Конспект урока здоровья с элементами интеграции для младших школьников по теме "Носовой платок - история и современность"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Дармограй Вера Ивановна

Данный методический материал представляет собой урок здоровья для учеников начальной школы, который можно использовать как на уроке окружающего мира, так и во внеурочной деятельности (на классном часе). Главная цель занятия: профилактика наиболее распространённых простудных заболеваний, воспитание бережного отношения к своему здоровью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  *  Всякое дело поправимо, если человек здоров

                                                                                   *  Забота о здоровье лучшее лекарство

Носовой платок –

история

и

современность

Урок здоровья

(окружающий мир)

/ для учащихся начальных классов /

                                                                                              

Тема урока:

                  Носовой платок – история и современность (Окружающий мир «Органы чувств»)

Цели урока:

-  Обучение детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции); обобщение материала по теме: «Органы чувств».

-  Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, желания следовать здоровому образу жизни.

-  Профилактика наиболее распространённых (простудных) заболеваний  и оздоровление. Ориентация на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребёнка, реализацию усвоенных им знаний и представлений в повседневном поведении.

Оборудование:

  аптечка «Помоги себе сам», карточки – опоры для словарной работы, пословицы, правила страны Здоровья, таблица «Точки от насморка», рисунок «Чихающий человек», памятки – советы (раздаточный материал) «Точки от насморка», выставка носовых платков (женских, мужских, детских), наборы «Платки бумажные», газета «Здоровье детей», книга «50 уроков здоровья» (автор Н.Коростелёв), ингалятор, грамзапись (спокойная музыка), мультимедийная презентация.  

Ход урока

              / Звенит звонок /

Учитель:

              Прозвенел звонок и смолк,

                Начинается … здоровья  урок.

/ В руках у учителя карточка, на которой яркими крупными буквами написано слово «Здравствуйте!». /

-  Здравствуйте, ребята!

Произнесите и вы это удивительное слово.

                                                             / Дети произносят. Учитель продолжает./

- Садитесь!

-Ребята, чаще говорите «здравствуйте», «здравствуй» папе, маме, родственникам, друзьям, прохожим, и вы почувствуете, как у них поднимется настроение. И у вас, ребята, тоже поднимется  настроение. «А почему?» - спросите вы. Дело в том, что слово «здравствуйте»- особенное. Оно обладает оздоровительной силой. Когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья 

                                                      / в руках у учителя вторая карточка со словом «здоровье»), а желания рано или поздно исполняются. В слове «здравствуйте» как и в слове «здоровье», много звуков, которые дают нам заряд бодрости, делают нас здоровее.

        - Давайте все вместе скажем:

                              *  Я хочу быть здоровым!        

                                                                  (Дети повторяют./

                              *  Я могу быть здоровым!

                                                                   (Дети повторяют./

*  Я буду здоровым!

                                     ( Дети повторяют./

 

/ Появляется мальчик  Здрасик. В руках у него аптечка с надписью «Помоги себе сам»./

Здрасик:  

        - Здравствуйте, ребята!

                                             (Дети  здороваются.  Здрасик продолжает./

         Мне послышалось, что вы меня звали. Узнали меня?

Учитель:

        - Ребята, кто это?

                                       (Ответы детей.)

Здрасик:

               Да, я  Здрасик, Здрасик,

               Снова пришёл к вам на часик,

               Давайте трудиться,

               Здоровью учиться!

Учитель:

        - Ребята, вы рады новой встрече с нашим очень добрым  знакомым и настоящим другом  Здрасиком?

        - А кто же раскроет секрет, почему?

                          /Выходят два ученика и читают стихотворение./

Ученик 1:

        Мы здоровье изучаем,

        Сердцем радость излучаем.

Ученик 2:

        Холод учимся любить,

        Не хотим больными быть.

Ученик 1:

        Если что-то вдруг случится, ой, ой, ой,

        Мы сумеем защититься,

        Мы с тобой.

Ученик 2:

        Мы научимся  лечиться,

                                             развиваться

        И трудиться над собой.

Здрасик:

        - Правильно! Ведь, как утверждают учёные, каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведёт к болезни.  

Учитель:

         Замечательно! Значит, будем вместе здоровью учиться!

        

Здрасик:

        - А вам, ребята, хотелось бы побывать в стране  здоровячков – Стране здоровья?

                                                                                                                (Ответы детей.)

Чтобы оказаться в этой удивительной стране, нужно выполнить мои задания. Согласны?

Учитель:

 - Принимаем  приглашение Здрасика?

Здрасик:

 *  Вот первое задание.

        - Нужно вспомнить главные правила Страны здоровья.

                                                            (Дети называют два правила, после чего их  читают.)  

Учитель (открывает на доске запись):

         - Ребята, давайте прочитаем эти правила все вместе, дружно.

                                  Главные правила страны Здоровья

                                      1-е правило:  Я здоровье берегу,

                                                               САМ себе я помогу.

                                      2-е правило:  Никто не заботится о тебе лучше, чем ты САМ.

Здрасик:  

         -  Ай да молодцы!

* Вот вам  второе задание.

         Вам уже известно, что для того  чтобы  выбрать правильный образ жизни, нужно хорошо знать многие вопросы здорового образа жизни.

          Как вы мне сможете объяснить то, что основную ответственность за своё здоровье человек несёт САМ?

Учитель:

        - Здрасик, на этот вопрос ребята могут ответить притчей.

Здрасик:

         - Замечательно! Мне бы очень хотелось её послушать.

* Ученик:

         Жил – был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу - что у меня в руках: живое или неживое? Если он скажет «неживое», я выпущу её. Если он скажет «живое», я её задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошёл к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?» «Всё в твоих руках!» - ответил мудрец.  

Здрасик:

                  - Да, здоровье в руках каждого из нас. Вести здоровый образ жизни необходимо постоянно. Однако для этого необходимы воля, режим и,  конечно же, знания.

Ну, что же, ребята, с заданиями вы справились, а это значит, что мы попали в страну Здоровья. Я и мои друзья – здоровячки хотим помочь вам, дети, быть здоровыми. А это значит, познакомить с новыми и очень нужными в нашей жизни знаниями.

         - Итак, в путь – дорогу собирайся,

              За здоровьем  отправляйся!  

       

     (Включается тихая спокойная музыка.

 Здрасик садится на заранее подготовленный для него стул.)

Учитель:

         - Садитесь поудобнее, ребята!

         Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь мне, друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

         Мы всегда здоровы.

         Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг к другу и интересного путешествия по Стране здоровья!

                 

          (В то время, когда дети слушают учителя и выполняют его указания,  Здрасик из аптечки достаёт носовой платок и вытирает им лицо, шею от пота. Закончив текст, учитель молча некоторое  время   наблюдает за действиями Здрасика, тем самым переключает внимание детей на предстоящий разговор.)

Учитель (обращаясь к Здрасику):

         - Здрасик, у тебя всегда с собой этот предмет?

Здрасик:

        - Да! (Показывает носовой платок всем.)

Учитель (продолжает):

         - Ребята, Здрасику  известно, что этот небольшой кусочек ткани издавна привлекал к себе особое внимание.  А вы хотите узнать об этом? Ну, тогда…

Здрасик:

              -  Внимание! Внимание!

               Вам в подарок знания.

Учитель:

         -  Обратимся к теме нашего урока здоровья.

                       (Учитель вместе со Здрасиком открывают на доске запись. Ученики читают.)

         - Читаем дружно:

                                  Носовой платок –

                                           история

                                                 и

                                      современность.

Учитель:

        - Выходит, что носовой платок имеет свою историю?  

Здрасик:

        - Да!

Учитель:

        - Интересно! Давайте, поговорим об этом! (Здрасик соглашается.)  Где же наши помощницы?

                         (Выходит группа  девочек.)

-  Итак, послушайте историю носового платка.

        

* Ученица 1:  

         В Древнем Риме платки служили для осушения пота и освежения лица. Назывались они судариум и пинтеум.  (Слова написаны на карточках.)  Надушенные кусочки ткани носили на шее, на плече или повязывали на запястье. (Рассказ сопровождает показом.)

* Ученица 2:  

         В 3 веке нашей эры в обиходе появился платок маппа. (Слово «маппа» на карточке.) Им вытирали рот за столом, в него заворачивали остатки пищи.

* Ученица 3:

        Кто знает, что означает слово «Византия»? Это название государства. Так вот при византийском  дворе (4-15 век) платок стал символом знатности. Только дамы императорской семьи имели право закреплять воздушные (очень лёгкие, из тонкой прозрачной ткани) платочки на левом плече или локте. (Показывает прикреплённый

платочек на левом плече.)

* Ученица 4:      

         Носовой платок, которым пользуется человек  для  вытирания носа, появился приблизительно 400 лет назад. (Карточка с записью числа 400.) Венецианской аристократке, у которой был насморк, пришла в голову гениальная мысль вырезать из тонкого льняного полотна четырёхугольник и украсить его кружевом. ( Показывает тонкое льняное полотно и платочек из него.) Дама показала результат своего рукоделия подругам и продемонстрировала его применение. Это нехитрое приспособление очень понравилось итальянским модницам.

* Ученица 5:

         Сначала новинка покорила Италию, потом обосновалась во Франции, где пришлась по вкусу придворным короля Генриха 2-го. Существовал особый платок для вытирания слёз. Был платок  для сморкания. Эти платочки богато украшали вышивкой и кружевом, а носили в руках или за поясом. (Показывает вышитые и кружевные платочки.)  

 

            (Девочки садятся. Учитель продолжает.)

Учитель:

         А теперь перенесёмся в эпоху Возрождения. Это такое время, когда в некоторых странах  сооружаются  уникальные по своей архитектуре здания, дворцы, городские дома (на зданиях создавались арки, колоннады, купола…);

 художники пишут прекрасные картины, которые восхищают зрителей, прославляют мастерство авторов;

писатели создают удивительные художественные произведения, на основе которых ставятся спектакли и другие представления;

в этот период были сделаны великие научные открытия…

Наиболее подробно об этом времени, ребята, вы  узнаете на уроках истории и литературы в старших классах. А сегодня мы ведём речь о…   (Дети договаривают: «О носовом платке».) Послушаем …(называет имя заранее подготовленного ученика). /

/ Справка для учителя. Материал для словарной работы учитель использует с учётом возраста своих учащихся.: Эпоха Возрождения. Это 14-16 века. В этот период  стали сооружаться уникальные по своей архитектуре здания, дворцы, городские дома (на зданиях создавались арки, колоннады, купола…);

         художники пишут прекрасные картины, которые восхищают зрителей, прославляют мастерство авторов;

писатели создают удивительные художественные произведения, на основе которых ставятся спектакли и другие представления;

в этот период были сделаны великие научные открытия…

Таким образом, эпоха Возрождения – это особый период в культурном и идейном развитии стран./

* Ученица 6:

В эпоху Возрождения платок стал частью приданого невесты. Он имел разные названия и использовался для разных целей:

* простой  (слово на карточке) – 

                   изготовленный из очень тонкого полотна, употреблялся для вытирания носа;

* фаццопетто (слово на карточке) –

         был платком декоративным, модным элементом костюма – дамы чаще всего держали его в руке, чтобы привлекать внимание кавалеров. Такие платки могли стоить целое состояние. Платки были сильно надушены, чтобы скрыть запах пота, - ведь вместо мытья рук тогда протирали кончики пальцев влажным платком.

       (Читает по карточке.)

         В 1500 году Эразм Роттердамский писал: «Стыдно сморкаться в свою шапку или рукав, вытирать рукой или рукавом нос… Но избавиться от выделений из носа с помощью платка, отворачиваясь при этом от окружающих  людей, - это в высшей степени пристойно».

Здрасик (рассудительно):

        Вот это да! Более 500 лет тому назад обращалось внимание на правила пользования носовым платком, его обязательное применение! Интересно, какой формы были носовые  платки?  

            (Выходит группа заранее подготовленных детей.)

