ПРОБЛЕМЫ ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ШКОЛЕ
статья по теме

Луцкая Ольга Николаевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ШКОЛЕ

Сегодня в России в большинстве школ существует пятибалльная система оценок. Насколько пятибалльная система отражает реальное положение дел в  школе? Существующая пятибалльная система оценки знаний фактически является трехбалльной: поскольку ни "единица", ни "двойка" не становятся итоговой оценкой, детям ставят только "три", "четыре" и "пять.

Пять баллов - это не только технический инструмент, которым измеряют знания и навыки. По этой шкале определяют все: кто дурак, кто умный, кто хороший, кто плохой, какая школа качественная, какая так себе.

Школа кажется закрытой от внешнего мира: решетка, охранники, свой стиль общения, свои законы. Но именно здесь задается траектория дальнейшего развития человека - его самооценка, его выбор правил игры во взрослой жизни. И проблемы, порожденные школьной системой оценивания, становятся проблемами общественных отношений.

Каждый учитель пытается каким-то образом усовершенствовать эту систему, выставляя в журнал точки вместо «двоек», плюсы и минусы в дневники и т.д. А «единица» - это вообще лишь эмоциональный всплеск.

Чисто технически эта шкала очень неудобная и непонятная. Вроде бы простые цифры: пять, четыре, три, два. Но законам математики они не подчиняются, ведь за каждой отметкой стоит скорее эмоциональное высказывание, чем просто число.

Ну, например, почему три с плюсом меньше, чем четыре с минусом? Или какое число ближе всего к единице? Математика подсказывает, что это двойка, но реальная практика сближает единицу с четверкой: так легче исправлять…

Традиционная система не учитывает ни личный прогресс ученика, ни многие его достижения.

"Простите меня, врал с учебой, я боюсь" - такую записку написал четырнадцатилетний петербургский подросток, перед тем как выброситься из окна. Эта история облетела всю питерскую прессу. Желая порадовать родителей, восьмиклассник сам себе ставил в дневник пятерки и четверки. В конце года его мама позвонила учительнице и узнала, какие отметки сын получал на самом деле. После этого мальчик покончил жизнь самоубийством.

Школьные отметки - один из самых массовых источников неврозов. Травму может получить каждый - и отличник, и двоечник. "Раз я получаю двойки - значит, я плохой", "Я не могу получать другие отметки, кроме пятерок, иначе я не оправдаю надежд", "Глядя в свой дневник, я понимаю, что весь мир ко мне несправедлив" - из этих детских формул вырастают вполне взрослые проблемы: заниженная самооценка, комплекс вины, и так далее.

Когда-нибудь реформа все-таки случится. И по всей стране будет введена единая система оценивания. Самый главный вопрос - не когда это произойдет, а насколько глубокими будут перемены.

Попробуем кратко описать "идеальную модель" школьной отметки. Во-первых, она должна быть прозрачной, то есть ребенок должен всегда понимать, почему ему поставили три, десять или двадцать пять. Как программа-максимум - школьник сам выносит вердикт своей работе без участия взрослого. Во-вторых, отметки должны восприниматься как совместный результат работы учителя и ученика. Не "ты сделал плохо", а "мы с тобой что-то недоработали". И наконец, третий пункт: отметка должна оценивать не личность человека, а лишь конкретные его действия.

Если этого не сделать, то знания о таблице Менделеева благополучно забудутся, а все недостатки в отношениях с властью и обществом перейдут во взрослую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Методический пакет. Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете ФГОС

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Система оценивания в начальной школе

Наглядная презентация по оцениванию работ учащихся в начальной школе....

План работы творческой группы «Система оценивания в начальной школе »

В 2013-14уч г учителя первых и вторых классов нашей школы работали над темой "Безотметочное обучение в начальной школе". На заседаниях творческой группы мы изучили "Положение о безотметочном обучении"...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....