Развитие речи - важная задача обучения родному языку.
статья по теме

Пирогова Марина Борисовна

В данной статье рассказывается о значении развития речи у учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_statya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 Выборгского района

Развитие речи – важная задача обучения родному языку.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками . . . Обращайтесь почтительно с         этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

И.С.Тургенев

Речь человека – важнейший показатель его культуры, мышления и интеллекта. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Обучение в начальной школе – очень важный этап в развитии речи каждого человека.

Что может быть важнее хорошо развитой речи. Без неё нет подлинных успехов в учёбе, нет настоящего общения, а  значит и коллективного труда. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию учащихся.

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он не возможен

Без эмоций, без увлечённости. Это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок и в перспективе.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная  и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи  обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

        Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употребление слова, над словосочетаниями, предложением  и  связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по родному языку в начальной школе. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса языка, а следовательно и составная (практическая) часть уроков литературного чтения и русского языка.

Названиями основных разделов программы по русскому языку подчёркивается, что развитие речи – та необходимая часть, содержания  и то звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык.

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику? Во первых, это требование содержательности. Говорить или писать можно лишь о том, хорошо знаешь. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребёнка жизнь. Приучать ребёнка говорить только содержательно – очень важная задача начальных классов. Во вторых, это требование логичности, последовательности, чёткости построения речи. Хорошее знание того, о чём школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логически переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же несколько раз.

Под точностью речи умение говорящего и пишущего не просто передать факты наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа.

Ясность речи – это её доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Речи вредит излишняя запутанность, не рекомендуется перегружать речь терминами, цитатами, красивостями.

        И выразительность, и ясность речи предполагают также её чистоту, т.е. отсутствие лишних слов: грубых, просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

        Т.А.Ладыженская вычленила специальные умения, которым  надо учить в школе, развивая навыки связной речи учащихся, которые должны помочь говорящему (пишущему), создавая текст, стать на точку зрения слушателя (читателя), реализовать как можно лучше свой замысел. У учащихся необходимо формировать коммуникативные умения: умение раскрывать тему высказывания, основную мысль высказывания, собирать и систематизировать материал к высказыванию, совершенствовать написанное (для письменной речи); умение строить высказывания в определённой композиционной форме; умение выражать свои мысли правильно (с точки норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.

Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. Обучая коммуникативным умениям, учитель  помогает учащимся все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. Умения систематизировать материал и строить сообщения в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к изложению и связываются с работой над планом.

Одной из важнейших задач, стоящих передо мной, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли. У учащихся младших классов ограниченный объём слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие фразы однообразной конструкции. Поэтому я должна стремиться  научить детей чувствовать  слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции. Обучать учащихся умению строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру, языковые средства в соответствии с целью, содержанием, типом и стилем речи).

Эти задачи я решаю на уроках литературного чтения, русского языка и специальных уроков развития речи.

Еженедельно  проводятся уроки по развитию речи на уроках русского языка.

В основной  образовательной  программе начального общего образования записано, что  одной из целей  изучения предмета «Русский язык» в начальной школе является: - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи.

Каково же содержание начального общего образования по развитие речи?

Обучение грамоте. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учѐтом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

        В результате изучения  содержательная линия «Развитие речи».

Выпускник научится:

        - оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

        - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

        - выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

        - самостоятельно озаглавливать текст;

        - составлять план текста;

        - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

        - создавать тексты по предложенному заголовку;

        - подробно или выборочно пересказывать текст;

        - пересказывать текст от другого лица;

        - составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

        - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

        - корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

        - анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом, оценивать правильность выполнения учебной задачи, соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

        - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды  и способы связи).

Успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках обучения грамоте

Подборки чистоговорок, пословиц, поговорок, игр со словами будут полезны учителям на уроках обучения грамоте в первом классе. Разучивая ежедневно с детьми небольшие стихи, мы способны превратить кажд...

Развитие речи на уроках обучения грамоте

Творческая работа с теоретическим и практическим материалом...

Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001549 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001533Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского...

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Статья "Важнейшая задача изучения русского языка"

Проблема орфографической грамотности волновала учёных в разные периоды истории. Содержание понятия «орфографическая грамотность» впервые было сформировано в период грамматизма-антиграммати...