* Ученица 7:

        Вплоть до 17-го века платки были самой разной формы – треугольные, овальные, в виде ромба или круга  (показывает изображение платочков на таблице-опоре). Но французская королева Мария – Антуанетта пришла к выводу, что квадратная форма носового платка наиболее удобна и красива. И в тот же день Людовик 16-ый издал указ, которым устанавливалась единая форма носовых платков. Изготавливали такие платки в его королевстве. Длина платка должна была быть равна его ширине (показывает квадрат).

* Ученица 8:

        Когда появилась мода на нюхание табака, на платках стали оставаться некрасивые пятна, и декоративный платок исчез из обихода. Его заменил самый обычный платок, похожий на тот, каким мы пользуемся сегодня.

Вот какими носовыми платками пользуется наша семья. (Показывает классу оформленную папку «Мой носовой платок.)  Уже в 18 веке платок стал массовой продукцией.
        - Что это значит? Как понимаете?

                                                      (Ответы детей.)

* Ученица 9:

        В 19 веке в богатом (аристократическом) обществе появился маленький шёлковый  или батистовый, богато украшенный платочек, которым можно было красиво утереть слезу (делает соответствующий жест). Обычно его носили в специальном парчовом (парча – дорогая блестящая ткань) или вышитом бисером мешочке, прикреплённом к поясу.

Учитель:

         Таким образом, со временем люди поняли, что носовой платок способен принести большую пользу. Какие же сегодня существуют носовые платки?

Ученица 10:

         Сегодня платки самых разнообразных расцветок – клетчатые, в полоску, с цветочками или однотонные, а для самых маленьких пользователей – с забавными  рисунками – привычный и доступный предмет нашего обихода.

                / Заранее оформлена выставка носовых платков: «Женские носовые платки», «Мужские носовые платки», «Детские носовые платочки»./

Учитель (достаёт из пакетика и показывает детям платочки бумажные):

        - Как вы думаете, что это?

                                                 (одноразовые бумажные платочки)

        - Да, на смену носовым платкам из ткани пришли одноразовые носовые платки из мягкой трёхслойной бумаги.

        - Когда ими удобнее всего пользоваться?

                                                                    (Ответы детей.)  

        - По мнению врачей, именно такие платки предпочтительно применять при насморке. «Почему?»- спросите вы. Они более гигиеничны, и в отличие от своих собратьев, сделанных из ткани, не требуют стирки, кипячения и глажки.

         - Кто пользовался такими платочками?

         - Когда ещё удобны они в применении?

                                                     (В поездке, походе, ….)

  Здрасик:

             - Да, интересную историю имеет мой носовой платочек!

 - Ребята, знаете ли вы, почему я не расстаюсь с этой маленькой, но очень нужной всем – всем  вещицей? (Опять достаёт свой носовой платок и показывает детям.) Для ответа на этот вопрос я даже  захватил одну из своих  любимых книжек. Вот она. (Показывает книгу Николая Коростелёва «50 уроков здоровья для маленьких и больших».)

- Кто-нибудь знаком с этой   книгой?

Мне хочется прочитать детские воспоминания автора (я думаю, они как раз кстати), которые он назвал: «О чём напоминала бабушка?». (Открывая книгу, продолжает.)

Наверное, и вам не раз, ребята, напоминают взрослые о чём-то важном и нужном? Ну, слушайте! (Читает.)

О чём напоминала бабушка?

        «А ты не забыл носовой платок?» - каждое утро спрашивала меня бабушка, провожая в школу. Я не хотел обижать бабушку и показывал ей платок, хотя считал, что без него можно обойтись.

         Прошло много лет. Я стал врачом. Теперь-то  я хорошо знаю о большой пользе маленького кусочка материи! …

                                             (Здрасик прерывает чтение, показывает иллюстрацию «Чихающий человек» и  рассказывает.)

        - Посмотрите на данную фотографию. При чихании и кашле человек разбрызгивает до 40 тысяч маленьких капелек, которые разлетаются на 3 метра и даже на 5 метров. Капельки очень лёгкие. Они могут долго парить в воздухе. Люди, стоящие или сидящие рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионами находящихся на них микробов, капельки опускаются на пищу, разные предметы.

