Управление здоровьем - управление жизнью. Саморегуляция в школе.
статья на тему

Денисова Наталья Анатольевна

                При большой и напряжённой работе необходимо в полной мере реализовать приоритет здорового образа жизни, который предусматривает постоянную заботу и контроль над здоровьем всех участников  образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Береги своё здоровье!53.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Управление здоровьем - управление жизнью. Саморегуляция в школе.                                                                    

 Учитель начальных классов МОУ СОШ «Веста» 

г. Черноголовка  Московской области                                                                                          Денисова  Наталья Анатольевна      

                                                                          Девять десятых нашего                                      

                                                                    счастья зависит от здоровья.

                                                                                 Артур Шопенгауэр

           Прозвенел первый в жизни школьный звонок, детей под своё покровительство взяла школа. Родительское внимание постепенно перемещается с заботы о здоровье  своего ребёнка на заботу о его будущем. «Учиться, учиться и учиться!»  В этом же заинтересованы работники образовательных  учреждений. И мало кто задумывается, что порог школы переступили всего 15 % практически здоровых детей. На важнейшем этапе развития, когда закладываются черты характера и личности, формируются ресурсы здоровья, большинство детей практически выбывают  из соревнования за своё здоровое будущее. В арсенале педагогов для борьбы за здоровье детей есть в лучшем случае физкультминутки. Они действительно помогают за 2-3 минуты сбросить напряжение предшествующей части урока.

                При большой и напряжённой работе необходимо в полной мере реализовать приоритет здорового образа жизни, который предусматривает постоянную заботу и контроль над здоровьем всех участников  образовательного процесса.

              Ежедневно в  моём классе ведется работа по здоровьесберегающим технологиям:

  • дети ежедневно проводят игры на свежем воздухе;
  • обязательна утренняя зарядка перед началом уроков;
  • физкультминутки на уроках, включающие упражнения для дыхания, зрения и осанки;
  • обязателен точечный массаж для профилактики гриппа и ОРЗ по методике Аллы Алексеевны  Уманской, профессора, заведующей лабораторией Медицинской академии имени Сеченова.

            Эксперты Всемирной организации здравоохранения ещё в середине прошлого века сформулировали: «Здоровье это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но состояние полного физического, душевного и социального благополучия.» Вот и приходится педагогам для сбережения оставшегося здоровья детей и для того, чтобы проще, легче, доступнее, без огромных физических и душевных затрат  донести до детей учебный материал, осваивать новые методы, искать другие пути.  

            Один из таких путей – это переход на обучение «5-1», когда дети пять недель учатся и одну отдыхают. В нашей школе  « Веста» при переходе на данный режим работы проводились замеры  и обработка результатов по методике САН.

                  Данные по методике САН позволяют провести сравнение параметров самочувствия, активности и настроения во время всего учебного года. Снижение параметров выявлено в зимний период (декабрь-январь). Связанно оно с повышением заболеваемости, утомляемости и возвращением к учебному процессу после долгих Рождественских каникул. Весь учебный год наблюдался повышенный уровень показаний, что порадовало педагогов и родителей. С переходом на обучение 5-1 снялись проблемы «синдрома третьей четверти», количество пропусков уменьшилось .

Замеры по диагностике САН доказывают, что частые передышки для многих детей являются временем накопления и сохранения энергии для продолжения обучения в течение всего учебного года. У детей в течение года было стабильно хорошее настроение и самочувствие. Это влияет на сохранение психического и физического здоровья, не смотря на то, что работоспособность была немного снижена.

Используя новый календарь учебного года, дети имели почти 2 лишние недели для отдыха в самое трудное для организма время. Осенью организм находиться в адаптационном периоде после долгого летнего отдыха. Весной после длительного пребывания без солнечных лучей, с искусственной витаминизацией, при снижении иммунитета, дети получили возможность передохнуть в середине самой насыщенной серьёзным учебным материалом четверти.

По данным заболеваемости  детей обучающихся по 5 недельным циклам нового календаря учебного года доказано положительное влияние такого распределения учебного времени. Здоровьесберегающий эффект новой структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется:

1. Снижением острой заболеваемости.

2. Сохранение более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года.

3. Меньшим напряжением сердечнососудистой системы.

4. Меньшей частотой случаев повышения и высокой степени невротизации учащихся.

5. Повышением учебной успеваемости.

6. Более устойчивым психоэмоциональным состоянием учащихся.

(По данным научного центра здоровья детей РАМН, Москва)

          Очень важны в работе по саморегуляции традиционные физкультминутки. Они должны быть разнообразны по подбору упражнений в течение  дня. Это не только упражнения на разминку основных групп  мышц, но и разминка эмоциональная, балансировка левого и правого полушарий.

