«Игровые методики»
методическая разработка по теме

Моценко Елена Викторовна

 

 

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Мне хочется представить игры, которые по их содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические. Это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Социально-психологическая игра – это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_kursovaya_rabota1.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Игровые методики

Только духовная общность, - и ничего, что

может расколоть эту общность; только взаимность

сотворчества, сотрудничества, - и ничего, что может

посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная

в тончайших формах педагогического  мастерства, - и

ничего, что может отравить ее; только уважение и

  утверждение личностного достоинства,- и ничего,

что может отравить ее; только уважение и утверждение

личностного достоинства,- и ничего, что может ущемить

радость взросления в ребенке; и, наконец, только

оптимизм и глубокое понимание ребенка – вот чем

облагораживается наше воспитательное поле, на котором

выращиваем мы будущее человечества, куем судьбы

и счастье людей.

Ш.А. АМОНАШВИЛИ

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

        Огромная роль  в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Игра - особый вид деятельности.

Во – первых, потому, что играть приятно, легко, весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы мы получаем предрасположенность и потребность к игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой наш организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во- вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Человек, увлечённый ходом игры, забывает о своём авторитете, перестаёт заботиться о своём реноме. Он играет взахлёб.

 В – третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, т.е. обладает возможностью приобщить человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка, ведь в игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой. Художественной, спортивной деятельности, для общения.

В – четвёртых,  в игре минимальное количество правил, соблюдать их не сложно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры, позволяющая каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры, что придаёт интригу, держит интерес на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности.

В – пятых, игра – самый демократичный вид деятельности. И ребёнок оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении, отменном прилежании. Игра – общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной :

  • Игра – фактор развития ребёнка
  • Игра – способ приобщения ребёнка к миру культуры
  • Игра – щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным умениям
  • Игра – ознакомление ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности
  • Игра – мягкое корректирование воспитанности ребёнка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений
  • Игра – деликатное диагностирование социального развития ребёнка
  • Игра – профессионально – изящная форма социально – психологического тренинга
  • Игра – способ педагогической помощи ребёнку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним  в реальной повседневности
  • Игра – один из простых способов подарить ребёнку счастливые моменты проживания радости жизни
  • Игра – простой и лёгкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

Мне хочется представить игры, которые по их содержанию и назначению можно характеризовать как социально-психологические. Это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана.

  Социально-психологическая игра – это всегда «здесь и сейчас» проживаемая жизнь.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ИГРОВЫХ МЕТОДИК.

 

        Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

     Поэтому первоочередное внимание педагога направляет на создание наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия, придавая ведущую роль педагогической технике : голосу, мимике, жестам, пластике, темпо-ритму движений, лексической и мелодической окраске речи, определяющих тональность первого этапа занятий – пролога.

     Пролог психологически открывает каждого на общение, педагог « не теряет времени» пока не получит благоприятную атмосферу. Вот некоторые способы  получить желаемый результат:

  • Обращение к детям, подчёркивающее уважительность педагога в адрес детей (дамы и господа, судари и сударыни, мои дорогие…)
  • Проявление заботы об обустройстве всех детей  для предстоящей духовной работы (всем  ли  удобно? Все  ли  хорошо расположились?)
  • Персональный вопрос, направляемый поочерёдно каждому участнику (Как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме занятий?
  • Педагогическая мезансцена занятий (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение)
  • Предварительный вопрос, направляющий внимание на какую-то проблему жизни, - ту самую, что будет затронута в игровой коллизии.

  Вовлечение в игру и объявление правила игры происходит путём раскрытия фабулы игры и попутного обозначения игровых ролей, далее приглашения детей к исполнению ролей.

  Наблюдателей же необходимо наделить «важной» ролью, например: арбитра, делая выводы, следя за разворачиванием сюжета , выступая сторонним наблюдателем ситуации жизни, высказывая впечатления от увиденного.

   В игре каждый персонаж имеет прво на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я», т.е. ход игры непредсказуем – скрыта игровая интрига. В этом случае педагог подхватывает этот сюжетный поворот и с помощью реплик оформляет его дальнейшее движение .

  Педагогическая импровизация придаёт игре остроту и повышает интерес к содержанию игры всех участников и наблюдателей.

