Доклад. Технология дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.
статья по теме

Гава Ирина Валериевна

Развитие дистанционного обучения это одна из программ национального проекта «Образование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gava_i.v._2015.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технология дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общеобразовательной школы.

     Развитие дистанционного обучения это одна из программ национального проекта «Образование».

     Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребёнка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения с различными людьми и педагогами. А ведь именно общение необходимо для социализации и адаптации ребёнка в обществе.

  Каковы же этапы технологии дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?

  1. Необходимо познакомиться с картой здоровья ребёнка. Перед составлением расписания и календарно тематического планирования необходимо изучить особенности здоровья каждого ребёнка. В течении года с учителями должна проводиться работа по различным темам (состояние здоровья, особенности детей-инвалидов, рекомендации по работе с инвалидами). Эта работа направлена на то, чтобы помочь учителям в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В эту работу должны быть включены врачи, психологи и т.д.
  2. Составление календарно тематического планирования на каждого ребёнка с указанием нумерации уроков тем разделов, тем уроков, предполагаемых и фактических дат уроков.
  3. Составление расписания. Оно согласуется непосредственно с родителями. При составлении расписания необходимо учитывать все возможности детей и нормативы Сан Пин.
  4. Дистанционные уроки.

Оборудование и программное обеспечение дистанционного обучения.

      Если ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии посещать общеобразовательное учреждение, то он должен быть обеспечен комплектом оборудования. В комплект должно входить: компьютер, который снабжен веб-камерой, сканер, принтер, электронный графический планшет для рисования, микроскоп, датчики для проведения лабораторных работ по физике, химии, биологии, цифровой фотоаппарат. К программам, установленным в компьютере по учебным предметам, прилагаются методические пособия. Все участники дистанционного образования должны быть обеспечены Интернет-доступом.

      Каждому участнику дистанционного обучения может быть предоставлен доступ к системе дистанционного обучения (www.vacad.ru), где располагаются материалы учебных курсов для поддержки учебного процесса по основным учебным предметам с 1 по 11 класс, детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый курс состоит из модулей (разделов). В каждом модуле рассматривается та или иная тема (и теоретические основы, и видео-урок по данной проблеме, и интерактив, и звуковое сопровождение, и он-лайн тестирование, и выход в интернет (при ссылке на другой ресурс), и интерактивные игры.

       На уроках дистанционного обучения возможно использование различных форм:

- объяснение нового материала (лекция)

- диктант

- тест

- игра

- опрос

- видео-урок

-он-лайн путешествие и т.д.

   Конечно же есть и проблемы с которыми сталкивается учитель в процессе дистанционного обучения:

- должно быть обязательное наличие отдельного кабинета для ведения он-лайн уроков

- компьютерная неграмотность ( как детей, так и их родителей)

- качество Интернет- соединения (шум, фон, сбои).

      При дистанционном обучении обучаемый должен владеть не только пользовательскими навыками, но и способами работы  с аутентичной информацией, т.е. с достоверной, с которой он встречается в различных ресурсах Интернета.

       На начальном этапе учитель должен быть готов уделить много времени тому, чтобы объяснить родителям, что такое скайп, как там зарегистрироваться, как пользоваться интернетом, как завести и пользоваться электронной почтой, как в поисковике найти нужную образовательную среду. Учителя дистанционного обучения должны помочь родителям и детям справиться с этими проблемами.

   Дисциплинированность, ответственность, пунктуальность (некоторые обучающиеся не выполняют домашних заданий, некоторые – не выходят вовремя на урок). Со стороны учителей должно быть то же самое: ведь это особые дети и они ждут с нетерпением этого общения.  

              Каждый педагог дистанционного обучения должен быть готов:

- работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья (здесь очень   важен эмоциональный настрой педагога)

- пройти курсовую подготовку по применению технических средств в работе

- встречаться (созваниваться) с учителями, которые ведут основной курс в школе и обсуждать, как улучшить успеваемость ребёнка при этом, не навредив его здоровью

- встречаться с родителями детей-инвалидов

- участвовать в обучающих семинарах, вебинарах

- оказывать консультативно-методическую и техническую помощь родителям и ученикам.

         В школе, в которой я работаю, имеется в наличии 2 комплекта оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья (конкретнее: для слабовидящих детей и детей, имеющих ДЦП).

        Данная аппаратура даёт возможность детям успешно осваивать образовательную программу. В комплект для слабовидящих детей входит компьютер с веб-камерой, наушники, микрофон, специальная клавиатура и специальные образовательные приложения.

      Клавиатура имеет увеличенный размер, что даёт возможность ребёнку хорошо почувствовать каждую клавишу. Каждая клавиша находится в специальной ячейке. Клавиши имеют специальную цветную маркировку, где цифры обозначены красным цветом, буквы – синим, специальные знаки – зелёным цветом, вспомогательные клавиши имеют оранжевый цвет. На каждой такой яркой клавише очертания букв, цифр и знаков так же увеличены в размерах. Это даёт ребёнку возможность всё хорошо видеть.

 Эту клавиатуру так же можно использовать в работе с детьми, имеющими диагноз ДЦП. Всё зависит от патологии заболевания. Т.к. каждая клавиша находится в специальной ячейке, то ребёнку с небольшими двигательными расстройствами кисти несложно будет нажать нужную клавишу.

    Если форма данного заболевания не позволяет ребёнку использовать клавиатуру, то тогда имеется в наличии  компьютерный джойстик и набор цветных выносных компьютерных кнопок больших и малых размеров.

Так же у нас имеется портативный плеер. Слабовидящему ребёнку можно заменить чтение на аудио чтение. Это позволяет детям окунуться в мир книг, истории, музыки и много другого.

       В своей работе с детьми мы используем обучающее приложение «Перволого». Данная программа способствует развитию  у детей логики и алгоритмического мышления, творческих способностей, художественных возможностей.

Так же посредствам Интернет используется обучающее приложение «ЛёрнингЭпс». Здесь имеется большое количество интерактивных заданий для самостоятельной работы учащихся. Ученик выполнив задания, может сразу проверить свои результаты.

       Конечно же мы не оставляем без внимания обучение детей с ограниченными возможностями здоровья созданию презентаций и проектов.

      Подводя итог своего выступления, хочется сказать, что дистанционное обучение начинает набирать обороты. Дистанционное обучение позволяет получать качественное обучение всем детям. А ведь, ссылаясь на закон «Об образовании», инклюзия – центральная идея развития  современного образования, затрагивающая глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. Дистанционное обучение позволяет включить детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе очень остро стоит проблема обучения детей с ограниченными возможностями. В Смоленске открыли Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями. У учащихся це...

Игровые технологии при обучении детей с ограниченными возможностями

Для успешного обучения детей с умственной недостаточностью, нужно увлечь, заинтересовать учащихся. В этом помогают игровые технологии....

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями Учитель английского языкаДунаева М.Б.  Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами ...

«Диссеминация опыта по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья»

На протяжении 6 лет преподаю курс «Информационные технологии» с использованием дистанционных технологий для детей с ОВЗ для их успешной социализа...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение - все это поддерживает интерес к обучению. И сейчас, чтоб...

Статья: "Использование альтернативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями".

Для того, чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал, на уроках я применяю кроме традиционных методов элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного модел...