Формирование основ культуры здоровья и здорового образа жизни в начальной школе.
статья по зож

Олина Мария Анатольевна

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский

 

ВВЕДЕНИЕ

      Проблема здоровья, воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.

В стандартах второго поколения чётко указано, что школа и учителя должны охранять и укреплять здоровье обучающихся.

Результаты научных исследователей свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет  предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них основ культуры здоровья и  здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota_olinoy_m.a._ouno532.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №532

 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Статья

По теме:  Формирование основ культуры здоровья и здорового образа жизни в начальной школе

Выполнил:

Олина Мария Анатольевна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №532

Санкт Петербург

2017 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                      3                                                                                                                            

Глава 1. Теоретическое исследование по формированию у младших            

школьников знаний об основах культуры здоровья и здорового образе жизни

 1.1 Сущность понятий «здоровье», «культура здоровья»,                                     4

«здоровый образ жизни»

1.2 Составляющие здорового образа жизни  младшего школьника                      4

1.3 Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни                5

 у младших школьников

Глава 2. Практическая часть. Разработка программы формирования основ культуры здоровья и здорового образа жизни «Будь здоров».                                                8

Список литературы                                                                                                     23    

                                                                                                         

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский

ВВЕДЕНИЕ

        Проблема здоровья, воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.

В стандартах второго поколения чётко указано, что школа и учителя должны охранять и укреплять здоровье обучающихся.

Результаты научных исследователей свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Вот почему так важно учить ребёнка сохранять своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собою и миром.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет  предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них основ культуры здоровья и  здорового образа жизни.

Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни».

3. Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.


 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ ОБ ОСНОВАХ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И  ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  1.  Сущность понятий «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни»

 Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни". Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет    Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье - это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма»

Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам», -В.И. Дубровский.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения.  Каждый человек заинтересован в своём благополучии и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни. «Здоровье- непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье»,- Н. М. Амосов.

        Под «культурой здоровья ребёнка» понимается совокупность трёх компонентов:

-осознанного отношения к здоровью и жизни человека;

-знаний о здоровье и умений его оберегать, поддерживать и сохранять;

-валеологической компетентности, позволяющей ребёнку самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.         

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни».  «Здоровый образ жизни- это индивидуальная система поведения человека , обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие».

1.2 Составляющие здорового образа жизни  младшего школьника

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. Рассмотрим каждый из них подробнее.

К медико-профилактическим мерам можно отнести:

комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног),лечебная физкультура, укрепляющая фитотерапия, массаж - лечебный, профилактический, плавание.

Под режимом дня, труда и отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение .

 Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя).

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы .

Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ младшего школьника - это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности.

1.3 Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей .Рассмотрим некоторые из них.

У педагогов очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Например, «Друзья Вода и Мыло»», «Огонёк здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с младшими школьниками.

1. Чистые руки:

- показать, как правильно мыть руки;

- доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

2. Здоровые зубы:

- показать на рисунке последовательность чистки зубов;

- почистить зубы щеткой и пастой;

- доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.);

- составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».

3. Красивые ногти:

- показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;

- правильно подстричь ногти на руках;

- порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

4. Внешний вид:

- выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;

- показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

- доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

5. Я и мое здоровье.

Составить  программу собственного здоровьетворения на определенное время (на месяц, четверть), включая различные мероприятия по самонаблюдению, саморегуляции и  самооздоровлению.

Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Примерные вопросы для беседы:

- Кто из вас хочет быть здоровым? Что такое здоровье?

- От чего и от кого зависит здоровье людей?

- Кто должен помогать, здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему?

- Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать?

- Как лучше заботиться о своем здоровье - одному или вместе и почему? Помогает ли здоровью дружба?

Далее можно провести занятие, посвященное рисованию.

Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Малыши должны высказаться максимально полно, обосновывая свою точку зрения, доказывая, споря. Педагог может попросить детей подумать о вещах, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми, и нарисовать как можно больше этих вещей. Затем - подписать картинки. Через 20 мин перевернуть лист и подумать обо всех вещах, которые бы они могли сделать, чтобы не быть здоровыми, нарисовать их и тоже подписать. Заканчивается занятие общим активным обсуждением.

Методика «Рисуй и пиши» очень нравится малышам. Такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний.

Литературное чтение также может быть использовано в качестве метода формировании знаний о ЗОЖ.