   Средства же игры минимальны. Они лишь инициируют активное воображение участников – это единственное их назначение. Зато большее значение приобретает мизансцена, которая несёт на себе символику отношений, поэтому носители отношений размещаются именно так, чтобы ярко очертить взаимоотношения персонажей игры

    Очень важно сохранять этику взаимоотношений во время игры., не допуская обидных и грубых выпадов детей друг против друга. Это задача педагога, в котором совмещается мягкость, весёлость, четкая распорядительность, исключающая небрежное отношение к человеку.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК.

    Поскольку подборку игровых методик я произвела как педагог – практик, то разумеется их содержание составляет содержание воспитательного процесса. В таком случае содержанием игры выступают:

  • Ценностные отношения детей к миру (они проживаются)
  • Умения детей взаимодействовать с миром (они вырабатываются)
  • Знания детей о мире (они приобретаются).

  Знания, умения, отношения – вот содержание воспитательного процесса. Основное содержание – ценностные отношения, те отношения к наивысшим ценностям жизни, присутствие которых в жизни гарантирует как самоё жизнь, так и достойное её протекание. Знания и умения взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру.

  Содержанием игры является определённое отношение к ценности. Это отношение, во - первых проживается каждым участником игры, во-вторых осмысливается, и, в-третьих проецируется в сознании в форме адекватного способа жизни. Завершаются занятия рефлексией, которая подтверждает сказанное. При этом дети часто говорят: «Мне было хорошо, интересно…Я поняла, что… Теперь я постараюсь…»

 Задача же нас педагогов, как ведущих игру расставить акценты именно на проявляемых и проживаемых отношениях к конкретным персонажам или к конкретному событию, ведь только педагогу подвластно восхождение к ценности : путем абстрагирования обнаружить за конкретным предметом некую ценность жизни, будь это красота, добро, общество, труд, познание, свобода или сама жизнь во всех её проявлениях. Так, например, играя с детьми в «Корзину грецких орехов», педагог производит обобщение, выводя детей на проблему преодоления человеком трудностей жизни, на идею человека как стратега жизни и хозяина своей судьбы; а в игре «Волшебный стул» идею индивидуальности человека, неповторимости его личности.

  Игровые методики – педагогическое средство и их использование всегда содействует цели воспитания. Несомненно, развитие нового воспитания с его новой стратегией и педагогической тактикой будет сопровождаться новыми поисками интересных методик. Я предлагаю несколько игровых методик, которые мы используем в работе в соответствии актуальным потребностям возраста и его социально-психологическим возможностям.

  • КУЛЬТУРА МОЕГО «Я»

Это  игры, которые помогут детям установить своё отношение к культуре, найти альтернативные характеристики ряда бытовых явлений, которым ребёнок не давал названий, ибо не знал их. В играх школьник произведёт сопоставление природы («натуры») и «культуры».

Три королевства

Игра строится на основе трёх ключевых категорий культурологи: «культура», «дикость», «варварство».

Фабула игры: три короля, сидя на троне, наблюдают поведение человека и, мысленно оценивая уровень поведенческих форм, приглашают человека войти в то или иное царство, заявляя: «Ты гражданин моего королевства».

Разумеется поведение играющего предполагается, оно выстраивается умозрительным порядком, когда ведущий описывает ситуацию и предлагает довести её до логического конца. Например:

  • Собака не доела, а я был очень голоден, и…
  • Только закурил – подошёл автобус, я…
  • Начальник на меня закричал, тогда я….
  • Целое лето провела на огороде, отпуск кончился, и я…
  • Прохожий толкнул меня, я, конечно…
  • Угостили пирогом, но он оказался невкусным, я…
  • Хотел пойти в театр, но мама сказала, что нет денег, и я…
  • Утром надо вернуть книгу. А я не успел дочитать, поэтому…

    Если между королями возникает несогласие по вопросу. В каком королевстве жить данному человеку, то наблюдатели становятся арбитрами и путём голосования могут разрешить спор.

    Количество оцениваемых ситуаций должно быть равно количеству присутствующих игроков.

    В заключении ведущий просит оценить количественное размещение «по королевствам» (обязательно при этом подчёркивая, что это игра, в которой все играли избранную роль.)

   Рефлексия начинается с высказываний «королей»: что они думают и как себя чувствуют, приняв в королевство новых граждан? Далее высказываются все участники игры, сделав акцент на причинах «дикости» и «варварства» в нашем поведении ( слабость человека, забывчивость, природный эгоизм, незнание культурных норм, неумение решать коллизии и конфликты и т.д.)

