Пояснительная записка к курсу "Умники и умницы" 1 класс
материал (1 класс) по теме

Одношевина Марина Болиславовна

Пояснительная записка к курсу "Умники и умницы" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_kursu.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка к курсу  « Умники и умницы».

 

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа  (1 час в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

Содержание программы:

Название раздела

Задачи

1

Развитие восприятия.

Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

2

Развитие памяти.

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

3

Развитие внимания.

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

4

Развитие мышления.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

5

Развитие речи

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметныхрезультататов :

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ».

Тема занятий

Плановые сроки

прохождения

Скорректи-рованные

сроки

прохождения

Примечание

1

Незнайка развивает познавательные способности.                                                 Игра «Выполни по образцу

2

Развитие концентрации внимания. Что съели поросята? Игра «Раскрась фигуру».

3

Буратино тренирует внимание. Составь новые слова. Игра «Внимание».

4

Тренировка слуховой  памяти. . Игра «Найди фигуру».

5

Тренировка зрительной памяти. Игра «Запомни и нарисуй»

6

Задания Красной Шапочки.   Игра « Найди буквенную закономерность» 

7

 Среди гостей на карнавале найди разбойника. Игра «Незаконченные рисунки»

8

Развивай логическое мышление. Подпиши фамилии мальчиков. Игра «Найди лишнее»

9

Развитие концентрации внимания . Составляем новые слова. Игра «Сравни зайчиков»

10

Тренируй внимание. Найди отличия. Игра «Лабиринт»

11

Золушка  тренирует слуховую  память. Игра «Найди слова в цепочках»

12

Тренировка зрительной памяти. Помоги Наф-Нафу убежать от волка.                 Игра  «Составь новые слова». Ответь быстро на вопросы.

13

Поиск закономерностей. Дорисуй недостающие фигуры. Игра «Магические треугольники».

14

Совершенствование воображения. Помоги Винни-Пуху дорисовать из треугольников картинки. Игра «Художник»

15

Развивай логическое мышление. Какую рыбу рыбак поймал раньше? Игра «Шифровальщик»

16

Развитие концентрации внимания .  Найди цыпленка, который вылупился из яйца.Игра «Лабиринт»

17

Тренируй внимание. Расшифруй слова. Игра «Магический квадрат»

18

Тренировка слуховой  памяти. Послушай и ответь быстро на вопросы. Игра «Так же, как…..»

19

Тренировка зрительной памяти. Запомни и нарисуй. Игра «Наборщик»

20

Поиск закономерностей. Назови номер нужной фигуры. Отгадайте слово по первым буквам слов.

21

Совершенствование воображения. Дорисуй маски. Игра «Разгадай кроссворд»

22

Развивай логическое мышление. Кто длиннее всех? Игра « отгадай ребус»

23

Развитие концентрации внимания. Найди одинаковые части.  Игра «Наборщик»

24

Тренируй внимание. Произнеси слова наоборот. Игра «Отгадай сказочного героя»

25

Тренировка слуховой памяти. Помоги Незнайке правильно написать слова. Игра «Составляем новые слова»

26

Тренировка зрительной памяти. Запомни и нарисуй. Игра «Отгадывание ребусов»

27

Поиск закономерностей. Заполни пустые квадраты. Игра «Четвертый лишний»

28

Совершенствование воображения. Нарисуй слово схематично. Игра «Кроссворд»

29

Развивай логическое мышление. Помоги обезьянкам узнать свое имя. Игра «Найди фигуру».

30

Развитие концентрации внимания. Глазками узнай, кому звонил Чебурашка?                             Игра «Зашифруй слова»

31

Тренировка слуховой памяти. Ответь на вопросы. Игра «Расшифруй пословицу».

32

Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди 10 отличий.

33

 Конкурс эрудитов. Итоговое занятие.

ИТОГО:

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Методическое пособие для 1 класса /Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

2.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

3. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей    (6-7 лет)» рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2

Протокол заседания

школьного методического

объединения  учителей  начальных классов

от 30.08.2013 г.  № 01.

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР ______________

Устинова И.Н.

05.09.2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...

Пояснительная записка по изобразительному искусству 3 класс

Пояснительная записка по программе Куревина О.А.,Ковалевская Е.Д. "Изобразительное искусство" 3 класс...

Пояснительные записки рабочих программ для 2 класса 8 вида обучения

Пояснительные записки по предметам: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математека, изо, музыка и пение, трудовое обучение, развитие речи (окружающий мир)В пояснительных записках включены ...

пояснительная записка внеурочной деятельности 1-2 класс

пояснительная записка внеурочной деятельности...

пояснительная записка по музыке Критская 1 класс

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1-го  класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, в соответствии с федеральн...

пояснительная записка по обучению грамоте 1 класс Нечаева

Рабочая программа  по  обучению грамоте  для 1 класса разработано на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, в соответствии с федеральным баз...