Главные вкладки

    Выступления на городском августовском совещании учителей
    материал (4 класс) по теме

    Червякова Нина Николаевна

    Текст выступления по теме "Введение ФГОС. Первый опыт и проблемы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moyo_vystuplenie_na_avgustovskom_soveshchvnii.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Введение ФГОС НОО. Первый опыт и проблемы.
    2. (2011-2013 уч. год)

     «Когда людей станут учить не тому, ЧТО они должны думать, а тому, КАК они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»

    Г.К. Лихтенберг

    Обучение в начальных классах МОУ «СОШ №2 УИП им. В.П.Тихонова» осуществляется по УМК «Планета знаний», «СРО Л.В.Занкова». Школьное расписание уроков строится с учетом динамики работоспособности учащихся в течение дня и недели, ранговой шкалы трудностей предметов и на основании СанПиН 2.4.2.2821-10.

            В 2012-2013 учебном году начальная школа состояла из 12 классов-комплектов и  группы продлённого дня.

    Обучение в начальной школе проводят опытные учителя.

    Среди учителей имеют высшую квалификационную категорию 5чел.

    Первую категорию имеют 5 человек.

    Не имеют категории 2 молодых специалиста.

             На сегодняшний день   школа оснащена разнообразными техническими средствами обучения:  6 компьютеров,   доступ в Интернет, 4 интерактивные доски,  мультимедиапроекторы, имеются печатные  и электронные  носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения.

    Для  всех классов, участвующих в эксперименте, разработана основная образовательная программа, включающая пояснительную записку, учебный план, программы формирования УУД, отдельных предметов, формирования ЗОЖ и духовно-нравственного развития младших школьников

      Новые стандарты предъявляют новые требования к результатам начального образования. Мы реализуемих их, благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта:  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

    Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в парах и малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

     В начале и в конце учебного года  была проведена диагностика УУД обучающихся 1х классов. ( Прил. 1)

    Результаты диагностики таковы: за учебный  год произошло повышение качества знаний  в 1а – на 26%, в 1б –на 20%, в 1в –на 15%, в среднем – на 20% по первым классам

    Для успешного обучения в начальной школе у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Обновлены цели, задачи и структура урока, используются  нестандартные формы организации обучения, эффективно способствующие развитию познавательной активности младших школьников. В обучении используются приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.   Это показали открытые уроки, которые проходят в рамках декады педагогического мастерства.

    В 2012-13уч.году работа декады  проходила по теме: ««Инновационные технологии как способ активизации учебной деятельности младших школьников», где были показаны уроки в 1х-2х классах  с использованием учебно-лабораторного оборудования. На данном мероприятии учителя начальных классов делились  своим опытом друг с другом.

    Все уроки  соответствуют технологии развивающего обучения: обучение ведется на высоком уровне трудности; огромную роль играют знания учащихся; учащиеся сами осознают ход умственных действий; учителя обращают внимание на развитие каждого учащегося, ведь задача учителя - не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого в режим развития.

            
    На уроки приглашаются родители, которые видят своих детей в работе, свободно выражающих  свои мысли, способных к творчеству, к поиску решения проблем, умеющих строить работу в группах и в коллективе. При анализе уроков родители отмечают, что воспринимают детей как бы на равных,  видят воочию процесс становления личности.

            Учебный процесс  в школе ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий. В течение года проведены исследования общего физического развития обучающихся. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся.

    В учебных кабинетах силами родителей и школы  организованы игровые уголки,  созданы условия для снятия усталости и развития детей: уютный интерьер, игры, видеотехника. Время, проведенное в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире.

    В 1-х классах к концу 1 четверти уже складываются  доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

     Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

    Созданные условия для  обеспечения учащихся горячим питанием (86% охвата), дают возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта.

         Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся  физминутки.

    Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока.

    Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию интеллектуальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это

     стержень социализации личности,

    показатель развития и взросления человека.

     В этом  плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где

    Он может быть успешным.

    Правильно организованная внеурочная деятельность и нетрадиционные формы проведения занятий приносят свои положительные результаты.

    Важный аспект реализации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью.

     Мы обсуждали проект стандартов с родителями, они согласны, что одним из важных результатов образования считается формирование личности и гражданской позиции школьников.