    Значение понятия «дикость», «варварство», «культура» раскрываются перед детьми либо в начале игры, либо по ходу игры, например, в момент выбора «королей».

Кружка

    Это интеллектуальная игра выводит детей на уровень культуры мыслительной деятельности современного человека. В основании игры лежит положение о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, точно так же, как и весь мир в целом, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.

   Фабула игры: двое играющих ( может быть и более в зависимости от конфигурации, раскраски предмета) занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе. Пусть это будет кружка. Глядя на неё, играющие поочерёдно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок, другой говорит, что кружка одноцветная и т.д. Педагог убирает предмет и просит ребят побеседовать друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. Подсказок не должно быть.

    В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что различность их описаний зависела от ракурса восприятия предмета. Они предлагают друг другу поменяться местами. И – утверждаются в том, что их несхожие характеристики зависели не от их личностных особенностей, а оттого, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.

   Далее педагог предлагает наблюдателям высказать впечатление от происходящего на их глазах (не делая выводов, что «надо уважать мнение каждого») т. к. ведь дело-то в объективно существующих разномерных характеристиках одного и того же предмета.

     На этапе рефлексии полезно акцентировать внимание детей на то, как часто люди ссорятся, обижаются друг на друга, приписывают человеку низкую оценку из-за того, что не хотят увидеть тот ракурс, с которого тот человек воспринимает предмет.

Да – нет – может быть

       Ведущий  произносит любое суждение для всех присутствующих.  Тут же играющие откликаются на эти суждения: если они хотят согласиться с высказанным, то направляются в ту сторону, где написано слово «Да»; если кто-то не соглашается – идёт в сторону слова «Нет»; кто сомневается – «Может быть»,занимая место посредине.

           Да                          Может быть                  Нет

         

                                            Играющие            Ведущий

     

        После того, как произведён выбор позиции, можно выслушать мнения избравших позицию. А затем ещё раз предложить участникам продумать свой выбор и сменить позицию, если они изменили своё решение.

         Веер суждений составляется в соответствии с педагогическим замыслом.

         Примерный вариант суждений для оценочной реакции играющих:

  • Нет прекраснее на земле существа, чем человек.
  • Самое страшное существо на земле – человек.
  • Главное в этой жизни – иметь деньги.
  • Главное в этой жизни  - быть верным себе.
  • Чтобы иметь друзей, надо уметь их завоёвывать.
  • Чтобы иметь друзей, надо уметь быть другом.
  • Счастливый глух к несчастьям другого.
  • Счастливые – самые добрые к окружающим.

     Суждения могут быть и из однозначных суждений, и состоять из суждений, связанных с происшествием в школе, что позволит узнать общественное мнение в адрес случившегося.

     Педагогический смысл игры в том, чтобы вызвать активное осмысление вопросов жизни. Игра много содействует развитию способности быть субъектом, осознавать свои собственные мнения и отдавать отчёт в своих поступках.

Я СТРАТЕГ СВОЕЙ ЖИЗНИ

   Цель этих игр – инициировать размышления детей о ходе событий и умении управлять разворачивающейся судьбой. Игровая деятельность выводит ребят на  фундаментальные проблемы, такие как: счастье, удача,  ответственность, воля, успех, общение, молодость, старость и др.

Парадоксы жизни

     В игре развивается философское мышление благодаря тому, что им приходится осмысливать, сформулированные философом противоречивое суждение, скрывающее в своём содержании несовместимость утверждаемых положений. Развивается способность к многомерному подходу к явлениям жизни. Открывается значимость точки зрения Другого человека, как бы оно не казалось странным или нелепым, или же глупым.

      Детям предлагается некоторое суждение, содержащее в себе противоречие, с указанием автора данного афоризма. Далее: осмысление, высказывание своего понимания услышанного, затем в определённой игровой ситуации реальное выявление высказанного словами, жестами, действием или поступком.

      Соль игры  обнаружить в самой жизни противоречия, чтобы за словами представить собственную жизнь, насыщенную противоречиями. Кто же отвергает парадокс поведенческого затруднения,  рекомендуется не ставить точки и проверить наблюдениями за жизнью.

  Примеры возможных для игр суждений:

          Б.Шоу: «Разговаривать с прачкой, как с королевой, а с королевой,  как с прачкой».

          Стендаль: «Извинить бога может только то, что он не существует».

           Лихтенберг: «Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают».

