Конспект урока по теме "Дюбро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспект урока "Основы светской этики" в 4 классе по теме "Добро и зло" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_dobro_i_zlo.rar882.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Добро и зло»

                        Цель:

- определение понятий «добро» и «зло».

Задачи:

- усвоить  понятия «добро» и «зло»,

- познакомить с представлениями о добре и зле на примере художественных произведений и различных изречений,

- развивать самооценку,

- воспитывать стремление делать добро.

Оборудование:

  аудиоклип  песни «Если добрый ты…», презентация физкультминутки под песню «Дорогою добра», карточки с пословицами и высказываниями, с текстами В.А.Осеевой «Три товарища» и стихотворением  А.Л.Барто «Как Вовка стал взрослым», компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

Ход урока.

 I. Организационный момент:

                    Друг на друга посмотрели,

                    Улыбнулись,

                    Тихо сели.

Учитель:-  Давайте пожелаем друг другу успехов.

(Ученики поворачиваются друг к другу, кладут ладошки на ладошки своего соседа, хором повторяют слова за учителем):

Я желаю тебе сегодня добра,

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если будет трудно, я тебе помогу.

II. Введение в тему урока. Постановка темы и цели урока.

(Звучит песня-клип  «Если добрый ты…»)

Вы прослушали фрагмент хорошо знакомой песни.

-Кто её поёт?

-О чём песня?

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке?

- Назовите антоним к слову «добро».

- Сегодня мы с вами поговорим о главных моральных понятиях в жизни - о добре и зле.
Запись в тетрадь темы урока.

- Каким мы знаем кота Леопольда? (добрый, приветливый, аккуратный, не отвечает злом на зло)

                        - Сегодня на уроке мы будем искать ответы  на вопросы:

Что есть добро, а что есть зло? И как они влияют на окружающий нас мир и общество?

III. Работа по теме урока.

1. Учитель читает детям отрывок из сказки Л.Толстого «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскачил и хотел её съесть.
Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, Белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там, наверху, всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.

2. Творческая работа

- Как вы думаете, чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Напишите своё продолжение этой сказки. ( Работа в группах)

3. Поделитесь с классом, зачитайте ваши ответы.

4. Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.

Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

5. Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ Белки? Что общего во всех ответах?

Учитель фиксирует ответы детей и выделяет на доске ключевое слово «добро».

6. В чём же главная причина хорошей жизни белок? Что такое «добро»?

7. Работа с учебником:

- А теперь прочитайте определение понятия добра в учебнике на стр. 12 и сравните с вашими ответами.

- Как изменилось или дополнилось ваше представление о добре?

- Запишите в тетрадь.

- Подберите родственные слова к слову «добро» и запишите их в тетрадь.

(Доброта, добрый, добрейший)

- А что такое зло?

- Прочитайте на стр. 13 учебника определение понятия зла и как оно проявляется. Запишите понятие «зла» в тетрадь. Назовите несколько поступков, которые можно было бы назвать добрыми или злыми.
(Ответы детей)

8. Беседа учителя:

- В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

 - О чем говорит это поверье?

(- О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.)

                       9. Работа с текстом В.А.Осеевой «Три товарища».

- Прочитайте рассказ В.А.Осеевой «Три товарища».  Подумайте, поступок какого героя можно назвать добрым делом?
10. Электронная физкультминутка под песню  «Дорогою добра»

11.Самостоятельная работа.
Детям раздаются карточки с качествами человека. Необходимо выбрать из них качества:

для первого варианта – характеризующие понятие «добро» и соединить их с  надписью «Добро», а для второго варианта - к надписи « Зло»:

Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

12.Проверка работы (на экране).

13. Учитель читает притчу  о добре и зле:

- Есть такая притча о добре и зле. Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром за зло.

14. Беседа о прочитанном:

- Как вы думаете, почему добро отплатило Злу добром за зло?

(-Добрый человек не станет отвечать злом, даже если ему ответили тем же).

- Чему учит эта притча?

( - Не стоит на зло отвечать тем же. Злой человек никогда не станет счастливым. Он мучается сам, доставляя при этом массу неприятностей окружающим его людям.)

15. Работа со стихотворением А.Л.Барто «Как Вовка стал взрослым».

- Прочитайте стихотворение А.Л.Барто «Как Вовка стал взрослым». Подумайте, почему некоторые люди стесняются быть добрыми?

(Вывод на экране)

16. Беседа учителя:

- В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.

Не стесняйтесь её проявлять.

Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

                       Доброта очень нужна и вам самим и близким вам людям.

Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.

- Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

- На этот вопрос  однозначно ответить сложно.  Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

        Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера.  Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас ещё от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

Вот поэтому, сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».

     А что вы можете сказать по поводу следующего высказывания: «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным»? (На экране)

(- Нужно делать добро из-за того, что хочется его сделать, а не из-за ожидания ответного добра. Если не хочется, то и не надо делать. А если хочется и вы делаете, то тот, кому добро сделано ничего не должен, вы этого сами захотели.)

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Если даже ошиблась подруга,

Не спеши обойтись с ней сурово,

Если с другом размолвка,

Прости, позови.

Не скрывай доброты и любви своей к людям,

Ведь они в них нуждаются так же как ты.

От того, что глаза чьи-то станут теплее, доверчивей, чище,

Тебя не убудет. Может в мире как раз

Не хватает твоей доброты.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя -

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

 Что годы живёшь ты не зря.

                         17. Работа в парах: (3 варианта)

Учитель раздает парам карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:

1) «Ни один …. человек не бывает счастлив»

Ювенал

 2) «Добро помни, а … забывай»

Пословица

  3) « Если не хочешь знать страха, не делай …»

Кабус

18. Проверка. (На экране).

       - Выберите то высказывание, которое пришлось вам по сердцу и запишите его в тетрадь.

