развитию речи, которое ведется в процессе всей работы по обучению неслышащих детей языку, органически включается в процесс общения на уроках развития речи, чтения, предметно-практического обучения. Таким образом, все многообразие грамматических форм неслышащие учащиеся усваивают практическим путем. Грамматика дает возможность овладеть средствами комбинирования слов и словосочетаний, извлекать смысл из связанных между собой слов помимо значения каждого слова, входящего в предложение.
Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В рабочей программе по предмету «Первоначальные грамматические обобщения» нашли отражение следующие задачи:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
- развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- формирование у детей чувства языка.
В программе указан объем требований к овладению грамматическим строем и лексикой языка. На основе речевой практики дети подходят к грамматическим и лексическим обобщениям. Для ускорения и активизации процессов обобщения предусматриваются специальные упражнения. Исходным в этой работе является обучение нахождению начальной формы слова. Основным направлением в работе над грамматической стороной речи является обучение синтаксическим конструкциям простого предложения. Программа требует от учащихся только практического умения строить предложения. Грамматические упражнения по своему содержанию должны быть тесно связаны с материалами уроков речи и чтения.
Учащиеся овладевают лексикой в условиях речевой практики. Однако это не исключает специальной работы, способствующей более быстрому овладению материалом. Сюда относится ведение словариков, в которые заносятся новые слова, подбор слов, близких и противоположных по значению, группировка их по морфологическому сходству и отличию (однокоренные слова, слова с одинаковыми и разными приставками).
Грамматические термины (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) учащимся не сообщаются.
Основные виды упражнений над грамматическим строем языка:
- составление предложений по демонстрации действий;
- составление предложений по картинке;
- составление предложений по аналогии с данным предложением;
- составление предложений из данных слов;
- нахождение в тексте изучаемой грамматической формы;
- дописывание окончаний в словах;
- вписывание слов в предложение в нужной форме;
- вписывание в данный текст недостающих слов и словосочетаний с использованием картинки или опорных слов;
- ответы на вопросы учителя и товарищей, а также вопросы, данные в книге;
- придумывание предложений с данными словами;
- выполнение заданий по устным и письменным инструкциям учителя;
Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)
- Уроки сообщения и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;
- фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Формы контроля в процессе обучения: контрольные работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 9 часов | Контрольная работа - 1 |
2 четверть | 7 часов | Контрольная работа - 1 |
3 четверть | 10 часов | Контрольная работа - 1 |
4 четверть | 8 часов | Контрольная работа - 2 |
Итого: | 34 часа (1 час в неделю) | Контрольная работа - 5 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
обучающимися к окончанию 3 класса
Неслышащие учащиеся должны уметь:
- употреблять в соответствии с задачей высказывания предложения предусмотренных типов:
- Подлежащее, выраженное существительным или личным местоимением; сказуемое, выраженное прилагательным.
- Подлежащее, выраженное существительным или личным местоимением; сказуемое, выраженное глаголом будущего времени (будущее простое).
- Подлежащее; сказуемое; дополнение, выраженное личным местоимением.
- Подлежащее; сказуемое; дополнение, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом из-за.
- Подлежащее; сказуемое; дополнение, выраженное существительным в творительном падеже с предлогом за.
- Подлежащее; сказуемое; дополнение; выраженное существительным в предложном падеже.
- Подлежащее; сказуемое; обстоятельство, отвечающее на вопросы где? (под чем? за чем?); когда? (во время чего?)
- Определение; подлежащее; сказуемое (в соответствии с задачей высказывания); дополнение, выраженное существительным в творительном падеже; определение, выраженное прилагательным в творительном падеже.
- Подлежащее; сказуемое; прямое дополнение, выраженное существительным в винительном падеже; определение, выра женное прилагательным в родительном падеже.
- Подлежащее; сказуемое; прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
- Определение; подлежащее; сказуемое; обстоятельство (под чем? над ч е м?).
