Доклад на августовском совещании
методическая разработка

Логвинова Наталья Михайловна

Образовательная и профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_avgustovskom_soveshchanii.doc138 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_orientir_uvp3.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:

 МУ «Управление образования

 местной администрации г.о. Прохладный КБР»

Учебно-методический кабинет

Августовское секционное заседание

 учителей начальных классов

«Образовательная и профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

«Ориентир УВП в условиях внедрения ФГОС начального общего образования в соответствии с заявленным портретом выпускника начальной школы стандартом

II поколения»

(сообщение)

     

                    Подготовила

                                                                Логвинова Наталья Михайловна,

                                                      учитель начальных классов

                                     МОУ «Лицей №3»

                                                                              (пилотная школа 2010-2011 учебного года)

г. Прохладный, 2011г.

             (Слайд 1) 

                 В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  (Слайд 2)  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» 

                                                   (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

         Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. (Cлайд 2)

              Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения. В соответствии с приказом Министерство образования и науки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года. Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан в Российской академии образования коллективом российских педагогов-учёных под руководством Кондакова А.М., д.п.н., члена корреспондента РАО, с привлечением опыта работы учреждений образования 14 регионов РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

 В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

            Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Но это не значит, что школа не будет давать прочных знаний по предметам. Это значит, что будут использованы такие формы и методы работы, которые учитывают личностные особенности каждого школьника в отдельности. (Слайд 3)

             Новый стандарт - общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: (Слайд 4)

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. 

                 Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований: (Слайд 5)

  •  требований к результату образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  •  требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В новом Стандарте  четко обозначены требования к результатам образования: (Слайд 6)

  • личностные
  • метапредметные
  • предметные умения.

               Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.  (Слайд 7)
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
  • сформированность мотивации к обучению и познанию,
  •  ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
  •  сформированность основ гражданской идентичности. (Слайд 8)
    К метапредметным результатам учащихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
    К предметным результатам  учащихся относятся: (Слайд 9)
  • освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
  • система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: (Слайд 10)

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: (Слайд 11)

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

           Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования с момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. (Слайд 12)

                 Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • базисный учебный план образовательного учреждения;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  •  программу коррекционной работы;
  •  систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

               Рассмотрим некоторые разделы основной образовательной программы начального общего образования. Базисный учебный план образовательного учреждения (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). (Слайд 13)

                     Важной частью основной образовательной программы начального общего образования является Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД). Суть универсальных учебных действий заключается в умении учиться, т.е. способности субъекта к саморазвитию и совершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, авторы рассматривают УУД как обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно действовать при получении образования. УУД носят надпредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания, обеспечивают усвоение учебного содержания и формирование психологических способностей обучающихся.

           В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В нашей школе процесс формирования универсальных учебных действий давно является предметом пристального внимания педагогов, администраторов, психолога, что позволяет сделать вывод о готовности к реализации требований Стандарта по формированию ведущей компетентности учебной самостоятельности. (Слайд 14)

              При разработке ФГОС II поколения приоритетом начального общего образования стало формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Эту проблему в начальной школе пытаемся решать через организацию проектной деятельности. Хотя с точки зрения специалистов полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Система решения проектных задач может дать определенные образовательные эффекты только в том случае, если работа школы будет строиться в идеологии и технологии деятельностной педагогики.  (Слайд 15)

               В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не совокупность знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. На сегодняшний день в этом направлении современная школа имеет положительный опыт: Ежегодно учащиеся начального звена осуществляют разработку индивидуальных, коллективных проектов. Учащиеся нашей школы становятся победителями  районных и городских научно-практических конференций. Технология преподавания учебных предметов в нашей школе носит проблемно-диалогический характер, что формирует у учащихся навыки учебной и исследовательской деятельности. Эти факты еще раз подтверждают, что педагогический коллектив школы выходит на результат образования с опережением, на шаг вперёд. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.

           В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Системы оценки имеет свои особенности:

• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

•  оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

•  сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

• использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

•  использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

•  использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Особое внимание уделяется  оценке личностных результатов. Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока: (Слайд 16)

•  самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, v народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

•  смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

•  морально-этическая    ориентация    —    знание    основных понимания    их    социальной    необходимости;    способность    к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических   чувств   —   стыда,   вины,   совести   как   регуляторов морального поведения.

Основное  содержание  оценки личностных результатов  на ступени начального общего образования строится вокруг оценки: (Слайд 17)

• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

• ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

 Содействие образованию ребенка проявляется и в выборе разнообразных способов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, разнообразных оценочных шкал. (Слайд 18)

          В современных условиях особенно актуальными становятся способы учета достижений, основанные на самооценочных процессах. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Не подлежат оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы. Альтернативные подходы к оценке достижений обучающихся обусловлены тем, что основанные на них педагогические технологии обладают  значительным  воспитательным и  развивающим, а также, что очень важно, здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства  и оценочных материалов.

