Двухколёсные транспортные средства и правила безопасного передвижения на них
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Чубиркина Ирина Александровна

Конспект внеклассного мероприятия по правилам доорожного движения ко Дню велосипедиста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_velosiped_3-4.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по правилам дорожного движения

в 3-4 классах по теме :

« Двухколёсные транспортные средства и правила передвижения на них ».

Авторы конспекта: учитель ГБОУ СОШ №405

Чубиркина И.А..

Цель занятия:

Активизировать знания учащихся о двухколёсных транспортных средствах;

Познакомить детей с историей развития  велосипеда, его видами и устройством;

Проинформировать учащихся о правилах передвижения на двухколёсных транспортных средствах, продемонстрировать дорожные знаки данного направления.

Ход занятия:

1.Сегодняшнее занятие по правилам дорожного движения мы начнём с разгадывания загадок, потому что именно они помогут вам самостоятельно сформулировать тему.

Загадка 1.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом – и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (велосипед)

Загадка 2.

Одной ногой толкаемся,

Другой ногой стоим.

И очень быстро катимся,

Практически – летим.(самокат)

Загадка 3.

Кто так сильно тарахтит

И быстрее ветра мчит?

Скорость - просто чудеса,

А всего два колеса.(мотоцикл)

2. Выслушиваются мнения детей по формулировке темы занятия.

Молодцы! Вы правильно догадались, что тема занятия: « Двухколёсные транспортные средства и правила передвижения на них ».

Какое из названных транспортных средств является у вас наиболее популярным?(велосипед). Сегодня мы расскажем вам и покажем историю создания и развития этого замечательного вида транспорта. А также поговорим о правилах безопасного передвижения на велосипеде.

3. Работа с презентацией.

Слайд 1.  Всемирно известное колесо было изобретено 5-6 тыс. лет назад. Идея использовать его в качестве части транспортного средства несколько веков не давала покоя многим ученым, механикам, изобретателям. Однако до 19 века нет точных данных о создании велосипедоподобного средства.

Слайд 2.  И правда - кто? Полного согласия в этом вопросе до сих пор нет. Идея ездить, используя только мускульную силу самого человека, возникла давно. Гениальный итальянский художник и мыслитель Леонардо да Винчи, живший 4 века тому назад, сделал эскиз экипажа, очень похожего на современный велосипед. У него были два одинаковых по размеру колеса, руль, седло и педали. А реализация идеи была предопределена развитием науки и техники.

Почему велосипед получил такое название? По латыни "velox" значит "быстрый" и "pedis"- "ноги". Вот и получилось "велосипед", то есть "быстроногий".  

Слайд 3.   Считается, что первый велосипед появился в 1808 г. в Париже. Он состоял из деревянной перекладины, соединяющей два колеса. Руля и педалей у него еще не было. Ехать на нем можно было только сидя на перекладине и отталкиваясь от земли ногами.

 Спустя всего 9 лет (в 1817 году) лесничий из Германии Карл фон Драйз усовершенствовал эту конструкцию, сделав ее переднее колесо управляемым и в 1818 году он запатентовал свое изобретение в городе Баден-Бадене.

 Внес свою лепту в совершенствование велосипеда простой рабочий - медник Дальзель. Чтобы не отталкиваться от земли ногами, он придумал рычажную передачу на ось переднего колеса. Седок попеременно двигал эти рычажки руками, тем самым приводя в движение велосипед. Но руки оказались слабыми помощниками. Тогда Дальзель заменил рычажки педалями для ног и  данное усовершенствование привлекло внимание к  деревянной конструкции фабрикантов.

Слайд 4.  Почему на велосипеде долгое время переднее колесо было больше заднего?

 Во- первых, для увеличения скорости движения, так как чем больше диаметр колеса, тем меньше оборотов ему нужно совершать.

 Во-вторых, так можно было уменьшить тряску. Но если постоянно увеличивать диаметр переднего колеса...- посудите сами. В конце концов, стало трудно дотягиваться до педалей, расположенных на нем.  Любой наезд на препятствие - и велосипедист, теряя равновесие, опрокидывался вперед и летел через колесо головой вниз.

 Устранить этот недостаток помогло появление в 1884 г. велосипеда с двумя низкими одинаковыми колесами, длинной рамой и цепной передачей на ось заднего колеса. Новая конструкция велосипеда получила название "бицикла". Он был куда безопаснее своих предшественников.

