Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
статья

Бояркина Мария Семёновна

Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx683.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

  Бояркина Мария Семёновна

МБОУ «Шугуровская СОШ»

учитель начальных классов

 «Современный урок в начальной школе

 в соответствии с требованиями ФГОС ».

Выступление:

« Современный урок в начальной школе».

Урок «открытия» новых знаний.

 

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции».

В.А. Сухомлинский.

             

   Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  •  урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  •  современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Таким образом, главной формой получения таких умений был и остается урок. Меняются цели и содержание образования, появляются новые инновационные средства и технологии обучения, свершаются реформы системы образования, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Чтобы использовать его в полной мере необходимо, чтобы урок был интересен всем – и учителю и ученику. Этим требованиям должен отвечать современный урок.

Основные компоненты современного урока.

1. Организационный – готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала  как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

1. Первое: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал.  Для этого надо: подобрать материал по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. 

8.Подготовить технологическую карту урока.

 

ФОУД* – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

1-2 минуты

Приёмы работы:

«Ладошка удачи».  Учащимся, сидящем рядом, поочередно касаться одноименных пальцев рук, начиная с большого пальца и говорить: желаю (соприкасаемся большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Удачи тебе сегодня! (прикасаясь всей ладонью)

Одним из интересных приемов для создания дружеской атмосферы использую метод «Пожелания друг другу»

 У. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу.

 Д. В парах, стоя лицом друг к другу: - Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди)

 - Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа)

 - Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)

 - Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)

 - Я тебе помогу! (рука на своей груди)

Для установления атмосферы сотрудничества и доверия проводила тренинг «Приветствие» обычно использую на первом уроке.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу и т.д.

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

4-5 минут

Возникновение проблемной ситуации.

  1. Выявление места и причины затруднения

С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 минут

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

3-4 минуты

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii

Цель: проверка правильности проекта

5-6 минут

Способы: фронтальная работа

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(4-5 минут)

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

8. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii

Цель:

7-8 минут

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее

9. Еще один из наиболее важных ингредиентов современного урока – это оценивание.

На уроках новой формации  обучающиеся учатся критическому мышлению, умению критически оценивать себя и свою работу, выполняя групповые, индивидуальные работы или работу в парах.

«Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока. 
-«Две звезды, 1 пожелание». Этот вид работы способствовал видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально. 
-«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь». 

«Большой палец». «Смайлики». «Инсерт». «Оцени цветом» и т.д..

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) 

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsiihttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/26/proektirovanie-i-analiz-sovremennogo-uroka-v-ramkakh-realizatsii

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?

 «Выбери утверждение».

-Всё понял, могу помочь другим

-Всё понял

-Могу, но нужна помощь

-Ничего не понял

-«Незаконченное предложение».

 Учащиеся должны закончить предложение, например, 
Научился…..

Было интересно…..

Было трудно…..

Мои ощущения….. (2 слайда)

«Моё настроение похоже на:

Мне бы хотелось своё выступление закончить этим стихотворением.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Дает корова молоко».

Век ХХI- век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на городском августовском совещании учителей

Текст выступления по теме "Введение ФГОС. Первый опыт и проблемы"...

Доклад на августовское совещание

В данном докладе рассомтрен вопрос повышения качества знаний на уроках русского языка в начальной школе через применение компьютерных технологий....

Мастер-класс на августовской конференции учителей начальных классов на тему "Формирование УУД на уроках литературного чтения"

На материале урока чтения для 1 класса по стихотворению Я.Акима "Моя родня" раскрываю процесс формирования УУД....

Доклад на августовском совещании

Образовательная и профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"

Презентация на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...

Августовское совещание учителей начальной школы. Технология продуктивного чтения. Чтение с увлечением.

В связи  с развитием информационных технологий снижается интерес к чтению. От этого страдает речь, грамотность,моральное воспитание, интеллект иучащихся. Главная задача учителя в этой ситуаци - н...