           Цицерон: «Право, я предпочитаю ошибаться вместе с Платоном, чем разделять правильное суждение с этими людьми».

Наши жизненные приоритеты

       Смысл игры в последнем финальном аккорде. Проблема игры – материальное и духовное в жизни человека.

       Фабула:  в полукруг собрались представители разных профессий и наук; перед ними предмет – они поочерёдно доказывают его возможную надобность для жизни некоторых профессий; потом на месте предмета объявляется духовная ценность, и вновь круг собравшихся утверждает надобность этой духовной ценности;  наблюдатели принимают решение, кому в наибольшей степени нужен предмет и кому необходима духовная ценность.

         Заключительное решение содержит в себе философский вывод: если предмет нужен не всем, то духовные ценности – это всеобщие ценности, всеобщее достояние.

Повар                                  Поэт                                 Врач

Парфюмер                                                                   Торговец

Лётчик                            Финансист                          Танцовщик

    Предметом может быть блокнот,  карандаш, подушка, клей, компьютер… духовные ценности предполагаются из числа наивысших ценностей: общество, жизнь, природа, истина, красота, добро…человек.

      Во время рефлексии выдвигается вопрос: «Что я извлёк из нашего исследования?»

КАКИМ ВИДИТСЯ МОЁ «Я»

     Обертоном игр этого цикла является деликатное «прикосновение к другому», боязнь доставить ему боль, страдание, неудобство от неосторожного слова, жеста, действия.

     В ходе игр дети открывают для себя ценность удивительного, неповторимого, непохожего, сложного и тонкого мира «Я».

У зеркала.

     Умение отдавать себе отчёт в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека.      Формированию данного умения можно способствовать, ставя воспитанника в ситуацию жёсткого вопроса: «Чего ты хочешь?» Этот вопрос сам по себе очень хорош, когда его ставят перед ребёнком в минуту необъяснимых его реакций или нежелательного поведения.

    Для осознания себя как личности существует несколько методических форм: «Разговор при свечах», «Расскажи мне обо мне», «Портрет в анкете» и др. Особо хочется отметить  игру «У зеркала». Суть этого группового дела –  поставить подростка (игра для детей 10-11 и старше лет) перед самим собою хотя бы на мгновенье, предоставить возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств.

    Вокруг зеркала рассаживается группа. Перед каждым участником лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершённые фразы. Поочерёдно переворачивая карточки, глядя на своё изображение в зеркале, учащиеся завершают фразу про себя, мысленно или же вслух. При этом дети подходят е зеркалу по одному, а остальные располагаются справа или слева, чтобы «собеседник с собою» условно оставался наедине.

    Примеры текста карточек:

  • Я вижу перед собою…
  • Я обнаруживаю в себе…
  • Мне интересен этот человек, потому что…
  • Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что…
  • Я хотел бы задать ему прямой вопрос…
  • В моём собеседнике мне непонятным кажется…

       Варианты содержательного наполнения общения с зеркальным отражением создаются при опоре на вычленение функций зеркала как социально-психологического феномена общественной жизни и жизни индивидуальной. Зеркало помогает нам вывести наше «Я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив её в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.

       Отмечая функции зеркала, педагог создаёт смену позиций для подростка, севшего перед зеркалом. Можно избрать одну из функций.

       Стимулирующим моментом может служить художественное полотно, где герой представлен перед зеркалом (например, полотна Серова, Веласкеса). Рассматривая миг общения человека с самим собой посредством зеркала, дети вместе с педагогом обнаруживают разнообразие функций этого изобретения человечества. Попутно спросим у детей: как ведёт себя кошка или собака перед куском стекла, покрытого серебром? Нужно ли черепахе амальгамированное стекло?

Я В ОБЩЕСТВЕ

      Эти игры помогают детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для человека, ведь неразрывна связь человеческой жизни и общества, в лоне которого протекает жизнь.

       Игры помогают детям оценить значение и личностный смысл общественных правил, законов традиций.

                    Едем на необитаемый остров

       В данной игре диагностируется представление детей о достойной человека жизни.

        Им предлагается взять на необитаемый остров всех тех людей, без которых они не представляют себе жизни, достойной человека. Такова фабула игры.

        Организация её имеет много вариантов: индивидуальный набор-приглашение на остров, командно-состязательный набор-приглашение, оцениваемое арбитрами; определение ролей всех присутствующих; вариативный набор-приглашение, когда из некоторого количества решений голосованием предпочтение отдаётся одному и т.д.