Слайд 5.  К концу XIX столетия велосипед - модное транспортное средство. Повсюду возникают велосипедные общества, начинают издаваться специальные журналы. Этими же обществами были установлены первые предупреждающие дорожные знаки - щиты с надписями типа "Велосипедист, осторожно".

 В Париже от Триумфальной арки была устроена, по-видимому, самая первая велосипедная дорожка со знаком "Дорога для велосипедистов". На велосипедах стали устраивать соревнования.

Плохие дороги, жесткие ободья колес долгое время не давали того удобства в поездке, которые испытывает современный велосипедист. Недаром велосипед долгое время называли "костотрясом". Чтобы как-то устранить этот недостаток, вместо железных ободьев на колеса были надеты сплошные резиновые шины. Для облегчения велосипеда колеса стали делать со спицами из прочной проволоки, а раму из труб.

Ездить на велосипеде стало куда легче. Велосипед становится популярным и доступным широким слоям общества. В 1901 г. только в одной Германии было изготовлено полмиллиона велосипедов.

Слайд 6.  К концу 19-го столетия велосипед в России становится популярным транспортным средством. Устанавливаются специальные правила движения на велосипедах. В Большой энциклопедии, которая вышла в свет в 1901 г. в Петербурге, говорилось: "Велосипед стал одним из основных средств передвижения и за несколько десятилетий покорил весь цивилизованный мир."

 В разных городах страны стали издаваться специальные велосипедные журналы, такие, как "Велосипедист", "Велосипед", "Самокат".

 Хотя стоимость велосипеда оставалась очень высокой и достигала 250 руб., он становится распространенным.

Слайд 7.   А теперь давайте перенесемся в наши дни, рассмотрим и назовем основные части современного велосипеда.

Слайд 8.   Каких только видов велосипедов не было придумано?! Сейчас перед вами велосипед-тандем на двух пассажиров. Он очень удобен во время парных прогулок, мини-экскурсий.

Слайд 9.   Интерактивная блиц-группировка разновозрастных велосипедов (  работа в группах). Защита проекта «Мой велосипед».

Слайд 10. Велосипедная дорожка.   Применяют для обозначения дорожки, по которой разрешается движение только велосипедов и мопедов, а при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки - пешеходов.

Слайд 11. Движение на велосипеде запрещено.  Запрещается движение велосипедов и мопедов.

Слайд 12. Пересечение с велосипедной дорожкой.   Устанавливают перед расположенными вне перекрестков пересечениями с велосипедными дорожками, обозначенными знаком « Велосипедная дорожка».

Напоминание! Ездить на велосипеде по дороге можно только с 14 лет.

Окончание работы с презентацией.

4.  Далее проводится музыкальная физпауза под песню Н.Дорофеева «Велосипед».

5.  А теперь вас ждет интересная творческая работа на компьютерах (листах) под названием « Это мой чудо-велосипед».

6. Подведение итогов занятия, выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и строительство транспортных средств. Зубчатая передача. Изготовление модели транспортного средства с ведущим передним колесом.

Материал представлен в форме конспекта занятия по лего-конструированию в начальных классах. Обучающиеся на занятии изучат механизм зубчатой передачи, научатся конструировать простой механизм «зу...

Знание правил дорожного движения для безопасного передвижения.

ВВЕДЕНИЕ:Кто придумал правила дорожного движения? Откуда взялись дорожные знаки?Зачем нам нужны правила дорожного движения и как правильно пользоваться ими?Наш проект посвящен истории происхождения пр...

Знание правил дорожного движения для безопасного передвижения.

ВВЕДЕНИЕ:Кто придумал правила дорожного движения? Откуда взялись дорожные знаки?Зачем нам нужны правила дорожного движения и как правильно пользоваться ими?Наш проект посвящен истории происхождения пр...

Дорога и её элементы. Разметка. Полосы движения. Главная и второстепенная дороги. Расположение транспортных средств на проезжей части. Условия безопасности дорожного движения

В России с 01 апреля 2020 года вступил в силу Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светоф...

Проект о безопасном использовании детских удерживающих устройств в транспортных средства "Формула жизни"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Прогимназия №63»...