Помимо литературного чтения, применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра. Игра - это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик - учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

Особо следует отметить интеллектуальные игры, весьма привлекательные для ребенка как юного телезрителя. Правила не требуют особых разъяснений, ибо каждый из участников мог смотреть их по телевизору. Речь идет о «брейн-ринге», КВНах, «Поле чудес», «Что, где, когда», «Счастливый случай», «О, счастливчик». Стимулом в таких играх, конечно, не может быть материальное вознаграждение, но система поощрительных баллов при правильной педагогической инструментовке весьма эффективна.

Проектная деятельность детей. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное.

В течение года дети работают над проблемой сохранения здоровья и готовят папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформляют стенды на соответствующие темы. Итогом работы должны стать уроки, которые целесообразно провести с использованием компьютерных презентаций, что особенно возбудит интерес детей к таким урокам.

Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки - путешествия, уроки - КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.


ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГБОУ СОШ №532

 «БУДЬ ЗДОРОВ»

Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» направлена на предотвращение  школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников и пятиклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативная база

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в редакции Ф3 от29.12.2012 «273-Ф3;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО  от  06.10.2009г. №373;

-ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 №1897)

-Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС НОО и ООО в ОО Санкт-Петербурга» от 21.05.15 № 03-20-2057/15-0-0

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения   в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);

-Образовательная программа ГБОУ СОШ №532 на 2017-2018 учебный год;

-Учебный план ГБОУ СОШ №532.

Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;

приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

Задачи: 

• обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

• познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

• профилактика вредных привычек;

• воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;

• развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

• воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

 Описание ценностных ориентиров содержания курса: 

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Данная программа строится на принципах:

• Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

• Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

• Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.

• Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.

• При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

• Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. 

Технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Формирование и укрепление духовного, нравственного, физического здоровья учащихся, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

Интегративная технология деятельностного подхода;

Система учебных заданий, практическая деятельность

Гуманное обучение;

Личностный подход

Здоровьесберегающие технологии;

Психо-эмоциональное и физическое развитие

Проблемное обучение;

Эвристический метод

Технология развивающих игр;

Обучение через игру

Уровневая дифференциация;

Рейтинговая система, система разноуровневых заданий

Элементы педагогики сотрудничества (командная, групповая работа)

Бригадный, групповой метод

Интегрированное обучение

Соединение нескольких отраслей знаний

Технология учебного поиска

Исследовательские методы, метод проектов

Индивидуально-ориентированная система обучения

Индуктивный метод (от общего к частному)

Педагогика поддержки

Положительная оценка деятельности, помощь в самоопределении, самоидентификации, самореализации ученика

Постановка учебной задачи

Проблемные методы, поисковый метод

Информационно-коммуникативной технологии

Вербальные методы, проблемное обучение, проектная деятельность

Система инновационной оценки «портфолио»

Метод индивидуального сопровождения

Технология инновационного проектирования

Методы решения познавательных и творческих задач

Технология развития «критического мышления»

Проблемные методы

Технология использования в обучении игровых методов

Ролевые игры

Основные направления реализации программы: 

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

–  организация и проведение разнообразных мероприятий по различным видам спорта: спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

–  организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

–  активное использование спортивной площадки – проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

–  санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах.

Формы занятий: 

 беседы

 игры

 элементы занимательности и состязательности

 викторины

 конкурсы

 праздники

 часы здоровья

Формы подведения итогов работы:

- Мониторинг состояния здоровья детей

- Спортивные праздники

Организационно-педагогические основы обучения:

Программа рассчитана на учащихся 1-4 класса

На реализацию курса «Будь здоров!» в 1 классе отводится 33 ч (1 час в неделю). 2-4 классах 34 часа в год.

Продолжительность занятий: 35 минут.

70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.

Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики о здоровом образе жизни и т.п.

  1. Планируемые результаты:

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты

У учеников будут сформированы: 

 установка на безопасный, здоровый образ жизни;

 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

 этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится: 

 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится: 

 проводить сравнение и классификацию объектов;

 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

 проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится: 

 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

 обращаться за помощью;

 формулировать свои затруднения;

 предлагать помощь и сотрудничество;

 слушать собеседника;

 договариваться и приходить к общему решению;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 осуществлять взаимный контроль;

 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: 

 формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.

 овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

использовать математические, естественно-научные методы и приёмы, некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук.

