ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С 1 КЛАССА
статья (1 класс) по теме

Проектная деятельность в начальной школе

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  1. формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  2. формируют и развивают УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);
  3. нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  4. реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С 1 КЛАССА

Федосеева Наталья Александровна

МОУ «СОШ № 32» г. Братска Иркутской области

ana1400@yandex.ru 

Современный школьник очень любознательный, инициативный и работоспособный. С малого возраста он уже исследователь, эта потребность биологическая. Ребенок познает мир, а самое главное его не нужно заставлять это делать, он сам к этому стремится. Другой вопрос как школьник будет получать эту информацию о мире: пассивно – от взрослых наставников, либо активно, т.е. сам.

Не всегда учителя видят разницу между проектной и исследовательской деятельностью. Проектная деятельность – это творчество в определенных рамках, ограниченное планом работы, а исследовательская деятельность – это более свободное творчество, и неизвестно какое открытие это исследование принесет.

Исследования ведут ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов, что даёт прочный фундамент фактов для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. А сколько положительных эмоций! Л.В Занков писал: «Интенсивная работа мысли вызывает чувство удовлетворения, а вместе с тем – стремление во что бы то ни стало довести работу до конца. Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой…»

С первоклассниками начинаю работу с исследовательской деятельности. Это важный этап в алгоритме работы над проектом.

       Объявила своим деткам, что мы будем учиться проводить исследования. Само слово «исследование» ребят заинтриговало. Предложила для определения темы исследования картинки с всевозможными изображениями. Выбор ребят был чрезвычайно разнообразен, но были и совпадения в интересах. Совместно было принято решение во второй четверти  провести исследование объекта из живой природы, в третьей четверти – из неживой природы, а в четвертой четверти исследовать объект, сделанный руками человека. Из предложенных картинок (для исследования во второй четверти) ребята остановили свой выбор на кошке и лошади. Путем голосования была выбрана тема «Откуда вы, кошки?»

        «А что, разве мы не все знаем об этом животном?», для рождения гипотез широко использую задания, предложенные А.И. Савенковым («Методика исследовательского обучения младших школьников»)

        «Почему кошка больше любит не меня, а маму? Я с ней больше играю, чем мама». «Твоя мама ее кормит, а это важнее, чем играть», «А я слышал, что кошки лечат, может у твоей мамы что-нибудь болит, а у тебя нет» и далее бесконечные предположения. Оказалось, мы многое знаем о кошках, интересно, откуда эти знания? И на этот вопрос ребята ответили (видели, читали, слышали). Специально этому их никто не обучал, ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать.

         Далее перед маленькими исследователями встал вопрос: «Как проводить исследование, что делать?» Не пришлось рассказывать о множестве способов сбора информации, наводящие вопросы и ребята сами их называли (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, по телевизору, понаблюдать, получить информацию в компьютере, связаться со специалистом).

        Собираемые сведения ребята фиксировали – рисовали, писали сами и родители помогали. Интересную информацию ребятишкам не терпелось сообщить всему классу. Собрали большое количество сведений: приметы, загадки, рассказы о своих питомцах, фотографии, интересные информации (кто приручил кошку, как устроен кошачий глаз, кошки по знаку зодиака, родственники и враги, словарь жестов, звуков и многое другое). Удивлялись сами и удивляли других.

        Читали книгу Ю. Куклачева, которую принесла увлеченная Настенька Быкова и фото (она со знаменитостью), которое гордо продемонстрировала всем.

        На уроке физкультуры разучили игры «Смелые мышки», «Бедный котенок» (в играх – повадки, характер изучаемого животного).

На технологи выполнили коллективную работу (кошки-гармошки),  сами придумали сюжет панно, каждый ребенок на нем поместил свою кошку.                                                                                                           Работали с кроссвордом «Самый…» (перед началом рабочего дня познакомила ребят с семейством кошачьих,  а в конце - предложила кроссворд (самый маленький, самый умный, самый быстрый, самый большой и т.п. из семейства кошачьих)).

На математике появился геометрический котенок со своим заданием (из каких геометрических фигур состоит, сколько треугольников, окружностей, квадратов; придумай своего котенка; найди отличия своего кота от котика соседа справа, слева). На обучении грамоте прослушали сказку «Кот в сапогах», поговорили о повадках, характере героя.  

На классный час пригласили ветеринара, который рассказал об уходе за кошками, удивительные истории, которые происходили с этими животными, провел увлекательную беседу с учениками. Ребята смогли задать вопросы специалисту.

       Итогом трехнедельного исследования стала познавательно-развлекательная игра «Кошки – это кошки!», выпуск газеты и вернисаж кошек (рисунки). Лучшие участники были отмечены дипломами. Получился трехнедельный праздник, во время которого ребята учились выдвигать гипотезы, задавать вопросы, находить и разрешать проблемы, обобщать, наблюдать, делать умозаключения и выводы, учились работать с информацией, которую черпали из разных источников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...

Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность". 2 класс

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их    ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 1 класс

Рабочая программа составлена для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Причулымская СШ» на основе: ФГОС НОО; требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса...