«Виды театральных кукол»
материал по теме

Кузнецова Наталья Георгиевна

Ознакомительная беседа с детьми в области театрального искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_kukol.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Виды театральных кукол»

Цель: активизация познавательной и творческой деятельности воспитанников за счёт компьютерной визуализации.

Задачи:

- расширить представление детей о виде кукол через просмотр слайдов презентации;

-показать различные виды кукол и способы управления ими;

- формировать положительный интерес к кукольному театру.

Результат:

На данном  занятии дети познакомятся с различными видами театральных кукол, получат возможность самим поуправлять различными куклами, оценить их возможности. А о других  видах кукол, которых нет в наличии, смогут узнать из презентации, так же узнать о известном кукловоде С.В. Образцове и его театре.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Виды кукол», ширма, кукла-марионетка, тростевая кукла, кукла на потычках, кукла- картинка,  перчаточные куклы.

Целевая группа: участники кружка

Ход занятия.

1.Организационный момент. 

Педагог  читает стихотворение В. Берестова  «Рука – артистка».

Превращается рука

То в котёнка, то в щенка.

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень, очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке.

2.  Сообщение темы и цели занятия.

   - На прошлом занятии мы узнали много интересного о театре. Кукольный театр появился на свет очень давно. Главная фигура в спектакле – кукла, а актера, который ей управляет, называют кукловодом. Сегодня мы познакомимся с видами театральных кукол и способами их управления.  (слайд 1)

3. Основная часть.

    Беседа с демонстрацией слайдов.

   - Во время спектакля актера-кукловода не видно, но от него многое зависит: то, что кукла говорит, с какой интонацией, то, как она двигается, похожа она на живую или нет и т.д. Для кукольного представления нужна ширма, для того чтобы скрыть актера, и все внимание было направлено только на куклу. Ее изготавливают, как и кукол, в мастерской. То, какая ширма используется в спектакле, зависит от разновидностей кукол.

    Среди театров кукол различают два основных типа (слайд 2) :

1.)Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

2.) Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

 - Мы видим некоторые из них.  Все эти куклы по-разному приводятся в движение, а каким способом, я думаю, что вы догадаетесь сами. Мы разделимся на пары, заданием каждой пары будет познакомиться с одним видом куклы .

 

    Дети распределяются, дается время на общение детей с куклами. После этого каждая пара демонстрирует «ожившую» куклу, дети сами рассказывают, как привели куклу в движение. Педагог дает пояснения всей группе, показывает слайд с иллюстрацией каждого вида куклы и рассказывает о способе её управления.

1-я пара.

Педагог - Эти куклы называются «Марионетки». Куклы этого типа управляются множеством нитей. Нити прикреплены к голове, спине, рукам и ногам куклы, поэтому она очень подвижна. Она умеет бегать прыгать и даже стоять на голове или ходить на руках. Актер держит в руках специальное устройство, к которому сведены все нити.

      С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках - куклы на нитках или металлических штырях , закрепленных к голове.

   В основном все марионетки приводятся в движение при помощи нитей, прикрепленных к ваге. (Ва́га — приспособление для управления куклой-марионеткой.) (слайд 3)

2-я пара.

Педагог - Это тростевые куклы. Тростевые куклы родились на острове Ява в Индонезии, были популярны в Китае, Японии. Эти куклы играют на ширме. Трости-палочки крепятся к кистям рук и голове куклы. Иногда, когда кукла должна выполнять в спектакле сложные движения, к ней прикрепляют много тростей и управлять такой куклой под силу нескольким актерам.

      Чтобы играть такой куклой требуется огромное мастерство. Но большинство театров , в том числе и нашей страны, используют в своей работе разнообразные системы тростевых кукол (срытые и открытые трости). Трости придают кукле большую выразительность. (слайд 4-5)

3-я пара.

Педагог- Это кукла на «потычках». Куклы на «потычках» появились в Европе. Это всего лишь деревянная фигура на одной палочке. Она способна только перемещаться по ширме.