Формирование основ смыслового чтения и работы с текстом

Поиск информации и понимание прочитанного (определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста и т.д.);

преобразование и интерпретация информации (структурировать текст; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения и т.д.);

оценка информации (связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.д.)

Формирование общепользовательской ИКТ-компетентности

Критическое отношение к информации;

поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде ОУ, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);

подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой.

3.   Содержание занятий 1 класс

1. Введение «Вот мы и в школе» - 4 ч.

Классный час «Дорога к доброму здоровью». Здоровье в порядке - спасибо зарядке. В гостях у Мойдодыра. Кукольный спектакль. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр».

2. Питание и здоровье – 5 ч.

Витаминная тарелка на каждый день. Культура питания. Приглашаем к чаю. Умеем ли мы правильно питаться? Как и чем мы питаемся? Викторина «Бутерброд».

3. Моё здоровье в моих руках – 7 ч.

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. Полезные и вредные продукты. Кукольный театр. Спектакль «Ручеёк». Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек». Как обезопасить свою жизнь? День здоровья «Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим». В здоровом теле – здоровый дух.

4. Я в школе и дома – 6ч.

Мой внешний вид – залог здоровья. Зрение – это сила. Осанка – это красиво. Весёлые переменки. Здоровье и домашние задания. Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.

5. Чтобы забыть про докторов – 4ч.

“Хочу остаться здоровым”. Вкусные и полезные лакомства. День здоровья «Как хорошо здоровым быть».  «Как сохранять и укреплять свое здоровье».

6. Я и моё ближайшее окружение – 3ч.

Моё настроение. Вредные и полезные привычки. Первая доврачебная помощь.

7. «Вот и стали мы на год  взрослей» - 4ч.

Вредные и полезные растения. “Я б в спасатели пошел”. Опасности летом. Чему мы научились за год.

Формы проведения занятия

и виды деятельности 2 класс

Тематика

Игры

Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим

“Я б в спасатели пошел”

«Остров здоровья»

 «Состояние экологии и её влияние на организм человека»

Беседы

Полезные и вредные продукты

Гигиена правильной осанки

Мой внешний вид –залог здоровья

 Как питались в стародавние времена  и питание нашего времени

Мода и школьные будни

Как защититься от простуды и гриппа

Круглые столы

«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений

Просмотр тематических видеофильмов

«Как сохранить и укрепить зрение»

«Как работает сердце»

«Зачем надо чистить зубы»

«Вредные микробы»

Экскурсии

 «Сезонные изменения и как их принимает человек»

 «Природа – источник здоровья»

«У природы нет плохой погоды»

Дни здоровья, спортивные мероприятия

«Дальше, быстрее, выше»

«Хочу остаться здоровым»

. «За здоровый образ жизни»

Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

В здоровом теле здоровый дух

«Моё настроение»

Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»

«Продукты для здоровья»

«Мы за здоровый образ жизни»

Решение ситуационных задач

Культура питания.

Этикет.

Лесная аптека на службе человека

Вредные привычки

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» состоит из 5 разделов:

-«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

-«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

-«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата закаливание организма. Факторы здоровья.

-Здоровый образ жизни – основа устойчивости организма к негативным влияниям среды. Вредные привычки. 

-«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона; Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Правила личной гигиены, их содержание, значение для охраны здоровья. Алгоритм умывания. Уход за волосами. Уход за кожей. Гигиена полости рта. Правила ухода за одеждой и обувью. Гигиена помещения.

-«Какой я?»: знакомство с организмом, с работой органов, гигиена; Строение тела человека (общий обзор). Скелет и осанка. Мышцы их значение и укрепление. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Органы кровообращения. Органы дыхания. Органы пищеварения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Содержания занятий 3 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» состоит из 5 разделов:

-«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

-«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

-«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата закаливание организма. Факторы здоровья.

-Здоровый образ жизни – основа устойчивости организма к негативным влияниям среды. Вредные привычки. 

-«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона; Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Правила личной гигиены, их содержание, значение для охраны здоровья. Алгоритм умывания. Уход за волосами. Уход за кожей. Гигиена полости рта. Правила ухода за одеждой и обувью. Гигиена помещения.

-«Какой я?»: знакомство с организмом, с работой органов, гигиена; Строение тела человека (общий обзор). Скелет и осанка. Мышцы их значение и укрепление. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Органы кровообращения. Органы дыхания. Органы пищеварения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения

Содержание занятий 4 класс

1. Введение «Эмоции и стресс» - 6 ч.

