внеурочная деятельность - занятие по краеведению "Моя малая родина" (конспект+ презентация)
презентация к уроку (3 класс) по теме

Пурахина Алеся Викторовна

Описание материала: конспект данного занятия относится к внеурочной деятельности младших школьников. Эта разработка будет полезна учителям начальных классов, методистам, как вариант работы с детьми по краеведению по теме «Моя малая родина». Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katushka1.pptx1.27 МБ
Файл katushka2.pptx442.74 КБ
Файл konspekt_uroka_po_kraevedeniyu.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация занятия по краеведению в 3-4 классах «История моей малой Родины» по теме : МОЙ РОДНОЙ РАЙОН «КАТУШКА»

Слайд 2

.

Слайд 3

.

Слайд 4

Знаменитые трубы «Катушки»

Слайд 5

ПЕТУШИНСКАЯ ШПУЛЬНО-КАТУШУЧНАЯ ФАБРИКА

Слайд 6

.

Слайд 7

.

Слайд 10

Прусаков Василий Иванович (4.1914-?), родился в с. Старые Петушки Петушинского района, строгальщик шпульно-катушечной фабрики. Призван в КА в 1940 г. Петушинским РВК, командир взвода 33-го инженерного полка, младший лейтенант. На день начала войны жил в Брестской крепости с семьей (жена и двое детей), ранен в голову, пленен, числится пропавшим без вести. Источник: http://www.65lp.avo.ru От редакции сайта "Владимирский край": согласно сведениям, размещённым на официальном сайте мемориального комплекса "Брестская крепость" , Прусаков Василий Иванович погиб 22 июня 1941 года, его имя вынесено на гранитные плиты мемориала. Прусаков Василий Иванович

Слайд 11

Рябова Екатерина В апреле грозного 1942года, в трудную для Родины годину, из Петушков, из клуба шпульно-катушечной фабрики отправилась на фронт группа девушек-добровольцев. Владимирова Нина

Слайд 12

Бровкина Клавдия . Ботина ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕДПРИЯТИЕ СЕГОДНЯ

Слайд 2

УЛИЦА В словаре В. Даля можно прочитать: Улица – простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов (В.Даль)

Слайд 3

.

Слайд 4

1.Город, в котором ты живешь. 2.Какое предприятие появилось в Петушках 100 лет назад. 3.Название одной из улиц нашего района. 4. Место проведения досуга работников Шпульно-катушечной фабрики. 5. Элементы ткацкого станка, которые выпускала фабрика 6. Деталь ткацкого станка , сообщающая при помощи гонка́ движение челноку 7. Что такое для вас район «Катушка» 1 к 2 а 3 т 4 у 5 ш к 7 а

Слайд 5

1 П Е Т У Ш К И 2 а 3 т 4 у 5 ш к 7 а

Слайд 6

1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 т 4 у 5 ш к 7 а

Слайд 7

1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 у 5 ш к 7 а

Слайд 8

1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 К Л У Б 5 ш к 7 а

Слайд 9

1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 К Л У Б 5 Ш П У Л Ь К И к 7 а

Слайд 10

1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 К Л У Б 5 Ш П У Л Ь К И П О Г О Н Я Л К А 7 а

Слайд 11

1 П Е Т У Ш К И 2 Ф А Б Р И К А 3 С П О Р Т И В Н А Я 4 К Л У Б 5 Ш П У Л Ь К И П О Г О Н Я Л К А 7 Р О Д И Н А



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В 3-4 КЛАССАХ

«ИСТОРИЯ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

ПО ТЕМЕ:  «МОЙ РОДНОЙ РАЙОН «КАТУШКА»

Автор: Пурахина Алеся Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Петушки Владимирской обл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краеведение в начальной школе  развивается в непосредственной связи с общими, учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и нравственным воспитанием.

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области; природные условия и т. д.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии и др.

Краеведение разделяется по формам его организации на государственное, школьное и общественное.

В школьном краеведении выделяются: учебное (его характер и содержание определяются школьной программой) и непрограммное (его содержание построено в соответствии с планом воспитательной работы школы и учреждения дополнительного образования).

Школьное краеведение — одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. 

Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем научно-исследовательской работы. 

Большую роль в развитии школьного краеведения играет хорошо организованная работа историко-краеведческого объединения. Основные задачи краеведения — воспитание обучающихся на примере боевых и трудовых традициях земляков, углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности, воспитание у них гражданского мировоззрения. Учебное объединение позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы воспитательной работы.

Ведущая роль в организации работы школьного историко-краеведческого объединения отводится учителю, руководителю группы.

В зависимости от содержания программы, состава класса или группы, от местных условий учитель намечает объекты исследования, используя те или иные формы и методы работы.

Результаты работы зависят от того, насколько сам учитель компетентен в области краеведения, его умения заинтересовать обучающихся. Преподавателю необходимо хорошо знать историю родного края, владеть навыками краеведческой работы.

Краеведение имеет большое значение в повышении уровня обучения школьников, оно воспитывает у них любовь к родным местам как к части великой Родины.