    В начале года родителям первоклассников было предложено поучаствовать в разработке модели  организации деятельности ребёнка в школе во второй половине дня, с целью получения дополнительного образования.

    В результате такой предварительной работы внеурочная деятельность в школе организована по направлениям развития личности ребенка:

    -духовно-нравственное,

    -социальное,

    -общеинтеллектуальное,

    -общекультурное,

    -спортивно-оздоровительное.

    Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции,  олимпиады, конкурсы, соревнования и т. д. Для их реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

    - игровая деятельность;

    - познавательная деятельность;

    - проблемно-ценностное общение;

    - досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

    - художественное творчество;

    - социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

    - трудовая (производственная) деятельность;

    - спортивно-оздоровительная деятельность;

    По каждому направлению внеурочной деятельности создана программа занятий, определены основные виды деятельности, ожидаемые результаты реализации программы.  

        Обучающиеся 1-2 классов при организации  внеурочной деятельности включены в воспитательную систему школы и принимают самое активное участие в общешкольных мероприятиях :

    - «День знаний»

    - «День учителя»

    - «Новый год»

    - «Женский день 8 Марта»

    - «День Победы» и т.д.

    Учащиеся с огромным желанием участвуютв различных акциях («Покорми птиц»,  «Поздравь ветерана» ,  сбор макулатуры,  в социально-значимых проектах («Моя малая Родина, «Моя семья»),

             В 2012-2013 учебном году обучающиеся начальной школы участвовали в общешкольных и муниципальных олимпиадах, в научно-практической конференции, Среди призёров районной НПК есть и ученик 1 класса, рассказавший о своей любимой игре «Лего».

    Ученики начальной  школы  успешно принимают участие и имеют призовые места в  конкурсах художественно-эстетического

            В соответствии со школьной программой формирования УУД  в  2011 – 2013 учебном году в 1 классе удалось выявить, что включение в контрольно-оценочную систему школы УУД позволяет:

    • поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;
    • создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;
    • оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить  взаимосвязь разных областей знаний.

    Итак, первые проявления результатов введения стандартов:
    2 года работы по стандартам нового поколения показали, что

    • Среди учеников изменился характер деятельности учащихся на исследовательский, творческий, продуктивный;
    • Среди учителей возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных  и материальных вознаграждений;
    • Среди родителей: повысилась заинтересованность в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям пополнить багаж педагогических знаний.

     Результаты внедрения ФГОС показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:

    • недостаточное методическое обеспечение учителя начальных классов;
    • Нехватка помещений  для занятий  внеурочной деятельностью
    • Учителям трудно резко перестроить свою работу и в кратчайшие сроки модернизировать её. Это очень длительный процесс.

     Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

    Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

    Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».

    Спасибо за внимание!

    Приложение 1.

    Результаты диагностики:

    Начало года:

    1 «а»

    1 «б»

    1 «в»

    Оптимальный уровень

    10 %

    8 %

    7 %

    Высокий уровень

    46 %

    45 %

    33 %

    Средний уровень

    30 %

    33 %

    26 %

    Низкий Уровень

    14 %

    14 %

    34 %

    Окончание года

    1 «а»

    1 «б»

    1 «в»

    Оптимальный уровень

    10 %

    14 %

    8 %

    Высокий уровень

    48 %

    46 %

    39 %

    Средний уровень

    42 %

    33%

    25 %

    Низкий Уровень

    -

    7 %

    28 %

     Итоги обучения первоклассников:

    Повышение качества знаний  в 1а – на 26%, в 1б –на 20%, в 1в –на 15%, в среднем – на 20% по первым классам.

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов

    В выступлении описана система работы учителя-логопеда по сотрудничеству с педагогами начальной школы для осуществления коррекции трудностей в обучении младших школьников....

    Выступление на городском методическом объединении учителей эстетического цикла на тему: «Растём и развиваемся с помощью искусства"

      Материал выступления посвящён проблеме   сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы   с помощью  использования здоровьесберегающих технологий....

    Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"

    На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...

    Выступление на августовском совещании "Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе»

    Шахматы учат детей мыслить, оценивать ситуацию и делать свой выбор, организовывать свою деятельность, общаться и взаимодействовать с людьми....