Классный час «Что такое ГТО?». Следишь ли ты за своей осанкой. Как правильно сидеть при большой нагрузке. Положительные и отрицательные эмоции. Влияние эмоций на организм человека. Управление эмоциями. Агрессивность. Стресс. Релаксационные упражнения.

2. Вредные привычки – 2ч.

Вредные привычки и здоровый образ жизни. Учимся думать и действовать – решение за здоровый образ жизни..

3. Народные праздники, их традиции и здоровье – 7ч.

Национальные подвижные игры. Подготовка к неделе гражданской обороны. Народные праздники, их традиции и здоровье. Зимние игры, забавы.

4. Я в школе и дома – 5ч.

Пионербол. Семья, родители. Как помочь родителям? Чистота – залог здоровья. Что готовили наши прабабушки. Аптека на подоконнике.

5. Режим дня – 6ч.

Что умеют мальчики. Что умеют девочки. Конкурс «Рыцарский турнир». Игра «А, ну кА, девочки!». Режим дня – основа здоровья и долголетия.

6. Погода и здоровье – 4ч.

Погода и здоровье ребенка. Почему нельзя ходить без зонта в дождь. Турнир по футболу.

7. «Вот и стали мы на год  взрослей» - 4ч.

Мониторинг класса. День спорта (конкурсы, концерт). Погода и здоровье – как загорать? Как подготовить себя к обучению в 5 классе.

4.   Тематическое планирование   курса «Будь здоров »

 1 класс:

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

теория

практика

I

Введение  «Вот мы и в школе».

4

1

3

Праздник «К нам приехал Мойдодыр».

II

Питание и здоровье

5

1

4

Викторина «Бутерброд».

III

Моё здоровье в моих руках

7

2

5

Презентация проектов.

IV

Я в школе и дома

6

2

4

Игра-викторина «Здоровье в школе и дома».

V

Чтобы забыть про докторов

4

1

3

День здоровья.

VI

Я и моё ближайшее окружение

3

1

2

Ролевая игра.

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей»

4

2

2

Диагностика.

Итого: 

33

10

23

  1. класс

Тема

Кол-во часов (всего)

Кол-во часов (теория)

Кол-во часов (практ.)

Форма занятий

Способы выявления образовательных результатов учащихся

Что мы знаем о ЗОЖ?

2

1

1

Анкетирование, игра, викторина.

Выявление составляющих ЗОЖ.

 «Питание и здоровье»

4

1

3

Беседа, игра-соревнование, практическое занятие.

Презентация проектов.

 «Моё здоровье в моих руках»

4

1

3

Викторина, беседа, игра, поиск и структурирование информации.

Презентация свода правил «Уход за телом».

 «Я в школе и дома»

4

1

3

Сбор и структурирование информации, беседа, игра, практическое занятие.

Разучивание гимнастик для глаз и упражнений для осанки.

«Игра-залог здоровья»

3

0

3

 Игры народные командные, игры хороводные, игры малой подвижности.

Праздник народных игр: «В гостях у Госпожи Игры».

«Спорт в нашей жизни»

3

1

2

Соревнование, игра, викторина

Эстафета: "Быстрее, выше, сильнее".

«Защита организма»

4

2

2

Поиск и структурирование информации. Работа в творческой группе. Игра-викторина.

Защита мини-проектов.  Презентация дневников здоровья.

«Безопасность дома и на улице»

9

4

5

Беседа, викторина, эстафета, игра

Проект: "Правила поведения юных путешественников". Конкурс рисунков "Правила безопасности на воде".

Итоговое занятие

1

1

Викторина

Всего:

34

11

23

  1. класс

Тема

Кол-во часов (всего)

Кол-во часов (теория)

Кол-во часов    ( практ)

Форма занятий

Способы выявления образовательных результатов учащихся

 Тема 1:  «Вот мы и в школе»

4

1

3

Игра, круглый   стол.

Презентация санитарного листа, газеты.

Тема 2:  «Питание и здоровье»

5

3

2

Игра, КВН, сбор и структурирование информационного материала.

Презентация санитарного листка,  составление меню. Работа в творческих группах.

Тема 3: «Моё здоровье в моих руках»

7

5

2

Беседа, экскурсия, выставка.

Презентация памятки. Выставка  творческих работ.

Тема 4:  «Я в школе и дома»

6

3

3

Спектакль, игра.

Выставка  газет. Инсценировка.

