Урок кубановедения "Символика Краснодарского края"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Проценко Марина Алексеевна

 

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Познакомить учащихся с символикой края, с историей их становления и развития.

Развивать творческое воображение, кругозор, умение сравнивать, обобщать, делать выводы  на основе полученной информации.

Воспитывать патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs_simvolika_krasnodarskogo_kraya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Герб, гимн, флаг Краснодарского края».

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Познакомить учащихся с символикой края, с историей их становления и развития.

Развивать творческое воображение, кругозор, умение сравнивать, обобщать, делать выводы  на основе полученной информации.

Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебник «Кубановедение» 3 – 4 класс. Авторы: М.В. Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А. Науменко, Н.Я.Паскевич – Краснодар 2008г.); гимн Краснодарского края «Ты Кубань, ты наша родина!», компьютер;  проектор; экран; слайды по теме : флаг, герб Краснодарского края, словарные слова, текст гимна Краснодарского края,  тестовые задания, кроссворд «Символ».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Начинаем мы опять                                      

По истории шагать.                                      

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

II. Проверка домашнего задания

Разгадывание кроссворда.

1. Как назывался город Краснодар в 19 веке?

2. Достопримечательность Краснодара в начале 20 века – Царские …?

3. Что произошло 10 декабря 1900 года? Пошел первый …?

4. Спустя сколько лет открыли воссозданный памятник Екатерине II?

5. Назовите фамилию скульптора, по проекту которого, был создан упомянутый памятник?

6. Назовите фамилию выдающегося кубанского архитектора?

 – Проверим как заполнили кроссворд? Нет ли ошибок?

е

к

а

т

е

т

р

р

и

м

м

а

н

а

с

и

м

в

о

л

т

к

в

о

д

ь

о

е

а

р

а

г

ш

й

о

р

е

и

т

р

н

а

б

Ответы:

1. Екатеринодар

2. Ворота

3. Трамвай

4. Сто

5. Микешин

6. Мальгерб

III. Постановка темы урока

 Ключевое слово нашего кроссворда СИМВОЛ. Кто может назвать тему нашего урока? Правильно.

Но сначала мы выясним, что такое символ.

IV. Работа над темой урока

1) Словарная работа

Символ – условный знак.

– Какие символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн)

Гимн – торжественная песня. Где можно услышать гимн?

Флаг – полотнище определённого цвета, прикреплённое к древу.

Герб – эмблема края.

Герб имели не только государства, но и определённые города. Что же символизировали гербы? Богатство города, его независимость, отражали экономическую жизнь, занятия жителей или героические страницы истории города. Гербы помещались на городские ворота, на главных зданиях.

 - В прошлом у каждого замка, города, страны был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, страны, о его внешнем облике, об обычаях жителей. Рассказ велся на языке символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.

Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика.

– Что собой представляет герб Краснодарского края? Мы должны сейчас это выяснить.

2) Рассказ о Краснодаре.

– Но сначала, назовите столицу нашего края. Это город? (Краснодар)

– Как он назывался раньше? (Екатеринодар) Почему?

Да, ребята одно из первых поселений казаков прибывших из Запорожской Сечи было названо Екатерининским. Это ему суждено было стать столицей казачьего края.

– А вы знаете, почему я заговорила с вами о Екатеринодаре? Да потому что в основе герба Краснодарского края – изображение исторического герба Кубанской области и г. Екатеринодара.

Впервые гербы в городах Кубани появились в середине XIX века.

3) Рассказ о гербе Екатеринодара.

4) О гербе Краснодарского края.

– Известно, что до 60-х годов XIX века Кубанская область не имела своего герба. Поэтому за основу был взят герб Екатеринодара, и утверждён 31 января 1874 г. После революции 1917 г. судьба герба неизвестна, история умалчивает. Но в 1995 году был принят Закон Краснодарского края о символах, в котором было описание герба нашего края, составленного на основе исторического герба Кубанской области.

Сравните, что вошло в герб нашего края от герба Екатеринодара. (Дети сравнивают)

Атрибуты на гербе: (подводим итоги) крепостная стена, щит, башни, знамёна – атрибуты пограничного края.

Пернач (булава)– знак высшего атаманского достоинства, он вручается избранному воинскому атаману.

Бунчук – знак Ставки, символ атаманов в походе, в бою следовал за командующим, в мирное время хранится в церкви.