        Представляете, сколько человек может заразить один больной, если он чихает в автобусе или в классе?

Учитель:

         - Ребята!  Можно ли «коварному десанту» преградить дорогу?

- Как?

                                                                                    (Ответы детей.)

        - А что может посоветовать Здрасик?

Здрасик:

        - Это поможет вам сделать сложенный в 4 раза обычный носовой платок. Прикройте при кашле или чихании рот и нос.

                                              (Показывает.)

Учитель (продолжает):

        - А на уроке? Идёт урок. У школьника насморк. На беду, ученик забыл носовой платок. Ученику трудно дышать, он постоянно шмыгает носом. Мешает заниматься соседям. Да и сам он не может быть внимательным, хуже решает задачи, делает больше ошибок в диктанте.

- Ребята, кто из вас болел простудными заболеваниями?

- Так без какой же геометрической фигуры не обойтись особенно при насморке?

- Кому нравится такое заболевание как насморк?

                                                                        (Ответы детей.)

А вот у нашего друга  Здрасика  насморка вообще не бывает! Правда, здорово?

Давайте спросим у него, что можно делать, как помочь себе, чтобы не заболеть насморком?

Здрасик:

         - Получается  настоящий парадокс: когда бы мы ни простудились, всё некстати. То каникулы – болеть обидно; то контрольная на носу – болеть никак нельзя; то выход всем классом на экскурсию – болеть совсем уж глупо. А нос заложен, голова болит…

        - Что вы в таких случаях делаете?

                                                        (Ответы детей.  Можно показать специальный прибор для

                                                          домашних ингаляций.)

- Всё это хорошо. А не пробовали справиться с насморком точечным массажем?

        (Из аптечки достаёт газету «Здоровье детей» и показывает детям.)

- На страницах газеты «Здоровье детей» есть специальные советы руководителя отделения лечебной физкультуры и спортивной медицины доктора медицинских наук  профессора Сергея Дмитриевича Полякова и кандидата медицинских наук Ирины Тимофеевны Корнеевой. Но об этом хотел вам рассказать мой  друг – здоровячок Сам Самыч  Неболейкин. Только что-то его до сих пор нет. Скажу вам по секрету: он с детства мечтает стать известным учёным в области медицины.

        (Раздаётся стук в дверь.

Входит мальчик в белом халате, медицинской шапочке, в руках медицинская      сумка.)

Сам Самыч Неболейкин:  

         - Извините, пожалуйста, за опоздание! Дела! Здравствуйте!

                      (Надевает очки, достаёт папку с бумагами. Прокашливается.)

         - Можно начинать? Итак, насморк. Сначала я немного расскажу о философии болезни, а в следующий раз продолжим разговор об этом. Хорошо? Тогда слушайте внимательно. Ещё в древности восточные врачи обнаружили, что на теле человека располагаются отдельные точки, которые связаны с внутренними органами и системами организма. /Вставка из дополнительного материала. См. ниже справку для учителя./  Если на теле найти точки, «отвечающие» за больной орган, и начать их массировать, течение жизненной энергии и взаимосвязь между всеми органами и системами восстановится. Понятно?

        /Справка для учителя. Дополнительный материал для сообщения Сам Самыча Неболейкина.

. Точки эти находятся на невидимых линиях, каналах, меридианах – называйте их  как хотите, - по которым течёт наша жизненная энергия. У разных восточных народов эта энергия называется по-разному: «чи», «ки», «прана»…Движение жизненной энергии можно сравнить с бегом часовой стрелки, которая методично переходит от одной цифры к другой. Когда человек заболевает, ток энергии нарушается – она в избытке скапливается в одних органах, в других же её в это время не хватает./

Учитель:

  - Есть ли точки, которые «отвечают» за нос?

Неболейкин:

        - Сейчас как раз об зтом. Помогать мне будет Здрасик. Желающие это запомнить могут повторять движения за Здрасиком.

                                                          / Вывешивается плакат «Точки от насморка» (см. в приложении), который используется  для проведения тренинга.

