Доклад на августовское совещание
статья по теме

Лукьянова Евгения Николаевна

В данном докладе рассомтрен вопрос повышения качества знаний на уроках русского языка в начальной школе через применение компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_avgustovskoe_soveshchanie.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности применения ИКТ технологий на уроках русского языка

Слайд 1 – тема доклада.

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она  должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Поэтому при поиске эффективных методик мы обращаемся к новым компьютерным технологиям. Так как всегда  интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Слайд 2 Для начальной школы использование ИКТ технологий означает смену приоритетов в расстановке целей образования, так как одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников,  и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.  Поэтому сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Действительно, уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе,  так как ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Помимо этого, использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Таким образом, очевидно, что  (слайд 3) ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Учитель может использовать различные образовательные средства ИКТ:

1. При подготовке к уроку

2.Непосредственно на уроке

  • при объяснении нового материала
  • для закрепления усвоенных знаний
  • в процессе контроля знаний

3.Для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.

Итак, одним из главных предметов, требующих дополнительного средства обучения является урок русского языка. Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Разработанные  мультимедийные презентации с успехом используются на уроках как для ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и для интегрированных уроков, контроле знаний, умений и навыков (ЗУН). При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

Как показывает практика недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами, необходимо создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе.

Например: (слайды 4-10) составлять свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал может быть расположен в нужном учителю порядке, с использованием рисунков, схем, таблиц, заставок.

Следующим примером является создание интерактивных таблиц (такую возможность дает программа МS PowerPoint). (слайды 11-17)

Созданные  таблицы по русскому языку являются практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.

В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Учителя – филологи знают, что многие темы изучаются в несколько приемов на разных этапах обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.

Данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно.

Все мы знаем, что правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов тоже можно использовать презентации, разработанные специально  для применения в практической работе со словарными словами.

Презентация построена таким образом:

  • сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса;(слайд 18)
  • проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции;
  • появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму; (слайд 19)
  • затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология); (слайд 20)
  • делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова; (слайд 21)
  • подбирают к слову однокоренные слова; (слайд 22)
  • подбирают синонимы, антонимы (если это возможно); (слайды 23-24)
  • следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом; (слайды 25-26)
  • выделение этого слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках; (слайды 27-28)
  • составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда. (слайды 29-30)

Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику.

Еще одним примером является тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ, который предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку, которых в настоящее время создано достаточно много.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о целесообразности внедрения ИКТ на уроках русского языка в начальной школе.

В зависимости от  целей урока, можно использовать следующие компьютерные технологии:

  1. Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала (презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках);
  2.  Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков (компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал: карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов), цифровые таблицы, печатный иллюстративный материал);
  3. Использование ЦОРов на этапе контроля знаний (компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата));
  4. Использование ИКТ в самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
  5. Использование ИКТ в проведении интегрированных занятий по методу проектов.

ФГОС и ИКТ

Итак, введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Так как владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Вывод

Говоря о внедрении ИКТ технологий в работу учителя начальных классов можно отметить, что оно способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование ИКТ технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Использование ИКТ технологий в начальной школе может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.

Таким образом, применение компьютера на моих уроках представляется целесообразным и необходимым, так как ИКТ заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области русского языка.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на городском августовском совещании учителей

Текст выступления по теме "Введение ФГОС. Первый опыт и проблемы"...

Выступление на августовском совещании "Реализация пилотного проекта «Шахматы – школе»

Шахматы учат детей мыслить, оценивать ситуацию и делать свой выбор, организовывать свою деятельность, общаться и взаимодействовать с людьми....

Программа августовского совещания педагогических работников

Выступление "Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС"....

Доклад на августовском совещании

Образовательная и профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"

Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...