             Отличительной особенностью нового ФГОС, которое замечено всеми участниками образовательного процесса,  является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».  (Слайд 19)  За счёт часов данного раздела (до 1350 часов в год, десять часов в неделю во второй  половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день)  обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на выявление и развитие способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, решаются проблемы социализации младшего школьника. В соответствии со Стандартом приоритетными направлениями внеурочной деятельности определены спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, образовательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность. Общеобразовательное учреждение  выбирает любое из перечисленных выше направлений или другой (собственный) вариант, опираясь на интересы и запросы обучающихся. 

                    Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования также определяет образовательное учреждение, при необходимости привлекая образовательные учреждения дополнительного образования детей, организации культуры и спорта. 

             Приказом МОН КБР №273 от 08.04.2010 года «Об организации отработки государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС)», с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников ОУ и определения плана мероприятий по переходу на ФГОС, МОУ «Лицей №3» с 1 сентября 2010 -2011 учебного года приобрел статус  пилотной  школы по внедрению образовательных стандартов. (Слайд    ) Организация экспериментальной работы  проводилась в соответствии с приказом УО,  рассмотрена на методическом  совете,  ШМО начальных классов,  Управляющем совете.  

                 В нашей школе накоплен большой опыт предоставления ученикам возможности занятий по интересам в рамках дополнительного образования, поэтому это направление деятельности для нас не является новым, сложным. Наш опыт интеграции основного и дополнительного образования позволяет эффективно, качественно организовать внеурочную деятельность школьников.

            Во  внеурочной деятельности, из расчета 10 часов в неделю на каждого учащегося, т.е. 2 часа ежедневно в лицее была  предусмотрена  и осуществлялась работа по направлениям: (Слайд     )

  • спортивно-оздоровительное: «Шахматы», «Футбол»;
  • образовательное: «Юный дизайнер»,  «Техническое моделирование»,  «Алгоритмика»;
  • нравственно-эстетическое:  «Юный эколог», «Вокальная студия»,  «Ритмика»

        По таким направлением осуществлялась внеурочная деятельность в МОУ «Лицей №3». Каждое ОУ имеет право выбора направлений работы и форм проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности. (Слайд 20)          

Направление работы             


1) Спортивно-оздоровительное   

Задачи:

  •  сохранение и укрепление здоровья,
  • улучшения физического развития обучающихся;  
  •  приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Примерные формы и мероприятия

  •  спортивные часы или «Часы здоровья»;
  •  соревнования и спартакиады;
  • турниры, конкурсы, товарищеские встречи по спортивным играм;
  •  оборонно-спортивные и физкультурно-массовые мероприятия (День защиты детей, День здоровья);
  •  занятия в спортивных секциях;
  • походы выходного дня;
  •  туризм;
  •  конкурсы газет по спортивной тематике;
  •  классные часы («Спорт в жизни людей», «Движение есть жизнь», «Вредные привычки», «Режим дня» и др.);
  •  беседы (просветительская работа) с родителями и учащимися по профилактике заболеваемости, вредных привычек, пропаганде ЗОЖ и т.д.


2) Патриотическое

Задачи: формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Примерные формы и мероприятия

  •  общешкольные линейки;
  •  тематические уроки Мужества («Присягают Родине сыны», «Времен связующая нить», «Поклонимся Великим тем годам» и др.);
  •  торжественные собрания;
  •  концерты, посвященные великим датам;
  • литературно-музыкальные композиции;
  •  встречи с ветеранами;
  •  акции «Доброе слово ветеранам»;
  •  выставки «Защитникам Отечества посвящается»;
  •  викторина «Знатоки ВОВ»;
  •  конкурсы: - сочинений («Что я знаю о войне» и др.); - чтецов («Есть праздник, что всегда с тобой», «Строки, опаленные войной» и др.); - военной песни («Этих дней не смолкнет слава», «Эх, дороги ...» и др.);
  •  экскурсии в историко-художественные музеи, к памятникам и мемориалам, обелискам;
  •  пополнение экспозиции уголка боевой славы.

 3) Образовательное

Задачи:  осознание обучающимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром

Примерные формы и мероприятия

  •  интеллектуальные марафоны и викторины;
  •  интеллектуальные бои, ринги, дебаты, научно-исследовательские конференции;
  • кружки по интересам в классе и в школе;
  • студии для развития обучающихся школы;
  •  творческие конкурсы: на лучший школьный сценарий к празднику, на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку ветеранам войны и труда, победителям различных олимпиад, конференций, конкурсов;
  •  создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН между командами между командами учителей, школьников и родителей);
  •  балы науки и предметные вечера;
  •  литературные гостиные и читательские конференции;
  •  экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;
  •  часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.