Краеведческая работа расширяет, кругозор обучающихся, знакомит их с историей, экономической и культурной жизнью региона, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, замечательных людей настоящего и прошлого.

Немалую роль играет краеведение в деле воспитания патриотических чувств обучающихся. Любовь к Родине у человека с ранних лет связывается с родным краем.

Хорошие возможности открывает краеведение для решения задач трудового воспитания учащихся. Знакомясь с родным краем, участвуя в практических трудовых делах, обучающиеся могут сознательно выбрать профессию, определить свой жизненный путь.

В итоге работы ребята смогут собрать краеведческий материал для  выставок и школьного музея.

Цели занятия:

  • ·     приобщить   детей к изучению родного города, заложить знания краеведческого материала.
  •  развитие познавательной активности;
  • формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;
  • создание условий для более глубокого ознакомления детей с основными этапами и событиями  истории родного города;
  • совершенствование поисковой и учебно-исследовательской деятельности детей;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • познакомить учащихся с историей названия родного район и его развития до нашего времени;
  • прививать чувство любви к своей "малой родине", воспитывать уважение к прошлому.

Задачи занятия:

Образовательные

  • Научить ребенка видеть историко-культурный  контекст  окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки  зрения развития истории и культуры;
  • обучить  активным  формам  деятельности  в обстановке информационно-насыщенной работы; 
  • способствовать  активной мотивации  в познавательной деятельности и практическом  использовании полученных знаний;
  • обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;
  • сформировать устойчивый интерес в изучении истории  и культуры края, района, города;
  • cформировать навыки публичных выступлений;
  • сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей  причастности к иному  времени, другой культуры;
  • сформировать  уважение к другим  культурам, готовность понимать и принимать  систему  иных ценностей;

Развивающие

  • развивать уверенность  в реализации личностных качеств;
  • содействовать  раскрытию  творческого потенциала, творческой самореализации;  
  • способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать  потребность в самостоятельном  освоении окружающего мира путем изучения  культурного наследия  наших предков.

Воспитательные

  • воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей; 
  • воспитывать  культуру общения,   чувств,  творческого взаимодействии.

Форма проведения:  занятие

Уровень образования: начальное общее образование

Класс(ы): 3-4 класс

Предмет: Краеведение

Оборудование: мультимедийная презентация, карта города, карточки с буквами.

Краткое описание: 

На занятии ребята исследуют историческое названия родного района, улиц, на которых они проживают, разгадывают кроссворд. В итоге ребятами был составлен альбом для музея школы и исследовательская работа, которую защитили на школьной конференции.

Ход занятия

1.Актуализация знаний.

а) Звучит музыка (« У каждого из нас своя Россия» музыка Якова Дубравина, слова Г.Прусова ) и дети под музыку смотрят слайды с фотографиями района (слайд 2,3)   Слова песни:

Туманы над крыльцом и речка за селом
И тихий лес что с детства манит нас
Летит в окно звезда чуть слышно поезда
Колёсами стучат в полночный час

У радости слова всегда простые
Приходит с ними в сердце тишина
У каждого из нас своя Россия
У каждого из нас своя Россия
И всё-таки она для всех одна

- Какой район вы видели на слайдах? («Катушка»)

- Как догадались? (Я видел фабрику, свою улицу, наш Дом культуры, нашу школу и т. д.)

- Что для вас значит этот район? (Это наша малая Родина)

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

А другим, наверно вспомнится

Свой родной уютный двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная.

Но у всех она одна. (З. Александрова)

б) Родина                 родина

Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой)

- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем городе, о нашем районе, где мы живём.)

2. Формулировка темы занятия.

- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

(Мы узнаем, вернее, уточним, что обозначают  название района «Катушка», откуда оно произошли.)

3.Открытие новых знаний.

Итак, начнём с названия нашего района.

- Почему наш район так называется? ( Название «Катушка» произошло от названия Шпульно-катушечной фабрики, которая была создана еще в 1913 году и располагалась на территории сегодняшнего ПМЗ)

- Я попросила ребят исследовать этот вопрос. Давайте послушаем, что у них получилось.

(Выступление ребят по исследованию района.)

Предистория. Рассказы очевидцев.

В 1911 году вблизи одного из запасных путей станции строится небольшая древообделочная фабрика по производству погонялок. (слайд 4)

Погонялка -  деталь ткацкого станка , сообщающая при помощи гонка́ движение челноку. П. изготовляется из твёрдой древесины, хорошо сопротивляющейся повторно-переменным нагрузкам (бук, граб), а также из берёзового шпона, склеенного синтетическими смолами.

        Численность рабочих составляла 50-60 человек, рабочий день продолжался 11,5-12 часов. Дневной заработок рабочих составлял от 20 до 30 копеек. Применялся труд детей, начиная с 11 лет. Рабочих за малейшую провинность штрафовали

История фабрики

В 2013 году исполнится 100 лет со дня основания Петушинской Шпульно-катушечной фабрики. Полной название фабрики в то время было Токарно-столярная фабрика крестьян Ивана Михайловича Дрожжина и Ивана Андреевича Ефремова при станции Петушки.