                        19. Работа в группах постоянного состава (звучит            фонограмма «Дорогою     добра» )                      

Вам нужно написать несколько правил, которые вы считаете проявлением добра.        

Время на выполнение  - 3 минуты.

(Примеры)

    1. Не отвечайте на  зло злом.

   2. Защищайте слабых и маленьких детей.

    3. Не допускайте грубости.

    4. Во всём помогайте ближним.

 -  А теперь посмотрим, что у вас получилось.

 -   Каждый из вас сейчас получит памятку с  «золотыми» правилами доброго человека. (Учитель раздаёт памятки)

   Прочтите сами, раздайте друзьям, поместите в классный уголок.

 -Есть ли в памятке правила, которые не назвал никто из вас? Зачитайте.

V. Итог урока:

- Наш урок подошёл к концу.  Какие вопросы мы ставили   в начале нашего урока:

(- Что есть добро, а что есть зло?

И как они влияют на окружающий нас мир и общество? )

- Сможем мы теперь на них ответить?

- Вставьте пропущенные слова и прочитайте ответ на первый поставленный вопрос.

(На экране)

… – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
… – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

- А как вы ответите на второй вопрос?

 VI. Д /з:

1)(Учитель раздаёт анкеты)

Ответьте на вопросы анкеты.
1) Кого ты считаешь самым добрым?
2) Какие чувства ты испытывал, когда тебе делали добро?
3) Как ты себя чувствовал, когда тебя обижали?
4) Каких ситуаций в твоей жизни было больше?
5) Делал ли ты в своей жизни добрые дела?

2) Подберите пословицы о добре и зле.


 
VII. Рефлексия. Оценка.

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Не забывайте использовать слова…..

(На экране)

Сегодня я узнал…

  Мне было интересно…

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

                       - А закончить  наш урок я хочу известным стихотворением:  

Не зли других и сам не злись,

Мы гости в этом мире бренном.

И если, что не так - сдержись!

Будь поумней и улыбнись,

Ведь в мире всё закономерно:

Зло излученное тобой,

К  тебе вернётся непременно!

Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать  другим – отличительная черта русского человека.  До свидания, будьте добры друг к другу.

Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.

Приложение

Карточка №1 (на каждого ученика)

В.А.Осеева «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в стороне.
- Почему ты не ешь?- спросил его Коля.
- Завтрак потерял…
- Плохо,- сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда ещё далеко.
- А ты где его потерял? – спросил Миша.
- Не знаю…-тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, его в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не сказал. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!

Карточка №2 (на каждого ученика)

А.Л.Барто «Как Вовка стал взрослым».
На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка – добрая душа.
Так прозвали малыша.
Дёргал кошек за хвосты,
А дождавшись темноты,
Он просил у них прощенья
За плохое обращенье.
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему неловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким - то добряком!
Он краснел при этом слове,
Стал стесняться доброты.
Он, чтоб выглядеть суровей,
Дёргал кошек за хвосты.
Знайте все, что он недобрый,
Злее волка! Злее кобры!
- Берегись, не то убью!
- пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой,
Но расстроился потом,
Закопал её украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше,
Затаившись, не дыша,
Лишь бы только не услышать:
«Вовка – добрая душа!»
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй,
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы!

                                                             

Карточка №3

Вариант1

Задание: выберите  из нижеприведённых качеств человека качества, характеризующие понятие «добро», и соедините их с  надписью «Добро».

ДОБРО

Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Вариант2

Задание: выберите  из нижеприведённых качеств человека качества, характеризующие понятие «зло», и соедините их с  надписью «Зло».

ЗЛО

Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Карточка №4

Вариант 1

Задание: вставь пропущенное слово.

 «Ни один …. человек не бывает счастлив»

Ювенал

Вариант 2

Задание: вставь пропущенное слово.

                        «Добро помни, а … забывай»

Пословица

Вариант 3

Задание: вставь пропущенное слово.

                       « Если не хочешь знать страха, не делай …»

Кабус

«Золотые» правила доброго человека.

Добро не лежит на дороге, его случайно

не подберёшь, добру человек у человека учится.

Ч. Айтматов

- Будь правдивым. Не можешь сказать правду - объясни, почему?

- Будь добрым к ближнему – и добро вернётся к тебе.

- Люби других – и тебя будут любить.

- Помогай слабым.

- Будь честным: не выдавай чужую тайну; сказал – сделал, ошибся – признайся.

- Умей прощать.

- Каждый день делай добрые дела.

- Учись не только говорить, но и слушать. Будь внимательным к окружающим:  может,  кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии.

- Не хвастайся – хорошее дело само за себя говорит.

- Радуйся успеху товарища.

- Живи и поступай так, чтобы окружающим было с тобой приятно и радостно.

Анкета

1) Кого ты считаешь самым добрым?
2) Какие чувства ты испытывал, когда тебе делали добро?
3) Как ты себя чувствовал, когда тебя обижали?
4) Каких ситуаций в твоей жизни было больше?
5) Делал ли ты в своей жизни добрые дела?

Литература:

1. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе./Е.Н. Арсенина. – М.: Глобус, 2007. – 222 с. – (Классное руководство)

2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Издательство «Просвещение», 2010.

3. Мастер – класс учителя начальной школы. Разработки уроков, система работы с родителями, разработки тематических родительских собраний, разработки внеклассных мероприятий. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство»Глобус», 2010.-464 с. – (Уроки мастерства).

Интернетресурсы:

- ipkpro.ruforum/forum34/topic171/

- fraznik.rutw/24.html

- viki.rdf.ru/item/393/ (песня-клип «Если добрый ты)

- http://www.rusedu.ru/files.php (электронная физкультминутка под песню «Дорогою добра»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...