 Выходит Здрасик и выполняет те действия, которые называет Неболейкин. Дети тоже принимают участие в тренинге-самомассаже./

- Точки, «отвечающие» за какой-либо орган, вовсе не обязательно  расположены  

рядом с этим органом. Например, для того чтобы избавится от насморка, надо массировать как точки у крыльев носа, чуть-чуть выше крыльев носа, так и точку чуть выше переносицы – между бровями, точки рядом с козелком правого и левого уха.

        А ещё за благополучное состояние носа отвечают точки между большим и указательным пальцами на внешней стороне рук, на внутренней стороне запястий, под коленками, у внешних уголков глаз, по средней линии головы на темени, на линии слияния шеи и головы – там, где мышцы шеи прикрепляются к основанию черепа.

        Каждую точку легко массируют указательным или большим пальцем в течение одной минуты. На симметричные точки надо воздействовать одновременно пальцами обеих рук.

Учитель:

        - Спасибо, уважаемые Здоровячки, за интересную информацию и полезные советы. Ребята, постараемся запомнить точки от насморка. Повторим ещё раз точечный массаж. А на перемене, в свободное время потренироваться сможете вот по этим  плакатикам – «подсказкам» (учитель показывает дополнительные опоры, размещённые на боковых и задней стенах  класса).

                (Вместе с детьми делают упражнения  Сам  Самыч  Неболейкин и Здрасик, опираясь на вывешенный на доску плакат-опору.)

Учитель:

        - Но мы сейчас здоровы, не больны насморком. Может и не стоит вовсе запоминать эти оздоровительные упражнения?

Неболейкин:

         - У точечного массажа есть и предупреждающий эффект. Не хотите заболеть – каждый день слегка массируйте точки от насморка.

Учитель:

        - Теперь понятно!

        Не зря говорят:  «Болен – лечись,

                                               а здоров – берегись.»     или

                                                                                 «Болячка мала, да болезнь велика».

- Итак, ребята, чтобы уметь поддерживать своё здоровье, необходимы знания, которые помогут его сохранить. Кто из вас получил сегодня новые знания?

- А  кто  считает, что сегодняшнее путешествие по стране Здоровья оказалось интересным, полезным  и очень необходимым для нашего здоровья? Почему?

                             (Дети делятся личными впечатлениями.)

- Тогда  в заключении  урока здоровья проведём игру «Да» - «Нет», а наши друзья – помощники из страны Здоровья посмотрят, чему же вы сегодня научились, что считаете для себя важным.

        1).  Носовой платок – это нужная вещь.   (- Да!)

        2).  Каждый САМ  себе может помочь в том, чтобы не заболеть насморком.    (- Да!)

        3).  Чтобы не заболеть насморком, каждый день будем закапывать нос специальными каплями.   (-Нет!)

        4).  Чтобы не заболеть насморком, нужно запомнить точки от насморка и ежедневно делать точечный массаж.   (-Да!)

        5).  Провожая вас в школу, мама или бабушка каждое утро будут (?) спрашивать: «А ты не забыл носовой платок?»   (-Нет!  -Да!)

-Молодцы! Значит, постараемся  запомнить, ребята: если болен -  …..(лечись), а здоров - …..(берегись).

         Вот и подошёл к концу наш урок – путешествие.  В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами».

               (На доске словарик: «золотник» - это совсем немного, примерно вес одной двухкопеечной монеты; «пуд» - шестнадцать килограммов.)

 Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу.

Пусть сегодняшний и каждый следующий урок здоровья будут для вас  золотниками здоровья.

Здрасик и Неболейкин:

        Ребята! В память о нашей встрече и с пожеланиями крепкого здоровья, хорошего настроения мы вам приготовили вот такие «Памятки-советы». А ещё для вашего классного уголка -  «Санбюллетень». Почитайте и расскажите об этом дома своим родным.

                                (Из аптечки достают «Памятки–советы» - «Точки от насморка» и раздают детям. «Санбюллетень», в котором  сообщается детям следующее: 1) «Обоняние – это …»; 2) «Как устроен орган обоняния у человека?»; 3) «Помоги себе САМ»,  помещается в классном уголке. Учитель и учащиеся благодарят здоровячков.)