Тема 5: «Чтоб забыть про докторов»

4

0

4

Командная игра, спортивное соревнование, круглый стол.

Игра-викторина. Структурирование и представление работы в творческой группе.

Тема 6: «Я и мое ближайшее окружение»

4

2

2

Сбор и структурирование информационного материала. Спектакль

Презентация газеты.  Презентация личных достижений, инсценировка спектакля.

Тема 7: «Вот и стали мы на год взрослей»

4

2

2

Игра, командная игра, сбор информации.

Презентация газеты, мониторинг состояния здоровья. Награждение победителей.

34

16

18

  1. класс

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма занятия

Форма

контроля

Теория

Практика

I

Введение «Эмоции и стресс».

6

2

4

Беседа о ГТО. Час здоровья. Викторина.

Школьный праздник.

II

Вредные привычки.

2

1

1

Экскурсия в город. Круглый стол.

Анкетирование. Соревнования

III

Народные праздники, их традиции и здоровье.

7

3

4

Урок-игра. Спортивные соревнования.

Игра-викторина.

IV

Я в школе и дома.

5

2

3

Спортивные соревнования. Подвижные игры. «Рыцарский» турнир.

Ролевая игра

V

Режим дня.

6

2

4

Дебаты. Урок-исследование. Игра.

Диагностика

VI

Погода и здоровье.

4

2

2

Спортивные игры. Турнир.

Турнир по футболу.

VII

«Вот и стали мы на год  взрослей».

4

2

2

Спортивные конкурсы. Концерт. Беседа.

Мониторинг состояния здоровья.

Итого: 

34

14

20

  1. Варианты практических заданий

Ребенок в индивидуальной беседе с учителем, дистанционно или на установочном занятии получает задание, которое выполняет дома. Он может обратиться за помощью к учителю, родителям, библиотекарю школы, использовать ИКТ средства.

1 класс

Тема

Задание

1

«Витаминная тарелка»

Прими участие в конкурсе рисунков «Витамины – наши друзья и помощники».

2

Проект: «Дневник здоровья»

Составь план здорового образа жизни, придерживайся его каждый день, не забывая записывать свои достижения в «Дневник здоровья». Представь свой дневник классу, расскажи, что было легко, а что трудно. Что изменилось за то время, когда ты старался весть здоровый образ жизни?

3

Проект: «В здоровом теле – здоровый дух»

Подумай, почему у людей появляются вредные привычки. Как можно от них избавиться. Чем полезен здоровый образ жизни.

Нарисуй плакат, который, по твоему мнению, сможет замотивировать людей вести здоровый образ жизни.

4

Стань участником командных соревнований в День здоровья.

5

День здоровья.

Съезди со своей семьёй загород. Погуляйте на свежем воздухе. Может быть, посетите какие-то спортивно-оздоровительные мероприятия. Подготовь фотоотчет о Дне здоровья твоей семьи.

2 класс

Тема

Задание

1

«Витаминная тарелка»

Прими участие в конкурсе рисунков «Витамины – наши друзья и помощники».

2

Проект: «Дневник здоровья»

Составь план здорового образа жизни, придерживайся его каждый день, не забывая записывать свои достижения в «Дневник здоровья». Представь свой дневник классу, расскажи, что было легко, а что трудно. Что изменилось за то время, когда ты старался весть здоровый образ жизни?

3

Проект: «В здоровом теле – здоровый дух»

Подумай, почему у людей появляются вредные привычки. Как можно от них избавиться. Чем полезен здоровый образ жизни.

Нарисуй плакат, который, по твоему мнению, сможет замотивировать людей вести здоровый образ жизни.

4

Стань участником командных соревнований в День здоровья.

5

День здоровья.

Съезди со своей семьёй загород. Погуляйте на свежем воздухе. Может быть, посетите какие-то спортивно-оздоровительные мероприятия. Подготовь фотоотчет о Дне здоровья твоей семьи.

3 класс

Тема

Практическое задание

1

Тема 1:  «Вот мы и в школе»

Изготовление санитарного листка, подбор информационного материала, изготовление газеты: «Остров ЗДОРОВЬЯ» ,игра: «Здоровый образ жизни, что это?»

2

Тема 2:  «Питание и здоровье»

Составление меню, изготовление санитарного листка: вредные  микробы. Мини-проект: «Рецепт дня».