   Кукла на «потычке» Такие куклы используют, когда представление или какая-то из его сцен играется не на ширме, а, например, на столе. Эта кукла очень подвижна, выразительна. Сначала эта кукла появилась в Польше, а потом прижилась и у нас в России. Основа данной куклы состоит из трех частей: голова, туловище и гапит (ручка), за которую водят данный вид куклы. (слайд 6)

4-я пара

Педагог - Это перчаточная кукла. Эти куклы надеваются на руку, как перчатка. Указательный палец управляет головой, а большой и средний пальцы – руками куклы. Перчаточная кукла может делать много движений. (слайд 7)

   «Театр Петрушки»

  «Театром Петрушки» или перчаточным театром называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки, которая шьется по руке актера. Это наиболее древнейшие и простые в изготовлении и в игре куклы.

   Они широко распространены в различных театрах мира. Но особо популярными стали перчаточные актеры в фольклорных театрах кукол разных стран (Пульчинелла в Италии, Петрушка в России, Полишинель и Гиньоль во Франции, Панч и Джуди в Англии, Карагез в Турции, Гансвурст и Касперле в Германии, Кашперек в Чехии). (слайд 8)

   С.В.Образцов и главный кукольный театр России

Один из самых известных кукольников ХХ века – создатель нашего Государственного Академического Центрального театра кукол - Сергей Владимирович Образцов. В 1931 году он создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол. Но любимыми куклами в театре оставались перчаточные куклы. У Сергея Владимировича была незаменимая перчаточная кукла – Тяпа, которая была с ним более 60 лет.

    Необычные часы на здании дома театра кукол. Каждый день в 12 часов распахиваются узорные ставни всех двенадцати окошек и показываются все жильцы теремка – начинается маленький театр. (слайд 9,10)

Педагог - Мы увидели самые распространенные куклы. На самом деле их множество.

 «Большая» кукла ( Великаны)

   Высота этих кукол зависит от роста кукловода (от 1м до 1,7м) или от режиссерского замысла (существуют куклы более 2 метров). Их водят в основном два актера. Существует также два способа вождения «больших» кукол.

   «Большие» куклы обладают богатыми сценическими возможностями.

   «Большими» куклами решаются театральные постановки в Москве, Санкт-Петербурге,

Париже, Пекине (площадной театр). Но особо хороша кукла на эстраде. Интересен опыт работы японских театров. (слайд 11)

Кукла с «живой рукой»

   Многим кукольникам в последнее время полюбилась кукла с «живой рукой». Если в куклах других систем предусмотрен целостный корпус, то здесь его нет. Вместо рук куклы (или одной руки) работают руки кукловода (обнаженные или в цветных перчатках).

   Данный вид куклы весьма распространен в театрах «одного актера», в театрах, ставящих эстрадные номера.

   Подлинную славу кукольнице Марте Цифринович составила кукла Венера Михайловна

Пустомельская, кандидат околовсяческих наук, доктор по всем вопросам. (слайд 12)

«Пальчиковые куклы» ( слайд13)

 « Планшетные куклы»( слайд14)

«Кукла автомат» ( слайд 15)

4. Итог занятия.

В конце   занятия  дети встают в круг.

Педагог - Что нового узнали на   занятии ? Чем запомнилось занятие? и т.д.

Дети - …….

Педагог - Какая самая лучшая награда для артиста?

Дети - Аплодисменты зрителей.

Педагог- Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии театра кукол "Золотой ключик"

С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе художественно – эстетических  и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое...

Театр кукол.Голова театральной куклы. 3 класс

Презентация поможет зрительно увидеть как изготовить перчаточных кукол  для театрального представления....

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мастерская» в 4 «А» классе.Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»

Сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. Сегодня вы сможете  про...

Внеурочная деятельность. Кукольный театр Буратино. Виды кукол. Приемы вождения кукол

Цель: - формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.Задачи:- познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол;- развивать творческие способн...

Тема занятия: "Текстильная кукла. Виды текстильных кукол."

Сегодня мы рассмотрим, как можно очень легко своими руками, изготовить вот такие модели кукол. Чтобы сшить куклу своими руками, нужно обязательно использовать готовую выкройку. Очень сложно на первых ...

Методическая разработка театрализованного представления "Театральный урок. Театральная азбука"

Методическая разработка игрового урока-занятия, где старшие дети разыгрывают под руководоством педагога театральные термины, объясняя их для младших. Интерактивные игры и неформальное игровое общение ...