4) Общественно-полезная деятельность

Задачи: воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии

Примерные формы и мероприятия

  •  тимуровская деятельность;
  •  рейды Айболита и чистоты;
  •  поисковая и краеведческая работа;
  •  операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»;
  •  акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому саду», «Помоги людям старшего возраста»;
  •  трудовая акция или субботник.

       

Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый (обязательный) уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку  в зависимости от возможностей, интересов и потребностей, освоение образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний, определен также повышенный уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Эта позиция не является для школы принципиально новой.

                   Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания:

  • чувство гражданской идентичности,
  • патриотизм, 
  • учебная мотивация,
  •  стремление к познанию,
  •  умение общаться,
  • чувство ответственности за свои решения и поступки,
  • толерантность.

           Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования представлен в личностных характеристиках выпускника.

           «Здоровье это еще не всё, но всё без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения  здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Традиционные Дни Здоровья, три часа физкультуры в неделю, а также целевая программа «Я выбираю здоровый образ жизни»  направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в нашей школе.

              Реализация современных требований требует от учителя особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр. Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации. Таким образом, введение в российские школы новых образовательных стандартов требует серьезной подготовки педагогической общественности.

                         В ходе совершенствования нормативно-правовой базы в условиях реализации ФГОС НОО  в МОУ «Лицей №3» были определены этапы работы: (Слайд    )

  • изучение документов,  соответствующих требованиям нового стандарта;
  • составление  плана мероприятий по  организационно- методическому  внедрению ФГОС, согласованному с Управлением образования;
  • составление Программы реализации ФГОС, в которой предусмотрены:
  • цели, задачи, сроки реализации, направления деятельности по введению Стандарта и ожидаемых результатов.

А также внесены изменения: (Слайд     )

  • в Устав лицея о введении внеурочной деятельности;
  • в Учебный план с учетом организации внеурочных мероприятий;
  • в Положение  о приеме в 1 класс  в соответствии с введением  внеурочной деятельности;
  • в Договоры  с дополнительными образовательными учреждениями  (ЦДТ, СЮН, СЮТ, СДЮШОР);
  •   на сайте лицея предоставляется информация по внедрению ФГОС.

          По итогам реализации программы внедрения ФГОС в лицее сделаны выводы: (Слайд    )

  • задачи по  реализации экспериментальных и инновационных методов реализации  основных позиций ФГОС выполняются:
  • внесены изменения в номенклатуру нормативно-правовой базы лицея;
  • изменен учебный план с учетом внеурочной деятельности;
  • работу по организации внеурочной деятельности признать удовлетворительной.

Исходя из накопленного опыта, внесены предложения: (Слайд    )

  • провести корректировку в составление расписания внеурочной деятельности на 2011-2012 учебный год;
  • определить на  внеурочную деятельность 8 часов и  2 часа на проведение досуговых мероприятий  (внеклассных занятий, экскурсий,  классных часов);
  • запланировать работу спортивных секций  для детей с ослабленным здоровьем;
  • учителям, ведущим внеурочную деятельность вести отдельные журналы по каждому предмету;
  • расширить количество кружков, привлекать к работе преподавателей  из дополнительных образовательных учреждений;
  • добавить раздел  в стимулирующую оплату за внеурочную деятельность учителям начальных классов;
  • повышать информационную компетентность педагогов,  оказывать  методическую помощь по изучению и внедрению новейших технологий обучения для активизации инновационной деятельности и  достижения более высоких результатов педагогического мастерства по введению ФГОС в течение 2011-2012 учебного года.

Список использованных источников:

  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе.  Р-н-Д, 2003.
  2. Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе. Москва «Просвещение», 2010.
  3. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010.
  4. Щербакова И.В., Фомина И.В. Портфель кафедры учителей начальных классов. Волгоград, «Учитель», 2009.
  5. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Москва «Просвещение», 2010.
  6. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Москва «Просвещение», 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ориентир УВП в условиях внедрения ФГОС начального общего образования в соответствии с заявленным портретом выпускника начальной школы стандарт о м II поколения

Слайд 2

из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» «научить учиться»; «научить жить»; «научить жить вместе»; «научить работать и зарабатывать».

Слайд 3

приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 года № 373 зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785

Слайд 5

«Портрет» выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Слайд 6

Система требований ФГОС требования к результату образования; требования к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность); требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

Слайд 7

Требования к результатам образования личностные метапредметные предметные умения

Слайд 8

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Слайд 9

Метапредметные результаты: универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

Слайд 10

Предметные результаты: освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Слайд 11

Личностные результаты должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся мире; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств; развитие навыков сотрудничества; формирование установки на здоровый образ жизни.

Слайд 12

Метапредметные результаты должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; активное использование средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки информации; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение работать с учебными моделями.

