Главные вкладки

    пояснительная записка по обучению грамоте 1 класс Нечаева
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

    Барабанова Ольга Александровна

    Рабочая программа  по  обучению грамоте  для 1 класса разработано на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года и с учетом  авторской  программы по обучению грамоте Н. В. Нечаевой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_obucheniyu_gramote.docx26.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа  по  обучению грамоте  для 1 класса разработано на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года и с учетом  авторской  программы по обучению грамоте Н. В. Нечаевой. Согласно БУПу 2004  года рабочая программа РФ рассчитана на  110 часов из расчёта на 5 часов в неделю.  Богатое содержание  материала 1 класса  позволяет учителю  реализовать главные цели курса: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.
    Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. 

    Задачи периода обучения грамоте:

    - активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;

    - научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

    - расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

    - развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

    - развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

        Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русский язык» и «Литературное чтение».

         Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый  -  «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй раздел составляет собственно система языка - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.

    I. Развитие речевой деятельности

    Общие сведения о речи (в течение курса).

      Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная,  деловая, художественная). История возникновения речи.

    Устная речь

      Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).

      Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.

    Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.

    Письменная речь

      Ориентировка в азбуке и тетради по письму: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно_популярные.

      Стихи и проза. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои.

    Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки.

      Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

    Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.

    Практическое ознакомление с этимологией, многозначностью,с омонимами, синонимами, антонимами, с устаревшими словами.

    Техника чтения и письма

      Формирование аналитико - синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков.

      Упражнения психофизиологических функций, необходимых для чтения: составление целого (фигур, рисунков) из данных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, усвоение правильного дыхания, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, умение сливать звуки при чтении, работа со схемами, выкройками и планами и проч.

    Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение.

    Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву)

    способа письма.

      Упражнения психофизиологических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку: упражнения руки, штриховка, раскраска заданных контуров, срисовывание рисунков, узоров, полуовалов, волнистых линий, воспроизведение рисунков, узоров по памяти и под диктовку, нанизывание петель на спицы, прохлопывание и проговаривание ритма, определение рифмы, нахождение рифмующихся слов, узнавание голосов детей, актеров,

    составление схем слов и предложений под диктовку и проч.

    Содержание программы:

    1. Добуквенный период 22 часа

    2 Повторение 2 часа

    2 Букварный период 86 часов: 

    Буквы гласных (12 часов)

    Буквы непарных звонких согласных (12 часов)

    Буквы парных звонких согласных. (12 часов)

    Буквы парных глухих согласных (14 часов).

    Двузвучные гласные буквы (10 часов)

    Буква ы и буква ь. (3 часа)

    Буквы непарных глухих согласных (8 часов).

    Повторение 14 часа

    Предметные умения, навыки, способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся

    К концу первого класса, обучающиеся должны

    - иметь представление о следующих связях:

    * между целью, адресатом, местом общения и формой общения;

    * между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);

    * между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);

    * о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;

    * о родственных словах и корне слов;

    - владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

    * группировать языковой материал по заданным основаниям;

    * подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук – гласный, согласный, гласный – ударный, безударный);

    * соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

    * адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

    * слушать и отвечать на заданный вопрос;

    * пользоваться учебными книгами;

    - знать/понимать:

    * признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);

    * оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ? ! ;

    * звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

    * признаки гласных и согласных звуков;

    * признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;

    * написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;

    * алфавит;

    - уметь:

    * голосом показывать различия в цели высказывания;

    * читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; темп чтения 20 – 25 слов в минуту;

    * отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;

    * различать на слух границы слов и предложений;

    * списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;

    * писать правильно под диктовку текст (20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы; Подвижные игры (20 ч) ОРУ

    * соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов;

    * различать на слух звуки речи;

    * различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

    * определять место ударения в двусложных словах;

    * делить слова на слоги;

    * находить в ряду слов родственные слова;

    * применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? ! ).

    Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте

    Личностные

    Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

    Развитие готовности к сотрудничеству.

    Формирование логических действий анализа сравнения.

    Установление причинно-следственных связей.

    Усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.

    Развитие знаково-символических действий, моделирования и преобразования модели.

    Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности.

    Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

    Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

    Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели.

    Кооперативно-соревновательное общение со сверстниками.

    Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

    Согласованность усилий по достижению общей цели.

    Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы.

    Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.

       

    Учебно-методическое обеспечение:

    Для учащихся:

    1.Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению.  Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012

    2.Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю!: Тетради к Азбуке. _ Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012

    Для учителя:

    1. Программа начального общего образования. Система Л. В. Занкова «Фёдоров », 2011

    2. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению.  Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».2012

    3. Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетради по письму. В 4 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом«Федоров».2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС

    Пояснительная записка. Изобразительное искусство. 1 класс ФГОС...

    Пояснительная записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения

    Пояснительная  записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения...

    Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения

    Пояснительная  записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...

    Пояснительная записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения

    Пояснительная  записка.Литературное чтение 1 класс. ФГОС 2 поколения...

    Пояснительная записка. Русский язык 1 класс. ФГОС 2 поколения

    Пояснительная  записка. Русский язык 1 класс. ФГОС 2 поколения...