3

Тема 3: «Моё здоровье в моих руках»

Разрабатываем памятку: «Упражнения для зарядки». Экскурсия: «Природа-источник здоровья» .Составление правил по теме: «Как сохранять и укреплять свое здоровье».

4

Тема 4:  «Я в школе и дома»

Подборка загадок, стихов по теме: «Гигиена правильной осанки». Игра: «Спасатели, вперед!»

5

Тема 5: «Чтоб забыть про докторов».

Командная игра: «Движение-это жизнь»  .Подборка иллюстраций, картинок по теме .Круглый стол: «Разговор о правильном питании». .Спортивное соревнование: «Дальше, быстрее, выше».

6

Тема 6: Я и мое ближайшее окружение.

Создание газеты: «Вредные привычки и их профилактика». Постановка кукольного спектакля .Сбор информационного материала : «Занимательные  факты  о здоровье».

7

 Тема 7: «Вот и стали мы на год взрослей».              

Создание газеты о здоровом образе жизни, сбор информации «Лесная аптека».Проведение игры: «Не зная броду, не суйся в воду»  .Командная игра: «Мы за здоровый образ жизни».

4класс

Задание

4 класс

1

Проект: «Релаксация»

Придумай способы избавиться от стресса, оформи подсказки людям, которые страдают от напряжения и стресса. Защити свою идею, если умеешь, сделай презентацию в программе PowerPoint

2

Проект: «Я - человек»

Изучи справочную литературу на тему «Скелет». Выясни, зачем он нужен, из чего состоит и какую роль служит. Сделай макет. Защити свою идею, если умеешь, сделай презентацию в программе PowerPoint

3

Проект: «Я за ЗОЖ»

Подумай, почему у людей появляются вредные привычки. Как можно от них избавиться. Чем полезен здоровый образ жизни.

Нарисуй плакат, который, по твоему мнению, сможет замотивировать людей вести здоровый образ жизни.

4

Стань участником турнира по футболу

5

Проект: «Мама, папа, я – здоровая семья!»

Съезди со своей семьёй загород. Погуляйте на свежем воздухе. Может быть, посетите какие-то спортивно-оздоровительные мероприятия. Напиши отчет о Дне здоровья твоей семьи. Не забудь про фотографии.

6

Прими участие в Дне спорта Красногвардейского района.

  1. Учебно-дидактическое и материально техническое обеспечение реализации программы:

Технические средства обучения

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Оборудование класса

Учебно-дидактические  материалы, электронные ресурсы

(«Копилка» учителя)

Компьютер

Принтер

CD

DVD

Мультимедийный проектор

Приставка mimio

Маркерная доска

Парты

Стулья

шкафы

Спортивный зал:

Маты;

Коврики;

Гимнастические скамейки;

 Мячи, обручи, кегли, прыгалки.

  1. Коллекция презентаций, созданных самостоятельно.
  2. Наглядные пособия.
  3. Электронные презентации «Вредные и полезные привычки», «Режим дня школьника»
  4. Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
  5. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
  6. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство ACT -ЛТД, 1997.
  7. DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

Интернет-ресурсы

http://mult-film1.ru/developing/80-smeshariki-azbuka-zdorovya.html - Сайт мультфильма "Смешарики. Азбука здоровья"

http://ped-kopilka.ru/blogs/sazonov-alexey/metodicheskii-sbornik-igry-dlja-uchaschihsja-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3558.html Методический сборник "Игры для учащихся младшего школьного возраста"

http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/igry-dlja-detei/podvizhnye-igry-dlja-1-2-klasa.html  Подвижные игры для 1-2 класса

  1. Список литературы

1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М.: Просвещение, 1988

2. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2004. – 80 с.

3. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995

5. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.

8. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.

9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

10.Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.

11.Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987

12.Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988

13.Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

14.Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом практической части является разработка курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Будь здоров». Который соединил в себе все актуальные формы работы по формированию ЗОЖ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Анохина И. А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ: методические рекомендации / И. А. Анохина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2010.-100 с.

2.  Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области

3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы).- М.: ВАКО, 2005.-208 с.

4.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов].-М. : Просвещение, 2011.-204 с.

5. Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы //Школьный психолог.-2007.- № 17-24

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.: АРКТИ, 2006.-320 с.

7. Смирнов А. Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ.- М.: Вентана-Граф, 2009.-112 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и еауки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.-31 с.

9. Формирование здорового образа жизни : классные часы / авт.- сост. Т. И. Магомедова, Л. Н. Канищева.- Волгоград: Учитель, 2007.- 136 с.