Статья
статья на тему

Федорова Ольга Викторовна

Педагогическии технологии при обучении с тяжелой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_6-7_dekabrya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.

Федорова Ольга Викторовна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,  

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная  

школа-интернат (VIвида) №9

Калининского района Санкт-Петербурга

Последнее время особое внимание направлено на развитие специального обучения детей, имеющих сложную структуру дефекта, что диктует обществу пересматривать подходы в развитии и обучении детей данной категории. Создание определенных условий и образовательных программ для благоприятного развития, адаптации и социализации их в обществе.  Интерес к этим вопросам никогда не оставался без внимания. Многие специалисты проводят множественные исследования, рассматривают вопросы диагностики и коррекции работы с  этими детьми. На современном этапе развития актуальным являются разработки педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей со сложной структурой дефекта. Воспитание, обучение и развитие умственно отсталых детей является в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой. Кандидат педагогических наук А. Р. Маллер писал о том, что «…гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи детям всех категорий с проблемами развития, в том числе и детям с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью». В коррекционно-развивающем обучении много внимания уделяется вопросам изучения мотивов учебной деятельности детей с ОВЗ. В своих исследованиях Мирский Л., Пинский Б.И., Стадненко Н.М., Ушаков И.П. и др. подчёркивали значимость этой проблемы. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, у детей со сложной структурой дефекта все психофизические  функции нарушены, что требует специального подхода в обучении. Большинство детей со слабой работоспособностью, пассивны, быстро устают, имеют низкую мотивацию к любой деятельности. Для детей со сложной структурой дефекта характерны слабо выраженный интерес к игрушкам, наличие стереотипных действий, беспорядочность  игры, отсутствие творческих замыслов. Умственно отсталые дети затрудняются назвать то, чем в данный момент заняты. Их действия не соотносятся с речью. Деятельность этих детей нуждается в постоянном стимулировании и контроле, так как возможно «соскальзывание» с правильно начатого выполнения задания. В процессе работы умственно отсталые часто отвлекаются, быстро утомляются. Они не умеют использовать предлагаемую им помощь. К результатам работы не критичны. Нет выраженной эмоциональной реакции на успех и неудачу.

Наша задача с помощью игры и под руководством учителя, создавая специальные условия, учитывая особенности  детей вызвать интерес к обучению и усвоению программного материала.  Для повышения мотивации ребенка, на мой взгляд является игровая деятельность. Игра  позволяет реализовать  
собственный потенциал каждого ребенка, способствует восприятию и изучению окружающего мира, что очень важно для ребенка при  его развитии. Все эффекты игры опираются и оказывают благоприятное влияние на психофизическое развитие ребенка и становление его как личности. Обучение с элементами игры таким детям позволяет легче усваивать материал, выполнять инструкции учителя. Опираясь на игру, мы постепенно подводим детей к более сложному выполнению заданию и решению жизненных ситуаций, которые помогут в дальнейшем адаптироваться к определенным условиям в жизни. Главной задачей учителя и воспитателя и всех кто работает с ребенком, помочь создать условия для достижения поставленных целей при обучении без ущерба для здоровья и развития учащихся, атмосфера доверия и взаимодействия между педагогом и ребёнком. Любое занятие с детьми (индивидуальное, групповое) в целях достижения максимально педагогического эффекта организуется при условии положительного эмоционального отношения к нему со стороны ребёнка.
 Крайне важно сохранить и поддерживать у детей, относящейся к этой категории, достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения. Первоклассникам  со сложной структурой дефекта, переступившим порог школы, нужны добрые и близкие отношения. Маленький ребёнок принимает мир таким, каким он его видит. Помогите этому ребёнку! Любому ребёнку нужна вера в собственные силы и наша поддержка. Надежда на успех живёт в каждом из них. Таких детей в прямом и переносном смысле педагог ведёт за руку. В этом на помощь нам могут прийти различные технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  Позволяют выполнить и ряд важных функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учения.

Ведущие принципы:

Общеметодические принципы, принципы сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, индивидуализации и доступности, оздоровительной направленности. Все перечисленные принципы позволяют найти пути решения для достижения целей  с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.  По мнению разных специалистов, дети, имеющие множественные нарушения нуждаются в новых разработках и адаптации методов при обучении, что позволит подготовить к самостоятельной жизни и социализации в обществе. При обучении таких детей требуется пересмотреть программные предметы с учетом специфики обучения и личных особенностей детей. «Чтение» требует адаптации текста для положительного восприятия и чтения, обучать чтению с помощью различных приспособлений, использование игр-имитаций опираясь на жизненный опыт учащихся и сохранные психофизические функции каждого ребенка. При письме использовать удобные письменные принадлежности для ребенка, ограничивать письмо от руки, а для некоторых полное его исключение, или замену упражнений на развитие мелкой и общей моторики рук. Математика требует использование наглядного и предметного материала, цветных ориентиров в пространстве, использование индивидуальных алгоритмов применение дидактических игр для более успешного материала (пирамидки, вкладыши,  пазлы  больших размеров). Способствовать обогащению активного и пассивного словаря учащихся, развивать функции речи, развивать понимание речи, простейших инструкций, использовать упражнения для коррекции звукопроизношения.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Только при правильной организации, при более тщательном комплектовании классов с учетом развития ребенка при поступлении в школу, более тщательной работы МПК , при соблюдении режимных моментов мы сможем обеспечить благоприятное развитие каждого ребенка. Несмотря на многочисленную работу всех специалистов в данном направлении проблема остается еще очень значимой. Требуется создание комиссий в школе при поступлении  таких детей, которая позволит правильно подобрать маршрут обучения и развития ребенка с учетом его особенностей, создавать пункты психолого-педагогической помощи для родителей, это позволит родителям более легче решать проблемы, которые у них возникают и не быть один на один с ними.

Литература.

  1. Н.В. Бабкина «Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. М 2000г.
  2. И,М, Бгажнокова «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» М. 2012г.
  3. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология» М. 1988г.
  4. М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий» М.2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...