Они должны включать:

  1. Движения тела и пальцев, направленные на развитие мелкой моторики рук. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, обогащение сенсорной информации.
  2. Дыхательные упражнения. Проводить их нужно только в проветренном помещении или на свежем воздухе.
  3. Коммуникативные упражнения. Они способствуют «открытости» по отношению к партнёру, способности чувствовать, понимать и принимать его. Эти упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
  4. Упражнения для релаксации. Они могут проводиться как в начале занятия- с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

      С целью улучшения и сохранения качества здоровья  я ежедневно использую систему реабилитации академика Аллы Алексеевны Уманской, включающую в себя точечный массаж, зрительную и дыхательную гимнастики. Обязательными являются релаксационные и динамические паузы.        

                   

         После применения методов, разработанных в 1-ом Медицинском институте им. И.М.Сеченова города Москвы, отмечается полное отсутствие заболеваемости ОРЗ и гриппом с момента систематического применения всего комплекса нелекарственной профилактики. Более пятидесяти процентов людей отметили значительное улучшение памяти, работоспособности. Противопоказаний эти методы не имеют.

           Каждый орган имеет своё представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своём состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.

           Массаж по методике А.А. Уманской выполняют не реже трех-четырех раз в день для профилактики вирусных заболеваний. При заболевании массаж может явиться дополнительным лечебным методом. Он повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие, как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

            Приемы точечного массажа очень легко освоить. Выполнять их нужно по порядку, массируя точку за точкой. Производить 9-10 вращательных движений по часовой стрелке и против неё.

Точка 1.

Связано со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кровоснабжение.

Точка 2.

Регулирует иммунные функции организма. Повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям

Точка 3.

Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

Точка 4.

Шею сзади необходимо массировать сверху в них. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата.

Точка 5.

Расположена  в области седьмого шейного позвонка  и первого грудного позвонка и связана с регуляторами сосудистых реакций.

Точка 6.

Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит, нормализуется обоняние.

Точка 7.

Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8.

Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат, ответственный за поддержание равновесия.

Точка 9.

Руки человека связанны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются  многие функции организма.

      Очень важны объём и качество учебной и эмоционально-психологической нагрузки на детей. Частое или постоянно испытываемое состояние дискомфорта на уроках снижает притягательность школы для её воспитанников. Желание учащихся посещать школу – простой, но очень информативный показатель. Важен психологический климат в классе, интерес к урокам, без которого ущерб для здоровья школьников от их обучения практически неизбежен. Важен и психологический климат в педагогическом коллективе. Раздраженное, взвинченное состояние учителя служит катализатором возникновения аналогичных состояний у всех окружающих его людей. Педагогам необходимо смело и свободно позволять себе интересоваться и увлекаться самыми разными вещами. Необходимо овладеть навыками психологической настройки и самонастройки, использовать их целенаправленно и творчески. Исследования показывают, что до 20% времени урока уходит на психологическое переключение школьников с одного вида деятельности на другой. При решении этой проблемы открываются перспективы снижения учебной перегрузки учащихся.

        Психологическая настройка – это целенаправленное формирование психофизического состояния, позволяющего с наибольшей эффективностью осуществлять намеченную деятельность или решать другие психологические задачи. Среди рычагов активизации себя, класса, педагогического процесса на первом месте у учителя должна быть внутренняя мобилизация, собственный интерес.  Педагогическая профессия включает умение учителя делать интересным для других то, что он считает интересным сам.

       Огромную роль для  саморегуляции в процессе  учебной деятельности играет «приручение» учебного стресса. При постоянном напряжении в школе, при оценивании, переутомлении, ограничении времени, психологическом давлении, конфликтах накапливается так называемый учебный стресс. Избежать его пагубное воздействие позволяет совместная нацеленность ученика и учителя на каждоурочное открытие нового знания.

              Стресс сопровождается длительным застойным мышечным напряжением, болями, хронической усталостью, повышением артериального давления, сосудистыми спазмами.

              Хорошим ресурсом повышения эффективности образовательного процесса и снижения вероятности утомления учащихся может быть использование учителем психологических настроек и самонастроек, использование музыки, мобилизующих и успокаивающих приёмов, демонстрация позитивных примеров.

                И педагогам и ученикам нужно помнить, что ЗДОРОВЬЕ – это не только отсутствие заболеваний и дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия (по определению экспертов ВОЗ). Управление здоровьем – это управление жизнью.                

                                 Используемая литература:

  1. «Социум» Санкт-Петербург 1995 г. , Ю.Г. Золотарёв «Жить, не болея».
  2. «Аркти» Москва 2008 г. , Н. К. Смирнов «Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования».
  3. «Полифист» Калуга 1991 г., «СКАЗКА О ВИРУСЯТАХ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни учащихся начальной школы

Программа воспитания ЗОЖ как подпрограмма воспитательной работы с классом...

Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни: "Путешествие в школу здоровья"

В доступной для младших школьников интересной и занимательной форма рассказывается о продуктах питания....

Курсовая работа "Формирование основ культуры здоровья и здорового образа жизни в начальной школе".

Работа  посвящена актуальной проблеме поиска путей и способов сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы....

“Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в начальной школе”.

Целью  данной  работы  является  изучение  принципов  и  составляющих  здорового  образа  жизни, а  также  переосмысление   с...

Формирование основ культуры здоровья и здорового образа жизни в начальной школе.

laquo;Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы&helli...