Игровые технологии при обучении детей с ограниченными возможностями
статья на тему

Решетникова Ирина Михайловна

Для успешного обучения детей с умственной недостаточностью, нужно увлечь, заинтересовать учащихся. В этом помогают игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в воспитании обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

                                                                                                         

Огромные социально-педагогические возможности для гармоничного формирования и коррекции интеллектуального, физического и психического потенциала детей с нарушением интеллекта в школьном образовательном процессе имеет широкая и целенаправленная игровая деятельность, которая не исчерпала свой огромный потенциал воздействия на снижение различных нарушений в развитии учащихся. Воздействие происходит через различные формы игровой деятельности, игровые технологии, игры-тренировки, игры-задания, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать и корректировать недостатки в развитии, социально адаптировать  детей с  интеллектуальной недостаточностью к жизнедеятельности в обществе.

             Глубокий и всесторонний анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школьной образовательной среде позволил выявить следующие противоречия между: необходимостью создания широких и разносторонних организационно-педагогических условий в школьной среде, ориентированных на гармоничное становление и коррекцию субъективных свойств и качеств учащихся и недостаточное обоснование необходимости разработки современных игровых педагогических технологий для коррекции детей с нарушениями в умственном и физическом развитии;

На основании выявленных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в поиске и разработке продуктивных технологий основанных на игровых тренингах в обучении детей в специальных коррекционных общеобразовательных школах VIII вида.

Объект исследования: обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате № 2- VIII вида.

Предмет исследования: структура и содержание педагогической технологии игрового тренинга в обучении  детей с интеллектуальной недостаточностью  в школе-интернате № 2- VIII вида.

Цель исследования: теоретическое обоснование содержания и опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей.

Гипотеза исследования: обучение детей с  интеллектуальной недостаточностью, в школе-интернате № 2- VIII вида,  будет более гармоничным, продуктивным и способствовать благоприятной социальной адаптации в обществе, если:

-разработать педагогическую технологию игрового тренинга в обучении детей с  интеллектуальной недостаточностью;

-структурировать содержание педагогической технологии игрового тренинга по следующим блокам задач: образовательные, оздоровительные, воспитательные и социальные: что будет способствовать стимулированию и коррекции умственной деятельности детей через различные познавательные и логические игры и игровые упражнения, формированию здорового образа жизни и навыков социализации и адаптации в обществе;

Всё это в совокупности позволит интегрировать эмоциональную, физическую и интеллектуальную составляющую развития детей  с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения, что в итоге будет способствовать гармоничному формированию и развитию детей, имеющих нарушения в развитии.

Для достижения цели исследования и проверки научной гипотезы были сформированы следующие задачи исследования:

1.Провести анализ состояния проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в современном образовательном процессе.

2.Обосновать и разработать содержание и структуру педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей.

3.Разработать методику диагностики результатов обучения детей.

4.В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогической технологии игрового тренинга в обучении учащихся начальных классов.

Методологической основой и теоретической базой исследования стали:  современные представления о проблеме обучения и воспитания умственно отсталых детей (Л.C. Выготский, Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и др.

            Методы исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической зарубежной и отечественной литературы; анализ документальных материалов врачебно-контрольных карт, и др., анкетирование, педагогические наблюдения; тестирование  ЗУН; педагогический эксперимент; экспертная оценка; математико-статистический анализ.

База исследования: исследование проводится  на базе специальной (коррекционной) школы-интерната №2-VIII вида, среди учащихся 1-4 классов. Объем выборки составил 58 человек.

             Этапы организации исследований: Первый этап: поисково-теоретический (2012-2013 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической (специальной) литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования. В то же время проводилась работа по изучению процесса обучения  в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида.

           Игровой подход - более естественная форма обучения в начальной школе.  В нашем случае, дети сами создают игру и играют в нее. Познание через игру-это новый принцип начальной школы. Новые требования  в обучении младших школьников направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его возможностей и способностей. Что бы было интересно соревноваться, дети делятся на группы.

           Можно играть, подсказывать, направлять, корректировать действия учеников, обсуждать с ними тему.  Здесь важно все: внимательность, организованность, умение убеждать, мотивировать, коммуникабельность. Это и есть качества будущего лидера, а умение работать в группе позволит им слаженно работать в других коллективах.

          Например,  игра «лото» создается  по выученным правилам написания орфограмм. Ученикам раздается игровое поле, в котором написано несколько слов, на доске пронумерованы выученные правила. Поставлена задача: найти в словах орфограммы, после - найти цифру правила, записать цифры в игровое поле. Затем следует взаимопроверка: группы обмениваются игровыми полями и проверяют друг друга. После чего один ученик разрезает верхнее поле - слова,  другой раздает каждому из группы и себе по одному (два) слову,  их переворачивают, что бы  никто не видел. Суть игры - как можно быстрее « пристроить» свое слово на верное окошечко с соответствующими ему правилами.                                                                                                                                                                                   Победителей может быть несколько человек.

на поляне

Поля

поле

поливать

полевой

                                

Орфограммы:

1.название          2.название            3.название              4.имена                   5. предлоги

предмета              действия                признака                 собственные

Второй этап: опытно-экспериментальный (2013-2014 гг.): на данном этапе проводится опытно-экспериментальная работа по реализации теоретико-методологических положений педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. В процессе опытно-экспериментальной работы, корректировались содержание, средства, методы и формы реализации игрового тренинга в обучении детей.

Третий этап: обобщающий (2014-2015 гг.). Этот этап будет направлен на теоретический анализ результатов опытно-экспериментальной работы, где поведется систематизация и обобщение результатов исследования, формулируются  выводы и разработаются рекомендации для педагогов, работающих с детьми в С(К)ОШИ VIII вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. Технология дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

Развитие дистанционного обучения это одна из программ национального проекта «Образование»....

Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение - все это поддерживает интерес к обучению. И сейчас, чтоб...

Статья: "Использование альтернативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями".

Для того, чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал, на уроках я применяю кроме традиционных методов элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного модел...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья"

В  данной работе рассказывается об организации работы с детьми с ОВЗ, об использовании ИКТ в работе с такими детьми....

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в...

Использование игровых технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих статус ОВЗ. Тем не менее, соблюдая Закон об образовании, они обязаны получить доступное образование, усвоить те академические навыки, которые ...