Вензель – сочетание начальных букв имени и фамилии перевитые между собой.

В историческом гербе Краснодарского края отражён дух кубанского казачества – народа великой России. Дома попробуйте составить герб нашей станицы.

Физминутка

В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-жёлтой головой.

Головою он вертел,

Всё увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там

Он сейчас расскажет нам.

Мы по лугу прогулялись

И немного отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Чудеса у нас на свете.

 Стали карликами дети.

 А потом все дружно встали,

 Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

5) Флаг Краснодарского края

Наряду с гербом, символом Краснодарского края является флаг. Кто помнит, какую расцветку он имеет (сине-малиново-зелёный флаг)? Вы можете его увидеть на многих административных зданиях.

Синий цвет – славянский народ.

Малиновый цвет – казачество.

Зелёный цвет – восточные, горские народы.

Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. Длина флага – 3 метра, ширина – 2 метра, в центре, на малиновой полосе расположен, шитый золотом, герб Кубани.

Три цвета – вместе дружная семья народов.

Три цвета – стремление всех национальностей, населяющих Кубань, к миру, добрососедству, чтобы наша малая родина никогда не стала объектом национальных распрей и войн.

6) Гимн Краснодарского края 

Вступительное слово.

Народная песня "Ты, Кубань, Ты наша Родина", написана в 1914 году на русско-турецком фронте. Была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память боевой их славы в первой мировой войне. Автор слов - полковой священник Константин Образцов, музыка народная

            Песня сразу привлекла внимание воинов.  Нотный текст Гимна обработал художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора народный артист России Виктор Захарченко.

       Гимн Краснодарского края исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых органами государственной власти: при поднятии флага Кубани, при открытии и закрытии торжественных собраний, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении наград.

  Историческая справка:
 
В годы Великой Отечественной песня поднимала боевой дух казаков и вместе с ними прошла победный путь от берегов Кубани до Эльбы. Ее слышали в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германии.
  В настоящее время песня олицетворяет собою Кубань.
  24 марта 1995 года Законодательное Собрание Краснодарского края утвердило ее в качестве гимна Краснодарского края.

- Как должны вести себя присутствующие при публичном исполнении Гимна?

 Прослушивание гимна Краснодарского края

(диск) «Ты, Кубань, ты наша Родина!».

 Сл.К.Образцова, муз. М. Сиреньянов в обработке В.Захарченко.

Беседа по содержанию гимна.

- Как названа Кубань в тексте гимна? («вековой богатырь», «матушка», «Родина»)

- Как вы понимаете выражение «бьем тебе челом»?

- На что готовы «верные сыны» ради родины ?

- О чем вспоминается в далеких странах ?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании гимна? (Гордость, уважение)

V. Закрепление

1) Игра «Восстанови флаг Краснодарского края».

У каждого учащегося на рабочем столе альбомный лист, клей, 3 полоски: зеленая, синяя, малиновая.

Проверка: 1 полоска – синяя, 2 полоска – малиновая, 3 полоска – зеленая.

2) «Ученые - геральды»

(Учащиеся рассматривают гербы городов края.) учебник стр.103

- Расскажите, чем занимаются жители этих городов?

3) Работа в парах

-Самостоятельно выполните задание в рабочей тетради.

Подпишите атрибуты герба Кубани. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга.

VI. Итог  урока

– Какой флаг у Краснодарского края? Что он символизирует?

– Что же такое герб? (Эмблема края)

– Что отражает герб Краснодарского края?

– Как называется торжественная песня – гимн Краснодарского края?

VII. Домашнее задание:

Выучить геральдику Краснодарского края, придумать герб своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кубановедению "Водоёмы Краснодарского края: моря, реки, озёра, водохранилища, лиманы"

Формирование у детей представления о водоёмах края, ознакомление с растительным, животным миром водоёмов. Воспитание бережного обращения к природе....

Урок презентация Посвященный 75 годовщине образования Краснодарского края

Урок путешествие, интересная информация про скифов, сарматов и меотов. О том как Кубань была передана Елизаветов второй запорожским казакам....

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

путешествие по Краснодарскому краю .Станция "Животные Краснодарского края"

Данный материал является составной частью интеллектуальной игры-путешествия ....

Урок Растительность Краснодарского края. Её охрана.

Разработка урока с целью познакомить учащихся с разнообразием растительного мира Краснодарского края, изучить основные экологические правила, воспитать бережное отношение к природе....