- отбирать и строить предложения по образцу; определять количество слов в предложении и выделять предложения в сплошном тексте;
- находить в предложении слова с вопросом кто? Отвечать на вопросы: «О ком говорится в предложении?», «О чем говорится в предложении?»;
- находить в предложении слова с вопросами, указанными в программе I и II классов, и вопросами что делаю? что делает? что будешь делать? что будете делать? что буду делать? что сделаю? (сделает, сделаешь, сделают, сделаете)?;
- находить в предложении слова-определения, выраженные прилагательными в именительном, родительном, винительном и тво рительном падежах; проверять вопросами правильность их употребления;
- отвечать на вопросы к дополнениям без чего? о ком? о чем? чего (нет)? за чем?;
- отвечать на вопросы к обстоятельствам где? (перед чем? чем? под чем?), куда? (за что? подо что?), откуда? (из-под чего?,) когда? (во время чего?), как?;
- находить начальную форму существительных с ь на конце; глаголов на -ти, -ться; прилагательных по существительному; местоимений 1-го лица множественного числа, 3-го лица единственного и множественного числа;
- образовывать падежные формы всех существительных по вопросам о чем? о ком? кому? с кем?;
- составлять предложения на заданную тему, по прочитанному произведению;
- строить предложения из знакомых слов и словосочетаний с заданными словами, с опорой на грамматический вопрос и по образцу;
- исправлять ошибку в окончаниях слов с помощью самостоятельно поставленного вопроса;
- употреблять словосочетания следующих типов; помог Саше; объяснил Сереже, играл с Таней, лепил с Олегом, съехал с горы, слез с дерева, слетел с крыши, пришел в театр, в школу, ушел из театра, из школы, планка с тремя отверстиями; пять, шесть кнопок, сорок восемь кнопок, килограмм сахару; ручка портфеля и т. д;
- соблюдать правильный порядок слов в предложении; обстоятельство времени употреблять в начале предложения: Вчера мы ходили на экскурсию; употреблять предложения с обратным порядком слов — сказуемое, подлежащее: Наступила золотая осень; Начался урок;
- распространять предложения в соответствии с задачей высказывания;
- дополнять предложения недостающими по смыслу словами (подлежащее, сказуемое); исключать из состава предложения лишние слова;
- объединять в группы однокоренные слова (глаголы с приставками);
- подбирать слова, близкие и противоположные по значению, правильно употреблять их в предложении;
- употреблять в речи предложения усложненных структур: с прямой и косвенной речью типа: Брат спросил у Наташи, умеет ли она лепить; Брат спросил: «Ты умеешь лепить?»; с союзами потому что, чтобы, когда, как; с однородными членами предложения (дополнениями и обстоятельствами).
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
- составления предложений на заданную тему;
- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
- орфографической грамотности речи учащихся;
- деления слов на слоги и переноса слов;
- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
- употребления прописной буквы в именах собственных;
- работы со словарём (использование алфавита);
- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
Учебно-методический комплект
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
Программа | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005 |
Раздел программы | «Язык и литература. I-III классы». Авторы Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова
|
Учебник | Зыкова Т.С., Кац З.Г., Руленкова Л.И. Развитие речи. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. М.: Просвещение, 2008, 255 с. |
Дидактические средства | Наглядно-методическое пособие «Мир в картинках» М.: Мозаика-Синтез 2003 (Насекомые. Родная природа. Дикие и домашние животные. Птицы. Рыбы. Времена года. Правила поведения в общественных местах. Будь вежливым. Деревья. Цветы. Транспорт. Одежда. Мебель) |
Методическая литература | Рау Ф.Ф. Методика обучения глухих устной речи, М., Просвещение, 1976 г. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи глухих детей, Просвещение, 1989 г. Новоселов Л.А. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих. Быкова Л.М., Зыкова Т.С. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей, М., Просвещение, 1991, 303 с. Зикеев А.Г. Обучение учащихся подготовительного, I-IV классов школы глухих (русский язык и предметно-практическое обучение), М., Просвещение, 1984, 158 с.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа МО начальных классов 2011-2012 учебный год
В данном материале представлен план работы МО начальной школы, методическая тема школы, протоколы заседаний, анализ работы МО за 2011-2012 учебный год...
Творческий отчёт ШМО «Учителей начальных классов» 2011-2012 учебный год.
В данном документе представлен творческий отчет ШМО "Учителей начальных классов" 2011-2012 учебного года....
План воспитательной работы во 2 классе 2011-2012 учебный год
Воспитательный план составлен для обучающихся 2 класса.Цель: создание условий для формирования у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способн...
Воспитательная работа во 2 классе 2011-2012 учебный год
Воспитательный план составлен для обучающихся 2 класса.Цель: создание условий для формирования у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способн...
Рабочая учебная программа по курсу «Математика» во 2 классе 2011 - 2012 учебный год
Рабочая учебная программа по предмету «Математика» во 2 классе составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденн...
Коллективная работа "Здоровая пища" учеников 1-А класса 2011-2012 учебного года
Данный проект является одним из многих проектов, служит дополнением и расширением программных тем по различным предметам УМК «Начальная школа XXI века» 1 класса. Работа ведётся...
Рабочая учебная программа по курсу "Страна этикета" 1-4 классы
Программа "Страна этикета" позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.Режим занятий соответствует санитарно-эпидем...