В 1925 году фабрика получила название АО «Катушка», которое потом было изменено на ОАО «Петушинская шпульно-катушечная фабрика»  (слайд 5)

Фабрика имела общесоюзное значение. Продукция  фабрики отправлялась во все республики Советского Союза.

Работало на фабрике до 2000 человек в разных цехах. Производственные цеха фабрики: сушильный, арматурный,пластмассовый, цех мелких серий, эмалировачный, механический, шпульный, инструментальный, электроцех. (слайд 6,7,8)

Во время ВОВ фабрика выпускала снарядные ящики для фронта. Многие работники «Петушинской шпульно-катушечной фабрики» ушли добровольцами на фронт (слайд 9,10,11,12)

-У многих из вас родные и близкие в разные годы работали на ШКФ.  (выступления детей с докладами о родственниках, работавших на фабрике)

В сентябре 2003 года на основе «Петушинской шпульно-катушечной фабрики» был создан ПМЗ, а в 2007 г. Произошло объединение ПМЗ с «Заводом светильников «Люмсвет» Так открылась новая страница в истории предприятия  (презент.2 слайд 1)

-А у кого сегодня кто-то из родственников трудится на ПМЗ? (выступления детей)

Век за веком, год за годом,                         

Как положено идут…

Я горжусь своим заводом

За его людей и труд!

Но даже если ваша семья не имеет отношения к фабрике, все равно ваша жизнь тесно связана с районом «Катушка», потому что здесь вы живете, здесь вы посещали детский сад, здесь вы ходите в школу, здесь находится Дом культуры, библиотека, стадион, которые были построены работниками «Петушинской шпульно-катушечной фабрики» и для работников «Петушинской шпульно-катушечной фабрики» и их детей.

д) Среди множества букв найдите и прочитайте слово, которое связано с географическим названием. (Улица) (презент.2 слайд 2,3)

Улицы – это родословная города.

За каждым названием улицы стоит загадочная история его возникновения и жизни. Разгадать эти «загадки» - занятие интересное и увлекательное.

- А что означает слово «улица»?

В словаре В. Даля можно прочитать: Улица – простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов (В.Даль)

Улица – в населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство.( С.И.Ожегов)

 Названия улицы -  хранители памяти прошлых поколений.  Само название улиц несет в себе информационную нагрузку.

- Кто расскажет о названии своей улицы? Как вы думаете, почему ваша улица носит такое название?

  • Улица Заводская
  • Фабричный проезд
  • Улица Спортивная
  • Улица Железнодорожная
  • Улица Покровка

(сообщения детей)

4.Рефлексия

- Итак, давайте вспомним все, о чем мы с вами сегодня говорили. Предлагаем вам разгадать кроссворд    (презент.2 слайд 4,5,6,7,8,9,10,11)

1

 

 

 

 

 

к

 

2

 

а

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

4

 

 

у

 

5

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

7

 

 

 

 

 

а

1.Город, в котором ты живешь (ПЕТУШКИ)
2.Какое предприятие появилось в Петушках 100 лет назад (ФАБРИКА)
3.Название одной из улиц нашего района (СПОРТИВНАЯ)
4. Место проведения досуга работников Шпульно-катушечной фабрики (КЛУБ)
5. Элементы ткацкого станка, которые выпускала фабрика (ШПУЛЬКИ)
6. Деталь ткацкого станка , сообщающая при помощи гонка́ движение челноку (ПОГОНЯЛКА)
7. Что такое для вас район «Катушка» (РОДИНА)

-Молодцы, вы хорошо поработали. Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия (презент.2 слайд 12)

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе (презент.2 слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Клуб юного читателя». Два великих полководца - два военных гения. Конспект + презентация

Конспект  составлен для внеурочной деятельности + презентация.   У нас проводится  кружок «Клуб юного читателя». Тема занятия:" Два великих полководца - два военных ген...

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село  - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....

Авторская программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина»

           Программа    внеурочной   деятельности   «Моя малая Родина » разработана для учащихся 1-4 классов. Структур...

Внеурочная деятельность: сценарий открытия церемонии "малых Олимпийских игр в школе".

В сценарии раскрываются этапы проведения мероприятия ( о Древней Греции,  современных Олимпийских играх, символы Олимпиады, девиз, Олимпийский огонь)....

Внеурочная деятельность. Занятие кружка "Умники и умницы" Презентация "Магия чисел"

В презентации собран познавательный материал для внеурочной деятельности по математике в 1 классе....

Внеурочная деятельность. Занятие кружка "Умники и умницы" Презентация "Хлеб - всему голова""

В презентации собран познавательный материал для внеурочной деятельности по развитию речи в 1 классе....

Внеурочная деятельность. Занятие кружка "Умники и умницы" Презентация "Занимательная геометрия" 1 класс

В презентации собран занимательный материал о геометрических фигурах для кружковой работы в 1 классе....