Слайд 13

Разделы основной образовательной программы : пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; базисный учебный план образовательного учреждения; программа формирования универсальных учебных действий; рабочие программы отдельных учебных предметов; программа духовно-нравственного развития, воспитания; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 14

ЗУН УУД

Слайд 15

Особенности системы оценивания: комплексный подход; использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности на основе системно-деятельностного подхода; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио); использование проектов, практических работ, творческих работ, самоанализа, самооценки, наблюдения.

Слайд 16

Оценка личных результатов: сформированность внутренней позиции обучающегося; ориентация на познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями; сформированность основ гражданской идентичности; сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Слайд 17

Основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; образовательное; патриотическое направление; общественно-полезная и проектная деятельность.

Слайд 18

Спортивно-оздоровительное направление: Задачи : сохранение и укрепление здоровья, улучшения физического развития обучающихся; приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом; формирование навыков здорового образа жизни Примерные формы и мероприятия: «Часы здоровья»; соревнования, турниры, конкурсы; День здоровья; занятия в спортивных секциях; конкурсы газет по спортивной тематике; классные часы («Спорт в жизни людей», «Движение есть жизнь», «Режим дня»); беседы с родителями и учащимися по пропаганде ЗОЖ.

Слайд 19

Патриотическое направление: Задачи : формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Примерные формы и мероприятия: общешкольные линейки; тематические уроки Мужества; концерты, посвященные великим датам; встречи с ветеранами; акции «Доброе слово ветеранам»; выставки «Защитникам Отечества посвящается»; конкурсы сочинений; экскурсии в музеи, к памятникам; пополнение уголка боевой славы.

Слайд 20

Образовательное направление: Задачи : осознание обучающимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром Примерные формы и мероприятия: интеллектуальные марафоны и викторины; кружки по интересам; творческие конкурсы; создание в классах команд и проведение в масштабах школы состязаний интеллектуалов («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», КВН); экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок .

Слайд 21

Общественно-полезная деятельность: Задачи : воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии Примерные формы и мероприятия: тимуровская деятельность; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому саду», «Помоги людям старшего возраста»; трудовая акция или субботник .

Слайд 22

Приказ МОН КБР №273 от 08.04.2010 года «Об организации отработки государственного образовательного стандарта начального образования». МОУ «Лицей №3» с 1 сентября 2010 -2011 учебного года приобрел статус пилотной школы по внедрению образовательных стандартов.

Слайд 23

Направления внеурочной деятельности в лицее: спортивно-оздоровительное: «Шахматы», «Футбол»; образовательное: «Юный дизайнер», «Техническое моделирование», «Алгоритмика»; нравственно-эстетическое: «Юный эколог», «Вокальная студия», «Ритмика».

Слайд 24

Результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность

Слайд 25

Совершенствование нормативно-правовой базы в условиях реализации ФГОС НОО в МОУ «Лицей №3» изучение документов, соответствующих требованиям нового стандарта; составление плана мероприятий по организационно- методическому внедрению ФГОС, согласованному с Управлением образования; составление Программы реализации ФГОС, в которой предусмотрены: цели, задачи, сроки реализации, направления деятельности по введению Стандарта и ожидаемых результатов.

Слайд 26

Внесены изменения: в Устав лицея о введении внеурочной деятельности; в Учебный план с учетом организации внеурочных мероприятий; в Положение о приеме в 1 класс в соответствии с введением внеурочной деятельности; в Договоры с дополнительными образовательными учреждениями (ЦДТ, СЮН, СЮТ, СДЮШОР); на сайте лицея предоставляется информация по внедрению ФГОС.

Слайд 27

Выводы: задачи по реализации экспериментальных и инновационных методов реализации основных позиций ФГОС выполняются; внесены изменения в номенклатуру нормативно-правовой базы лицея; изменен учебный план с учетом внеурочной деятельности; работу по организации внеурочной деятельности признать удовлетворительной.

Слайд 28

Предложения: провести корректировку в составлении расписания внеурочной деятельности на 2011-2012 учебный год; запланировать работу спортивных секций для детей с ослабленным здоровьем; расширить количество кружков, привлекать к работе преподавателей из дополнительных образовательных учреждений; повышать информационную компетентность педагогов для активизации инновационной деятельности и достижения более высоких результатов по введению ФГОС в течение 2011-2012 учебного года.

Слайд 29

Пособия для учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на городском августовском совещании учителей

Текст выступления по теме "Введение ФГОС. Первый опыт и проблемы"...

Доклад на августовское совещание

В данном докладе рассомтрен вопрос повышения качества знаний на уроках русского языка в начальной школе через применение компьютерных технологий....

Выступление на августовском совещании "Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе»

Шахматы учат детей мыслить, оценивать ситуацию и делать свой выбор, организовывать свою деятельность, общаться и взаимодействовать с людьми....

Программа августовского совещания педагогических работников

Выступление "Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС"....

Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"

Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...