         Острова могут иметь название, герб, основной закон, занятия, увлечения, т.е. описание содержания жизни, вплоть до описания костюма жителя.

         Центральный вопрос, вокруг которого выстраивается игра, - будет ли жизнь на острове, достойная Человека?

Пять минут до..

Игру можно предлагать только старшеклассникам. Ведущий обращается  к ним :

 - Ребята, представьте себе, что кому-то из вас, единственному на земле, стало известно о том, что через пять минут произойдёт страшная катастрофа, и жизнь на планете исчезнет… Перед вами микрофон, через который можно связаться сразу со всем человечеством. Что вы сказали бы миру?

     Старшеклассник подходит к стулу перед экраном, на котором разворачивается картина Земли, снятой с высоты птичьего полёта. Звучит музыка. Потом вдруг изображение и звук исчезают. Юноша поворачивается к залу и говорит то, что хотел бы сказать.

      Далее новое изображение и иное слово к человечеству.

       Игру можно проводить и в других вариантах – «За пять минут до того, как у тебя попросят велосипед» или «За пять минут, как тебя учитель пригласит к доске…»

      Строго запрещается оценивать слова и действия выступающих. Всё должно восприниматься как данность, потому что интерес представляет индивидуальное проявление личности, её непохожесть и автономность.

Я И ИСКУССТВО

     Игры  на осмысление роли искусства о жизни человека. Мера этого осмысления разная: от простого восприятия и переживания художественного образа до анализа влияния произведений  искусства на жизнь человека.

Чему удивляется мир

«Чему удивляется мир» - это серия групповых занятий, посвящённых общению с искусством.

      Предъявляется произведение искусства, проверенное временем, и ставится вопрос о вечности созданного художником, о тайне воздействия на людей. Нельзя уходить в эстетический анализ произведения. Здесь важен элемент восприятия через призму общечеловеческого преклонения и восторга: что же находят люди в музыке Глюка? В Венере Милосской? В Эйфелевой башне? В живописи импрессионистов? В танце Улановой?

      Следует хорошо продумать демонстративную площадку, момент предъявления, время восприятия, тональность разговора. Каждому надо дать право не согласиться с человечеством, если пока шедевр ничего тебе не говорит. Но мягко поставить вопрос: человечество ошибается – один я прав?

       Отталкиваться в организации общения следует от первых впечатлений: пусть дети их скажут. Затем предложить им вторично и как бы заново всмотреться, вслушаться, вдуматься в то, что говорит нам художник.

      …На экране Венера Милосская во всей своей божественной красоте. Педагог рассказывает об истории появления скульптуры в Лувре, о сильном впечатлении, которое она производит на людей, о непостижимости тайны её женской красоты. А так же о том, что богиня красоты всегда покоряла мужчин, они склоняли голову перед нею… «Что бы вы могли сказать ей? Что бы вы хотели сказать ей? И дети выходят на общение с богиней.

        Здесь присутствует выход на Человека и отношение к нему, к его видению мира. В такого рода встречах с вечными произведениями искусства обеспечивается «присвоение» прекрасного, включение его в структуру личности школьника как личностно ценностное для личности в повседневной жизни.

        Это только часть игровых методик используемых мной  и моими коллегами в работе как  средство воспитания детей. Наш коллектив единомышленников ищет новые методики, надеется на позитивный результат  и в дальнейшем.

Литература

1. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1978

2. Щуркова Н.Е.Классное руководство: игровые методики.- М.:  

       Педагогическое общество России, 2004.

3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.- М., 1992

4. Вулис А. Литературные зеркала.- М., 1991.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя.- М. Просвещение, 1987

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая методика в обучении иностранным языкам

В статье дано обоснование необходимости применения игровой методики обучения в начальной школе. Разобраны элементы методики на некоторых примерах....

Презентация по теме игровая методика

Игровая методика в обучении английскому языку во 2-3 классах....

«Игровые методики по развитию творческого воображения и фантазии».

Цель:     обогащение  системы  педагогических  действий  современными  методами  и  приемами для развития творческого воображения и фантазии дете...

Игровые методики на уроках в начальной школе

Представлены различные игровые моменты используемые на уроках в начальной школе...

Из опыта работы. Использование игровых методик для организации детской проектной деятельности.

Из собственной практики или литературных источников, предлагаем Вашему вниманию примеры игровых методик, используемых в организации различных этапов работы по методу проектов. Предлагаемые игры возмож...