        

Учитель:

        Ну, а теперь, ребята, посмотрите ещё раз на наших добрых и заботливых Здоровячков, гостей из страны Здоровья, на соседа слева и соседа справа, улыбнитесь им. Поблагодарите друг друга, скажите доброе слово «спасибо» (слово на карточке).

                               Наш урок закончился. Спасибо всем!

                               Будьте здоровы! И до новых встреч!

               

* Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь.

                                                                                                                      / Фуллер/

Приложение

* Здоровье – одна из самых больших жизненных ценностей. Но в отличие от других ценностей, мы не привыкли его сохранять, разумно и бережно расходовать.

* Здоровье –  это та вершина, на которую каждый человек должен взойти сам.

*  Пословицы о здоровье

-    Здоровье дороже богатства.

-    Здоровье сгубишь – новое не купишь.

-    Здоровому врач не нужен.

-    Здоровому всё здорово.

-    Здоровье красит человека.

-    Забота о здоровье – лучшее лекарство.

-    Всякое дело поправимо, если человек здоров.

-    Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье     потерял – всё потерял.

-    Хворь не сорочка – с плеч не скинешь.

-    Чеснок да лук – от семи недуг.

-    Чистота – залог здоровья.

*  Загадки

1).  Между двух светил

      Я в середине один.

                                            (Нос)

2).   Вот гора,

       А у горы

       Две глубокие норы.

       В этих норах

       Воздух бродит,

       То заходит,

       То выходит.

                                            (Нос)

3).   /Ненецкая загадка/

        Два белогрудых оленя тянут грузовую нарту.

                                                     (Глаза и нос)

4).   На скале сидит лягушка,

                    а спрыгнуть не может.

                                                                (Нос)

5).   По разным

       Сторонам  крыльца

       Живут два братца-близнеца.

       Мешает встретиться порог –

       На ровном месте бугорок.

                                                         (Глаза и нос)

                         

*Это любопытно!

-  Большинство людей распознаёт примерно 10000 запахов.

-  Обоняние в 10000 раз чувствительней вкуса.

         

                                                                                                                                                               * Что такое обоняние?

        Обоняние – одно из чувств человека и животных, способность воспринимать и различать запахи. Обоняние служит животным для выбора и поиска пищи, выслеживания добычи.

        

                                                                               

* Как устроен орган обоняния у человека?

        В средней части носа человека находятся обонятельные нервы, ответственные за способность чувствовать различные запахи, например, цветов или бензина, свежего хлеба или чеснока. Обонятельные нервы способны различать около тысячи разнообразных запахов.

        При простуде воспаляется слизистая оболочка носа. Это приводит к затруднению носового дыхания и нарушению восприятия запахов.

         Собаки, кошки, лошади узнают о приближении хозяев задолго до того, как они подойдут ближе. У диких животных нюх развит ещё сильнее, чем у домашних.                                    

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с элементами интеграции в 1 классе

Данный урок проведён в 1 классе. Программа 2100...

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...

Статья "Литературный портрет как элемент развития речи младшего школьника

Цель- увидеть умение учеников передавать портретные характеристики реального человека, используя изобразительно-выразитеьные средства языка....

Конспект занятия с элементами тренинга для младших школьников. «Белая ворона».

Часто в детском саду и начальной школе берет начало проблема изгоя в классе. Если она не решается сразу, то в старших классах всем будет очень нелегко. Педагоги, родители, психологи думают над т...

Конспект урока математики с элементами интеграции в 3 классе «Закрепление по теме: «Меры времени»

используя на уроке математики элементы интеграции с уроком развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, учащиеся закрепляют свои знания, умения и навыки о...

Основы проблемы по сохранению здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших школьников. История вопроса

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России....

Конспект занятия на развитие связной речи у младших школьников с элементами игры

Занятие с элементами игры на развитие связной речи. Тема: Путешествие в АфрикуЦели:- совершенствовать и активизировать словарный запас детей по данной теме;- упражнять детей в образовании су...